Начать обзор локомотивного парка хочется конкретно с этой модели – паровоза BR 64, сделанного в мастерской Gutzold GmbH & Co. KG.
История фирмы, сыгравшей большую роль в деле создания модельных локомотивов для железной дороги начинается сразу после войны, в 1945 году. Казалось бы – полная разруха кругом, до игрушек ли людям, тем более до таких сложных и не дешевых, ан нет – именно в это полуголодное и тяжелое время зачинаются многие фирмы и кооперативы, продукция которых сегодня ценится собирателями буквально на вес золота!
Линия жизни Gutzold весьма продолжительна, компания существует и сегодня, однако за столь долгий период она претерпевала множество испытаний. Продукция Gutzold сначала существовала самостоятельно, потом ушла под крыло PIKO с сохранением торговой марки, затем практически потеряла свое лицо, как и все кооперативы, «прихватизированные» государством, в эпоху развала ГДР банкротилась, но чудесным образом восстала из пепла благодаря уже потомкам мастера-основателя!..
Как я уже сказал в предыдущих главах, наибольший интерес для меня лично (и я в этом понимании не одинок) представляют модели локомотивов и вагонов начального периода становления железнодорожного моделизма. Пусть они примитивны и топорны, но в отличие от поздних моделей, их было выпущено и сохранилось крайне мало, некоторые локомотивы существуют в единичных экземплярах, а эксклюзив всегда ценится выше, чем продукция массово выпускаемая и уцелевшая.
Не буду дальше интриговать – знакомьтесь: паровой локомотив BR64!
Динозавр от Gutzold впечатляет своим диковатым, в сравнении с современными моделями, видом, но по своим временам это был достаточно передовой локомотив! Корпус отлит из карболита – популярного материала того времени, ведь эпоха пластика еще не наступила.
Карболит материал крепкий, но не терпящий мелкой деталировки, отсюда и весьма приблизительный рельеф корпуса, заметный облой на стыках деталей.
Здесь все еще очень приблизительно и наивно, в частности, система колесных тяг.
Передняя буферная площадка из металла, окрашенного в красный цвет, сами буфера стальные, выточенные на токарном станке.
Несмотря на всеобщую брутальность здесь видны зачатки будущего развития – под дугами уместились две лампы, что придавало самому локомотиву, безусловно, необычного антуража и интереса в игре, головной свет имелся далеко не во всех игрушечных паровозиках того времени.
«С заду» локомотив тоже интересен – света тут нет, но зато есть две очаровательные металлические лестнички, ведущие в тендер, сама отливка корпуса выглядит грубоватой, но в этом то и состоит весь коллекционный цимус этого старинного локомотива.
Меня умиляет рахитичный крючок, который называется «передней сцепкой», а вот заднее сцепное устройство, по всей видимости, полноценное, подпружиненное, утрачено, а найти такую запасную часть не представляется возможным.
Этот паровозик был сделан… году в 1960-м, потому что на корпусе блока цилиндров уже нет букв « JG », Gutzold вступил в эпоху обезличивания своей продукции…
А теперь перенесемся сразу в восьмидесятые, во времена расцвета компании ПИКО и тех кооперативов и фирм, которые вошли в состав национального предприятия, поставляющего игрушки во все страны СЭВ, и в том числе в СССР.
Теперь Gutzold выпускает совершенно другую модель BR 64, корпус и механика полностью переработаны. Это – эпоха пластика, высоких литьевых технологий, поэтому рельеф модели преображается до неузнаваемости.
Прекрасно проработана кулиса, сделанная из металла, а вот в передней части паровоз сохранил весьма узнаваемые черты, унаследованные от «прадедушки» - это и торчащие лампы головного света и красная металлическая буферная площадка с точеными из стали буферами, и пусть и не такая рахитичная, но весьма смешная система сцепного устройства.
Теперь на корпусе локомотива видны прорисованные краской бортовые номера, ведь его «лепили» с настоящего локомотива, фотография которого, кстати, имеется в каталоге ПИКО «с мальчиком».
Интересно, что бортовые номера старого и нового локомотива не совпадают: первенец имеет номер 64511, а паровоз 80-х годов номер 64180, в каталоге же «с мальчиком» 1968 года и вовсе другой номер – 64282…
Вот они рядышком, можно спокойно заняться сравнением и пройти тест «найдите 500 отличий»!
А теперь давайте заглянем на паровозы снизу, ведь интересно, как все у них устроено и что изменилось с «лохматых» времен!
Обращает на себя внимание надпись « Gutzold » на защитной пластине более современного локомотива, даже «под крылом» ПИКО компания получала возможность сохранять индивидуальность, правда, так было не всегда и локомотивы с такой надписью ценятся выше, чем такие же, но без нее, обезличенные.
Посмотрите внимательно на нижнюю часть старого локомотива – ничего не замечаете смешного? Да, да, бросается в глаза «система» крепления задней колесной тележки – это просто кусок изогнутой сталистой проволоки, завальцованной в площадку с колесиками! Такое решение вызывает невольную улыбку своей архаикой и простотой, но в том то и прелесть локомотивов «доисторической» эпохи, сегодня такой конструктив уже встретить не возможно!
Рассказ о раритете и его продолжателе можно завершить страничкой из энциклопедии моделей ГДР, вышедшей в 2002 году, здесь не только приведены разновидности локомотивов, но и указаны приблизительные цены в марках и евро, на которые, якобы, могут ориентироваться коллекционеры и продавцы, однако скажу, что даже на момент выхода в свет этой книги они абсолютно не отражали реалий. А теперь и вовсе ситуация изменилась – попробуйте отыскать и купить подобный локомотив Gutzold за 20-30 евро – это будет просто «сказка для взрослых»!
Ну и напоследок – еще один раритет – одностраничный буклет фирмы Gutzold , восставшей из пепла и заявляющей в далеком уже теперь 2001-м году о значительном ассортименте своей продукции, среди которой легко замечаются легендарные локомотивы, хорошо известные мальчишкам из СССР!..
Тем, же кто хочет прочитать первые главы, посвященные увлекательному миру модельных железных дорог из ГДР, я предлагаю посетить соответствующие странички с моими статьями на эту тему:
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4
Продолжение следует, поезд отправится с первого пути!