Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Советский апокрифический мультфильм с крайне неприличными игрушками

Сразу же отметим: «Ветер» - это киберпанк родом из СССР. Хотя данный советский мультфильм «для взрослых» обычно «награждали» побочными смыслами, что было в первую очередь связано с фигурой его создателя Роберта Саакаянца. Дескать, раз он является хиппи, то его проект – антиядерный пацифизм, предложенный в перестроченном духе. А не тут-то было... Для постижения некоторых художественных творений требуется не только время, но известное количество трагедий «нового уровня», например, эпидемий и связанных с ними режима самоизоляции. Мультфильм оказался несколько глубже, нежели агитка в стиле: миру – мир, войны не нужно! Начнем с того, что явленный в проекте мир по большому счету ограничен вахтенной комнатой с видам из её окна (читай: того, что показывают на мониторе). Любые попытки вырваться за её пределы заканчиваются неудачами, поскольку в итоге несущий службу старшина оказывается вновь и вновь в исходной локации. Без преувеличения – место, из которого нет выхода. Или проблема оживления «н
-2

Сразу же отметим: «Ветер» - это киберпанк родом из СССР. Хотя данный советский мультфильм «для взрослых» обычно «награждали» побочными смыслами, что было в первую очередь связано с фигурой его создателя Роберта Саакаянца. Дескать, раз он является хиппи, то его проект – антиядерный пацифизм, предложенный в перестроченном духе.

А не тут-то было... Для постижения некоторых художественных творений требуется не только время, но известное количество трагедий «нового уровня», например, эпидемий и связанных с ними режима самоизоляции. Мультфильм оказался несколько глубже, нежели агитка в стиле: миру – мир, войны не нужно!

Начнем с того, что явленный в проекте мир по большому счету ограничен вахтенной комнатой с видам из её окна (читай: того, что показывают на мониторе). Любые попытки вырваться за её пределы заканчиваются неудачами, поскольку в итоге несущий службу старшина оказывается вновь и вновь в исходной локации. Без преувеличения – место, из которого нет выхода.

Или проблема оживления «надувной женщины», которая с резвостью опытной машинистки начинает печатать на клавиатуре военного компьютера, управляющего ракетным потенциалом. Это не просто метафора всевозможных сублимаций, а указание на угрозы заполнения нашей жизни эрзацами. Сейчас нас учат как-бы-профессора, со сцены поют как-бы-артисты и т.д.

Опять же нельзя не обратить внимания на то, что главный персонаж постоянно проверят документы у персон, проходящих на секретный объект, что есть проблема «идентификации власти». Коя (власть) в итоге вырождается, так как появляются всякого рода «бойкие мухи», раскатывающие по коридорам на броневике.

Вырождение власти – это проблема почти извечная, однако для нашего общества, ставшая прямо-таки актуальной с хрущевских времен, когда наметилась тенденция к нежеланию «деток номенклатуры», придерживаться условностей. То есть тех самых действующих лиц, что заклинали и приближали распад СССР.

Примечательно, что мультфильм появился в канун трагических событий. Ведь кто призывал нас к переменам в те годы? Те, кто жил действительно плохо? Ни разу! Но те, кто больше не хотел скрывать свои состояния, да уверенные в том, что им мешали ещё больше жиреть.

Кадр из советского мультфильма «Ветер» (1988)
Кадр из советского мультфильма «Ветер» (1988)

Это неизменно выводит на вопрос неявных воздействий на социум, что отражено, по крайней мере, в двух эпизодах. В одном случае в секретный лифт заходит некто с хвостом «рептилоида». В другом - общее крушение системы вызывает кто-то похожий на партократа или представителя спецслужб.

Кадр из советского мультфильма «Ветер» (1988)
Кадр из советского мультфильма «Ветер» (1988)

Что мы имеем на выходе? Вся наша жизнь - это фикция, набор пикселей в вычислительной машине, которая тоже не является Абсолютом. Стремление выйти «за рамки» не нёсет в себе ничего кроме риска распасться на «бинарный код», пополнив бесчисленное количество нулей и единичек, определяющих наше имитационное Бытие.

Кадр из советского мультфильма «Ветер» (1988)
Кадр из советского мультфильма «Ветер» (1988)

Это также перекликается с намеченными «мощными штрихами» в мультфильме темами «последней минуты» и неотправленного письма. А также есть мотив двери, которая в равной степени и не ведёт никуда, и ведёт куда угодно. Кстати, а что пишет старшина в своём письме? А это строки из «Евгения Онегина», то есть послание в никуда.