Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
За Агатовым кабинетом следует Большой зал - центральное помещение комплекса. Этот зал был создан с целью максимального соответствия древнему Риму. Он был местом проведения различных праздников, театральных представлений и светских мероприятий.
Этот светлый и просторный зал освещают восемь позолоченных светильников в виде пальмовых листьев. Их держат мраморные женские статуи в античных нарядах, стоящие на постаментах из красного кварцита, привезенного из окрестностей Онежского озера.
Эти статуи изображают жриц храма богини вечного огня – Весты. Она считалась одним из главных богов Олимпа, а римляне видели в ней символ своего единства и хранительницу домашнего очага. Пока горел ее огонь, Рим, по их мнению, должен был оставаться нерушимым. В данном случае все это отсылка к высокому положению хозяйки «храма». Кстати, от имени Весты происходит хорошо известное всем слово «вестибюль» - помещение, посвященное ей.
На одном из постаментов сохранился бронзовый медальон с барельефом Зевса, остальные семь были украдены немецкими солдатами во время оккупации Пушкина.
Стены этого зала, выполненные из искусственного мрамора нежно-персикового цвета, а также зеленые мраморные панели в нижней части зала и вокруг оконных проемов, были созданы по рекомендации Камерона итальянским мастером де Падри в 1786 году.
В стенных нишах размещены античные каменные вазы. К счастью, две такие вазы, привезенные из Италии, сохранились до наших дней и находятся в этом зале.
В зале два камина нехарактерных для России. Тот, что справа от центральной входной двери, был приобретен у гравера И. Вольпато в Италии в 1781 году, а второй был изготовлен уже в Петербурге. На фризах каминов из красного вулканического камня Камерон расположил статуэтки танцующих муз. Во время оккупации Пушкина они, как и многие другие предметы, бесследно исчезли.
Над каминами установлены мраморные барельефы. Над левым камином расположен барельеф «Римская свадебная церемония», а над правым – «Александр Македонский, укрощающий коня Буцефала».
На мраморных стенах этого зала расположены восемь различных лепных тондо, созданных по эскизам Камерона скульптором Ж. Д. Рашеттом. Каждый из медальонов посвящен определенной теме: богине цветов Флоре, священному огню, жрицам храма Весты, жертвоприношениям богу Амуру и другим.
Восемь колонн из серовато-розового мрамора, стоящие по периметру зала, поддерживают позолоченный лепной потолок. Живописные вставки на кессонах выполнены в технике темперы на пергаменте, который затем был наклеен на штукатурку. На двадцати из них, расположенных по вершинам свода, можно увидеть изображения античных богов, мифологических персонажей, а также аллегории рек, морей и различных природных стихий.
Остальные изображения, как живописные, так и лепные, имеют декоративный характер и словно парят на облаках, образуя веселый хоровод вокруг богов и героев.
На розовых прямоугольных кессонах изображены античные танцовщицы, на зеленовато-голубых шестиугольных - парные сфинксы с женскими головами и грифоны.
Часть паркетов в Агатовых комнатах выполнены художником Иоганном Шпонгольцем из ценных пород дерева. Печальная история паркетов и дверей началась в 1784 году. Тогда скоропостижно скончался Александр Дмитриевич Ланской — фаворит Екатерины II. После его похорон в Царском Селе Екатерина Алексеевна, будучи под впечатлением от потери дорогого ей человека, решила использовать паркет и двери из недостроенного дворца Ланского для оформления данного зала.
За Большим залом следует “Яшмовый кабинет”, или как его первоначально называли, “Купольная комната”. В комнате два окна: одно из них выходит в парк, находящийся перед дворцом, второе открывает вид на Екатерининский дворец.
Стены “Яшмового кабинета”, как и стены “Агатового кабинета”, облицованы различными видами неповторимой уральской яшмы.
Под карнизом потолка Джеймс Камерон расположил бронзовый круговой орнамент, который был покрыт золотом и украшен изображениями мифологических героев. На парусах, то есть на треугольниках, образованных сводом потолка, Камерон поместил золотые женские фигуры. В кабинете четыре таких паруса и, соответственно, четыре женские фигуры.
В центре кабинета находится кессонированный купол с живописными вставками. Интерьер комнаты разделен на три равные части двумя портиками. Украшение потолка было завершено в 1785-1786 годах.
В левом (северном) углу комнаты находится камин, который скрыт за колоннами портика. Над камином сохранилось мозаичное изображение морского порта, созданное в XVIII веке. Слева и справа от окна расположены ниши, устроенные Джеймсом Камероном в стенах.
На стенах комнаты расположены девять зеленых панно из яшмы, окаймленных позолоченными рамками. До того как Пушкин был разграблен в 1941-1944 годах, на этих панно можно было увидеть мифологические фигурки из позолоченной бронзы, созданные скульптором Ж. Д. Рашетом.
Яшмовый кабинет с конца 1780-х годов украшает великолепная коллекция каменных ваз, изготовленных на российских гранильных заводах. Эти вазы разнообразных цветов и форм стали своеобразной “изюминкой” комнаты и отражали увлечение коллекционированием, свойственное многим богатым и знатным людям того времени.
Шесть ваз из коллекции Яшмового кабинета расположены над колоннами на так называемом архитраве - горизонтальном перекрытии между вертикальными опорами. По три вазы с каждой стороны создают впечатляющую композицию.
Овальный кабинет, также известный как “Круглая комната”, соответствует форме и размеру Лестницы и отличается более скромным убранством по сравнению с тремя основными помещениями “Агатовых комнат”.
Облик Овального кабинета в Агатовых комнатах, включая его потолок, был восстановлен в 2011 году во время реставрационных работ. В результате этих работ было обнаружено, что первоначальный декор комнаты существенно отличается от того, который существовал до начала реставрации.
Изначальный декор – покраску, позолоту и живописные узоры – создал Жан-Батист Шарлемань-Боде в 1786 году. Он же – автор плафонов для Яшмового и Агатового кабинетов.
На розовых стенах Камерон поместил четыре панно из позолоченных листьев. В центре каждого панно находится медальон с изображением аллегории одной из стихий в виде женской фигуры, сидящей с предметом, символизирующим эту стихию: кувшин (вода), птица (воздух), колосья пшеницы (земля) и увеличительное стекло (огонь).
Особого внимания заслуживает камин из белого мрамора с античным орнаментом.
Потолок в “Овальном кабинете” также заслуживает внимания и не уступает в своем великолепии другим комнатам. Он имеет куполообразную форму с кессонами, в которые также вклеены изображения, выполненные темперой - римские античные вазы и девушки с музыкальными инструментами.
Открытая дверь из Овального кабинета ведёт в последнее помещение "Агатовых комнат" - Кабинетец.
В одном из углов комнаты расположено кресло, принадлежащее Екатерине Алексеевне, которое было необходимо ей в последние годы её жизни.
В углу Кабинетца расположен красивый камин из белого мрамора, на котором уютно расположился маленький амур.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: