Найти тему
Максим Бурмистров

Schicht: обрубок коллекционного счастья! Модели железных дорог из ГДР. Часть 29.

Когда мне предложили приобрести этот вагон, я не сомневался ни секунды, уже по виду определив, что передо мной все та же дремучая древность из начала эпохи моделизма ГДР, и даже недостатки, отлично видимые и скрытые, на кои честно указал продавец, меня ничуть не смутили: когда имеешь дело со старинными (в прямом смысле этого слова) игрушками, очевидные недостатки, которые, при этом, не портят внешнего вида раритета и не мешают его эксплуатационным свойствам, в расчет не берутся ни одним собирателем, ведь понятно золотое правило покупки редких предметов: не возьмешь сейчас, можешь уже просто не увидеть подобного никогда, так что, как говорится, не кочевряжимся, хватаем и бежим!
На этот раз в мои дрожащие, от волнения, руки, попал предмет, возможно, из первой половины двадцатого столетия, ибо вышел он из одной уважаемой и старейшей, в ГДР, мастерской – Герхарда Шихта, начавшей свою деятельность сразу после войны – аж в 1947 году.

Тот самый вагон, от предложения приобрести который я не смог отказаться.
Тот самый вагон, от предложения приобрести который я не смог отказаться.

Интересно, что Шихт начал свою деятельность с создания… парового локомотива (BR 03) с жестяным корпусом, и даже модернизировал его со временем, но потом переключился на дополнения и уже к теме тягового парка не возвращался. В свои лучшие времена, уже в составе гиганта PIKO, контора Schicht поставляла отличные вагоны и те же стрелки, но сейчас, как говорится, не об этом.
Представленный вагон лично для меня ставит несколько загадок, разгадать которые я не могу, лишь ограничиваюсь логическими предположениями.
Известно, что именно Schicht стал одним из первых кооператоров, резко отшатнувшихся от жести и карболита в изготовлении корпусов моделей, и перешедших на термическую формовку деталей из пластика, уже эта модель вагона может считаться выдающейся для своего времени по инновационности технологии изготовления и, что особенно важно – по точности воспроизведения деталей. Да, в целом вагон дышит лаконичностью, но разве его можно сравнить с теми же «оковалками» от ПИКО,
про которые мы с вами уже говорили?
А как выполнена надпись? Это ж просто конфетка! Мало того, что она выполнена на борту вагона фирменным шрифтом с углублением, но как красиво этот контур заполнен желтой краской – ни к чему не придерешься, отличное качество!

Надпись – высший пилотаж!
Надпись – высший пилотаж!

А… что вообще это такое – Mitropa? А это компания, основанная еще в 1916 году и занимавшаяся обслуживанием путешественников, перемещающихся по железной дороге и на автомобилях, фирменные вагоны с этой надписью были ресторанами или спальными, какой из них у меня? Судя по бордовой раскраске – ресторан, но внутри вагона, за настоящими, кстати, стеклами, нет никакого оборудования, оно появится в «шихтах» гораздо позже, после абсолютной модернизации модели.
Вагон выглядит, конечно, очень симпатично, он не только качественно сделан и окрашен, но и снабжен четырьмя колесными парами с поворотными тележками, то есть, тут все по-взрослому.

На путях вагон смотрится здорово, солидно.
На путях вагон смотрится здорово, солидно.

Тележки также отлиты из пластика и обратите внимание, сколь ажурно они выглядят, как тонко проработаны в каждой детали, такого у других кооператоров и у того же ПИКО на тот момент не было даже в помине!

Точность в каждой заклепке – в этом Шихт весь!
Точность в каждой заклепке – в этом Шихт весь!

Крыша у вагона, как и корпус, окрашена и в принципе, особой деталировкой не блещет.

Крыша – как крыша.
Крыша – как крыша.

Как я уже сказал, вагон несет на себе «следы бытования в народной среде», то есть в него играли и конечно, за столько лет он получил некоторые повреждения, всего их три: утрачена часть буфера, подножки и также потерян болт крепления крыши из-за трещины, образовавшейся в резьбовой части детали.

Слева отломили буфер, справа – подножку.
Слева отломили буфер, справа – подножку.

Перевернем вагон пузиком вверх и посмотрим на устройство тележек и маркировку. Интересно, что в самом начале своего творческого пути Шихт ставил на свою продукцию не только фамилию, но и начальную букву имени, так промаркирован и этот вагон: G. Schicht.

Отлично видна маркировка, устройство тележек и сцепок.
Отлично видна маркировка, устройство тележек и сцепок.

Здесь также интересно подметить устройство сцепок. Мало того, что тележка вращается на заклепке, Герхард решил пойти дольше и оборудовал вагон сцепкой оригинальной конструкции, подпружиненной и потому еще более пригодной для удобства маневрирования. В те времена многие производители моделей локомотивов и вагонов искали свой «филосовский камень», изобретая собственную версию сцепного устройства, такого, которое идеально соединяло бы вагоны при станционном маневрировании и не расцеплялось в процессе движения состава. Насколько это удалось сделать Шихту – не берусь судить, но вижу, что бывшие владельцы вагона не пытались никак модернизировать сцепки, а ведь даже мы в детстве постоянно что-то мудровали с теми же пиковскими сцепками – то пытались их опустить пониже, то задирали под углом, выгибая пластинку, то гнули сам крюк: нас не устраивало, что вагоны плохо сцеплялись в автоматическом режиме и что они постоянно норовили расцепиться в процессе игры, значит, качество работы этих устройств хозяев устраивало!

