Найти тему
Блог Ивана Иванова.

На грузовике "Колхида" в Троицк и обратно

Мой отец был достаточно решительным человеком с детства. Когда его родной отец не вернулся с войны а его родная мать снова вышла замуж он так и не принял нового мужа своей матери и сбежал из села где он жил с родителями. Достаточно попутешествовал,каким-то чудом поступил в училище где учили специалистов по горному делу и закончил училище по специальности "Взрывник" Потом работал по специальности в геологических партиях в районе озера Балхаш,где и встретил мою мать. Потом уехал на заработки в город Рудный который тогда только начинал строиться. Достаточно сказать,что в то время людей от ж/д станции до города в зимнее время возили тракторными "волокушами" а летом на грузовиках. Вскоре в Рудный приехала и моя мать и родила меня во временном роддоме возле хоккейного корта (тоже временного). Мой отец долгое время и не хотел думать за свою родню. У него была фамилия по 1-у мужу его матери,а у всех его братьев -по 2-у и отец говорил,что они ему вообще не родня. Но как-то в городе его случайно встретила и узнала его сестра - тетя Люба, которая как оказалось тоже жила в г. Рудный со своей семьей. Как уж они разговорились-я не знаю,но с тех пор отец стал вспоминать свою родню. А через год после поездки в Киргизию отец,мать и я поехали на нашем Запорожце к родственникам отца.Они жили в городе Петропавловск в Казахстане и по окрестным деревням. От Рудного до Петропавловска было ок. 500 км,дорога была прямая и мы проехали их за один день. У отцовской родни была сенсация-мой отец приехал в гости после стольких лет. Почти все братья отца работали шоферами и отца с матерью возили на разных машинах от одной деревни до другой и кругом жила его родня. Меня частенько оставляли где-нибудь в чьем-нибудь доме и уезжали выпивать с родственниками уж не знаю какой воды на киселе.. Как-то помню перед отьездом меня спросили,что мне оставить покушать ? Я попросил молока и какую-нибудь сдобную булку. С молоком вопрос решился быстро-поставили на стол 3-х литровую банку молока только что надоенного и еще теплого,а в качестве сдобной булки поставили на стол белый хлеб и литровую банку гречишного меда с пасеки. Я рос в городе и никогда подобного не видел и когда я покушал то,что мне оставили,то потом целый день промучался с животом. Мы заехали и в Петропавловск,где поплутав по улицам нашли дом,где жил брат моего деда-отца моего отца. Дед в гражданскую войну воевал в коннице Буденного и по-видимому был лихим бойцом. Где-то на дорогах войны он украл себе жену из монастыря поселил ее в доме родителей и опять уехал воевать. После гражданской он сам выстроил дом в Петропавловске где и жил вместе со своей бывшей монашкой. В доме было много икон и церковных книг-дед уже свыкся с этой обстановкой,но иногда начинал ругатся по какой-либо причине поминая и Бога и душу и прочие загибели. Бабка в таких случаях бабушка металась по дому закрывая иконы специальными занавесками и убирала в шкаф церковные книги. Но делала это как-то уже привычно,без зла. Их дочка работала в центральном универмаге и она принесла отцу в честь встречи после долгого отсутствия два китайских 3-х литровых термоса расписанных цветами и мне джинсы Милтонс с настоящей застежкой "Молния".

-2

После этой поездки постепенно общение наладилось и сестра отца -тетя Люба стала частенько приходить к нам в гости со своими дочками и мужем. Муж тети Любы -дядя Леша был высоким,крепким мужчиной с окладистой бородой. Он работал шофером дальнобойщиком и неделями был в рейсах. Ему не нравилась эта работа и он пытался устроится в другую организацию по той же профессии -как-то помню он хотел устроиться в ВГСЧ (Военизированная Горно-Спасательная Часть) ,но эта Часть не зря называется "военизированной"-ему нужно было жить в доме,который специально построили для ВГСЧ и где на каждой лестничной площадке был установлен здоровенный звонок по сигналу которого нужно было быстро бежать в гараж на 1-м этаже этого же здания,заводить машину и ехать куда прикажут спасать кого-нибудь или исправлять какую-нибудь аварийную ситуацию иногда рискуя жизнью и здоровьем, а это дяде Леше не нравилось еще больше,чем работа дальнобойщиком. Так что он продолжал колесить на своем чудо-грузовике "Колхида" по дорогам СССР перевозя в полуприцепе различные железные конструкции. Когда я пришел из армии то первым к нам в гости пришел дядя Леша с предложением- "Иван, у меня напарник заболел,а другого не дают-нету ты сможешь со мной сьездить в Троицк в Челябинской области-отвезти металлоконструкции туда и привезти трубы обратно? Туда 250 км -за день доберемся-дорога хорошая,там в ресторан сходим-там красиво и обратно поедем. Дня за три обернемся" Я сказал,что у меня и прав-то нету,но дядя Леша энергично возразил -"Будем ехать по степи,где и сел-то нет а гаишников там отродясь не было." В общем я согласился-просто никогда не ездил в дальнобой на грузовике,хотя 230 км в один конец, конечно трудно назвать дальнобоем. Дядя Леша энергично выразил благодарность и сказал,чтобы завтра ок.8 утра я подошел к дому где он жил с семьей и ушел. Отец недовольно побурчал-меня уже ждали на заводе ,но успокоился. На следующий день я в рабочей куртке, брюках и рабочих ботинках подошел к дому дяди Леши. На пустыре возле дома я увидел стоящий грузовик с кабиной синего цвета. Это и была "Колхида" дяди Леши. В полуприцепе лежали какие-то конструкции закрепленные проволокой стянутой ломиком. Сейчас груз стягивают пластиковыми ремнями-быстро и хорошо,но это был 1979 год и пластиковых ремней еще и в помине не было-все крепили цепями или железной проволокой,которую стягивали ломиком.