Уникальные сцепки, изобретенные Герхардом, видимо, работали хорошо.
Уникальные сцепки, изобретенные Герхардом, видимо, работали хорошо.

В принципе, я рассказал про вагон все, что хотел, нам осталось только вместе с вами погадать загадки. Одна из них касается того, что… достопочтенная компания PIKO на старте своей деятельности комплектовала свои наборы именно такими вагонами, произведенными Шихтом! Да, да, это кажется и мне невероятным, но именно эти вагоны (пассажирские, почтовые и рестораны) входили в первые наборы, реализуемые компанией ПИКО, от которой в коробку вкладывался лишь простейший локомотив и рельсы. Увы, каталогов ПИКО первых лет не выпускалось, но в юбилейной книге, посвященной деятельности ПИКО, я нашел вот такую фотографию, содержимое которой, вроде бы, не вызывает сомнений: среди других вагонов в составе можно легко рассмотреть «Митропу», сделанную мастерской Schicht, да и почтовый и пассажирские вагоны - тоже из кооператива Герхарда!

Первые наборы ПИКО комплектовались вагонами Шихта? Однако!
Первые наборы ПИКО комплектовались вагонами Шихта? Однако!

А теперь перейдем к бумагам. Как сказано в известном фильме, «погрузимся в чарующий мир отчетов и цифр». Так вот, в первом каталоге компании PIKO за 1956 год никакого упоминания о «шихтовичах» нет – и это странно. К этому времени фирма отказалась от услуг кооператива? И да и нет. В следующем каталоге, датируемом 1958 годом я увидел вот такую картинку:

Картинка – загадка.
Картинка – загадка.

Что мы тут видим? На мой взгляд, все тот же набор вагонов от Шихта, что и на предыдущей фотографии, особенно важны для меня тут пропорции вагонов, а еще точнее – их длина, ведь тут кроется следующая загадка.
Судя по картинке, вагоны имеют почти ту же длину, что и локомотив, и это правильно – они почти такие и есть, но… Самое главное «но» тут – это понимание того, что это картинка, а не фотография, и вот вам теперь загадка: обратите внимание на артикулы вагончиков под ней, где перечислен ассортимент предлагаемых наборов. А вот теперь перелистываем каталог и открываем разворот, на котором потенциальному покупателю демонстрируют эти же вагоны, но только по отдельности, их можно было приобрести и так – не в наборе, и что же мы видим?...

Смотрим в книгу и видим?..
Смотрим в книгу и видим?..

Мы видим не фигу, конечно, а совершенно другие вагоны, это никакой не Schicht, но артикулы то здесь точно такие же! Что же происходит? Ответить на этот вопрос я не смогу, есть лишь предположение, что и те и другие вагоны существовали в ассортименте ПИКО под одним артикулом – на том этапе такое «простодушие» было еще возможно, ибо коллекционировать модели «по серьёзке» и капризничать стали несколько позднее.
Но что тут важно, и это уже третья загадка. Представленные, на картинке вагоны – это уже продукция PIKO, и они… гораздо длиннее, чем вагон от Шихта! Но ведь это копии одних и тех же вагонов, кто тогда ошибся с размером, Schicht, или PIKO? Оказывается, все же Шихт и об этом говорится в другой умной книге, но не сообщается, почему кооператоры пошли на искажение пропорций, хотя сам вагон выполнили на высшем уровне. Я также не знаю на него ответ, но могу лишь предположить, что сделали они это «безобразие» по нескольким причинам. Причина первая – дефицит пластика, ведь, напомню, эра формовки из него тогда только начиналась и вторая причина – тоже прозаическая: изготовление более крупных деталей требовало более сложного оборудования, которого тогда еще не существовало, или оно было дорогим – тут можно лишь гадать.
Ну и еще один факт об этих «шихтовичах». Для меня было интересно понять, сколько времени они выпускались, и примерный ответ хотя бы на этот вопрос я нашел в каталоге моделей ГДР, вышедшего в далеком 1972 году. К этому моменту ПИКО уже включило Schicht в свои каталоги, однако Митропа в них не появлялась, в том же каталоге за 1967 год ее нет, и это понятно – у ПИКО уже была своя серия, устраивать внутреннюю конкуренцию в этом сегменте гигант не хотел. Но Schicht продолжал реализовывать свою продукцию параллельно с процессом сотрудничества с ПИКО и в упомянутом каталоге моделей ГДР за 1972 год MITROPA есть!

Под нумером 3!
Под нумером 3!

И даже цену можно посмотреть – весьма недурственно тогда вагончик стоил – 7.25 социалистических марок!
Как я уже сказал, Митропа оказалась благодатной темой для будущей ее модернизации самим Шихтом, но об этом мы поговорим в другой раз, у нас, я надеюсь, будет повод понаблюдать и за продукцией ПИКО, ведь вагоны начальных серий были тоже по-своему уникальными, а пока – подумайте над загадками, возможно, что-то свежее заскочит вам в голову?!

Другие материалы, посвященные моделям железных дорог из ГДР Вы можете прочитать тут:

Часть 1. Игрушечная железная дорога из ГДР: мечта любого мальчишки!

Часть 2. Каталоги продукции - ценный коллекционный материал!

Часть 3. Каталоги: что выпускала компания PIKO и не только.

Часть 4. Каталоги конца эпохи и редкие издания.

Часть 5. Локомотивы-легенды.

Часть 6. "Доисторический" моторный вагон.

Часть 7. Самый загадочный паровоз PIKO.

Часть 8. Электровозная тяга шестидесятых.