КАЗ-608 Колхида
КАЗ-608 Колхида

У меня с собой была сумка куда мать положила один китайский термос с чаем,хлеб,отварное мясо и несколько банок рыбных консервов. Вскоре вышел и дядя Леша дожевывая на ходу мы поздоровались и пошли к машине. Дядя Леша открыл незапертую на ночь кабину с кряхтением сел в нее на место водителя и завел мотор. Мотор работал громко и порядочно дымил пока не прогрелся. А дядя Леша обьяснял,что взял с собой на всякий случай-200-литровую бочку бензина,50-ти литровую бочку масла,пару скатов-колес,инструмент и пр. Вроде все предусмотрели-груз закреплен надежно-так что можно ехать. Я залез на место напарника и мы поехали. Мотор у машины был откровенно слабым и плохо тянул груженый полуприцеп. Дядя Леша спокойно и привычно перегазовывал включая более низкие передачи. Так мы потихоньку выехали из города и почти с той же скоростью поехали по шоссе. Дорога была неровной -затяжные спуски сменялись затяжными подьемами и если на спусках вроде и можно было разогнаться но мешало рыскание грузовика по полосе,то на подьемах мы ехали 40-50 км/час. Я спросил у дяди Леши-"Почему машина так рыскает по дороге?" Дядя Леша ответил- "У многих Колхид такая проблема-вроде и регулировали механики рулевое ,а все равно-опасно разгонятся. Радио в машине не было-дядя Леша не любил музыку,а любил в дороге болтать с напарником чем он и занялся. Он распрашивал меня о службе в армии,рассказывал о своей службе.Потом я спросил дядю Лешу -"Что за мотор на этой машине стоит?" Дядя Леша стал отвечать используя в основном нелетературные выражения. Если оставить только то,что можно писать в Дзен то он сказал,что на Колхиде стоит тот же мотор что и на ЗИЛ-130,но из-за низкой квалификации конструкторов одной из республик СССР получилась вот это чудо-машина. Я удивился-в те годы ЗИЛ-130 был королем автострад среди грузовиков-80 км/час-крейсерская скорость по шоссе. А на Колхиде такая скорость попросту недостижима. Впридачу у ЗИЛ-130 кабина удобная-не дует из щелей как на Колхиде и сидеть удобно... Я уже понял,что за день мы не доедем и для уверенности спросил об этом дяди Лешу-Он ответил,что скорее всего пару дней будем ехать-машину нагрузили больше,чем должны были,ну не беда-переночуем в поле,зато по приезде в гостинице спать будем.вот так мы и ехали-временами на подьемах скорость падала до 40 км/час. Когда проехали Кустанай и отьехали от города километров на 50 дядя Леша предложил мне порулить автомобилем. Я пересел на место водителя а дядя Леша занял мое место-я с трудом после двойного выжима сцепления включил первую передачу и мы тронулись-дорога была пустая и возле дороги не было ни сел,ни отдельных домов-степь да степь кругом. Постепенно приноровился и стал легче переключать передачи. Слава Богу гидроусилитель руля на машине был и он работал. Несколько раз пришлось останавливаться возле речушек так как грелся мотор. Я бегал с ведром за водой и немного подождав заливал в мотор. Дядя Леша постоянно повторял,чтобы я не торопился-мол все равно сегодня не доедем и лучше заночевать в степи и завтра с утра приехать на базу,а ночью он не хочет ехать. В кабине было жарко,мы открыли пошире окна чтобы ветром продувало кабину. Дядя Леша говорил,что будто бы выпускаются Колхиды с кондиционером и ему об этом говорил механик,который сам ездил на такой Колхиде,правда кондиционер на ней уже не работал,но он был. Я слегка удивился такому прогрессу в автомобилестроении -тогда я еще не видел кондиционеров своими глазами-не видел бытовых,домашних,а тем более автомобильных. Ближе к вечеру дядя Леша предложил свернуть в деревню возле дороги и уверенно показал на дом возле которого нужно было остановить машину. На шум мотора на крыльцо вышла хозяйка - молодая женщина - и стала смотреть в нашу сторону. Дядя Леша подошел к ней и они о чем-то переговорили и по той радости с которой хозяйка дома смотрела на дядю Лешу я сразу понял почему он не хочет ехать ночью. Хозяйка пригласила нас в дом,быстренько накрыла на стол и сама села с нами вскоре на кухню застенчиво заглянула девочка лет 5-ти. Увидела дядю Лешу и быстренько залезла к нему на колени. В общем видно было,что дядя Леша здесь не первый раз. Мы выпили с дороги и плотно покушали. Потом хозяйка показала мне комнату с застеленной кроватью,где я буду спать,а сама с дядей Лешей ушла в другую комнату. Между тем уже стемнело и я с усталости от езды на такой лихой машине быстро уснул. Ночью правда показалось,что из соседней комнаты доносились звуки любовных игр и поскрипывание кровати но я опять уснул.

-4

Утром проснулся сам-вышел во двор в туалет и по видимому от поднятого мною шума проснулись и другие обитатель дома. Когда я вернулся из туалета дядя Леша с хозяйкой уже сидели за столом. И было видно,что хозяйке не хочется чтобы дядя Леша уезжал. Но как бы то ни было мы покушали и сели в машину-хозяйка помахала нам на прощанье рукой и мы поехали дальше. В машине дядя Леша несколько смущенно посмотрел на меня и сказал,чтобы я не рассказывал об этом тете Любе-его жене. Я разумеется пообещал,да я и так бы не стал рассказывать из "мужской солидарности" Впрочем через несколько лет дядя Леша все ж развелся с тетей Любой уж не знаю,что послужило причиной-мы в то время уже уехали из Рудного. Ну а пока не успели проехать 20 километров,как "стрельнуло" колесо на полуприцепе. Дядя Леша сказал несколько нецензурных слов в адрес механика,который не дал ему колеса по новее и мы остановились. Достали все необходимое и стали менять колесо. в те времена колеса на грузовиках были камерными т.е внутри покрышки была еще и камера-и воздухом накачивалась камера а не покрышка и покрышка закреплялась на диске специальной круглой скобой и накачивать такое колесо нужно было осторожно-эта скоба могла вылететь с силой и покалечить или убить шофера. Ну нам было легче-дядя Леша "выбил у механика пару готовых скатов накачанных и готовых к установке,так что мы поддомкратили (приподняли домкратом) полуприцеп,открутили пробитый скат,закинули его в полуприцеп и на его место поставили почти новый скат и осторожно опустили полуприцеп с домкрата. Подождали-все нормально,дядя Леша проверил давление в новом скате,потом немного подкачал воздух. Все-теперь можно ехать. Кабину мы подняли загодя чтобы мотор лучше остывал,дядя Леша замерил уровень масла в моторе щупом и покачав головой долил почти литр масла. Мы опустили кабину, защелкнули крепление и поехали дальше. Приехали на базу часам к 5 вечера. Дядя Леша отметился и поставил грузовик под козловой кран на специальной площадке. Я обрадовался-"Ну что,пойдем в ресторан?" Но дядя Леша сказал,что нужно помогать разгружать груз,так как рабочие уже ушли, остался только крановщик. Мы пошли разрезать и развязывать крепление груза,потом поработали стропальщиками пока кран поднимал наш груз и оттянув его в сторону опускал на бетонированную площадку. Потом мы стропили другой обратный груз, загружали его на полуприцеп,крепили проволокой,натягивали проволоку длинным ломиком. В общем закончили все к полуночи. Усталые и голодные пошли в общежитие где пришлось поругаться еще и с вахтером и кладовщицей,которые не хотели нас пускать и к часу ночи искупавшись в душе мы наконец уснули.

-5

А утром часов в 9 нас разбудил кладовщик и сказал,что наша машина загружена и нам нужно уезжать-бумаги на груз готовы -они в конторе и вообще нечего тут разлеживаться. Ну вот так мы и "сходили в ресторан" и все прочее. Я прошел к машине и сел в кабину. Дядя Леша быстренько забежал в контору,забрал бумаги на груз,сел за руль и мы поехали обратно. Я сказал дяде Леше-"Ну вот и сходили в ресторан!" Дядя Леша ответил- "Ничего,в следующий раз повезет больше" А я про себя подумал-"Ну уж нет-не будет следующего раза-буду на завод оформляться электриком зарплата поменьше,конечно,но и работа более цивильная"Обратный путь был даже тяжелее-груз был более тяжелым и машина ехала еще медленнее. По пути снова останавливались возле речушек и доливали воду в мотор. Мимо знакомой деревни дядя Леша проехал без остановки,только посмотрел на меня несколько сконфужено.Около полуночи мы приехали в Рудный.Дядя Леша высадил меня возле моего дома и поехал на базу разгружать машину. База в нашем городе работала круглосуточно и помощь в разгрузке не требовалось. Дома я быстренько ополоснулся под душем и завалился спать,а утром сказал отцу,который собирался на работу-что завтра поеду в контору завода оформляться на работу -сегодня отдохну,а завтра буду как огурчик. И так оно и было.
P.S. Тогда в 79-м году я и представить себе не мог,что через более чем 30 лет буду работать профессиональным шофером в совсем другой стране и буду водить большой грузовик с фурой рефрижератором за 200 и 300 километров от дома,но на ночь всегда возвращаться домой.

-6