Найти тему
Максим Бурмистров

Модельная железная дорога из ГДР. Часть 5. Локомотивы-легенды.

Начать обзор локомотивного парка хочется конкретно с этой модели – паровоза BR 64, сделанного в мастерской Gutzold GmbH & Co. KG.
История фирмы, сыгравшей большую роль в деле создания модельных локомотивов для железной дороги начинается сразу после войны, в 1945 году. Казалось бы – полная разруха кругом, до игрушек ли людям, тем более до таких сложных и не дешевых, ан нет – именно в это полуголодное и тяжелое время зачинаются многие фирмы и кооперативы, продукция которых сегодня ценится собирателями буквально на вес золота!
Линия жизни Gutzold весьма продолжительна, компания существует и сегодня, однако за столь долгий период она претерпевала множество испытаний. Продукция Gutzold сначала существовала самостоятельно, потом ушла под крыло PIKO с сохранением торговой марки, затем практически потеряла свое лицо, как и все кооперативы, «прихватизированные» государством, в эпоху развала ГДР банкротилась, но чудесным образом восстала из пепла благодаря уже потомкам мастера-основателя!..
Как я уже сказал в предыдущих главах, наибольший интерес для меня лично (и я в этом понимании не одинок) представляют модели локомотивов и вагонов начального периода становления железнодорожного моделизма. Пусть они примитивны и топорны, но в отличие от поздних моделей, их было выпущено и сохранилось крайне мало, некоторые локомотивы существуют в единичных экземплярах, а эксклюзив всегда ценится выше, чем продукция массово выпускаемая и уцелевшая.
Не буду дальше интриговать – знакомьтесь: паровой локомотив BR64!

Паровоз BR64 – сама брутальность! Обратите внимание на рельсы – они закреплены на картонных шпалах, это тоже – старинные компоненты модельной железной дороги.
Паровоз BR64 – сама брутальность! Обратите внимание на рельсы – они закреплены на картонных шпалах, это тоже – старинные компоненты модельной железной дороги.

Динозавр от Gutzold впечатляет своим диковатым, в сравнении с современными моделями, видом, но по своим временам это был достаточно передовой локомотив! Корпус отлит из карболита – популярного материала того времени, ведь эпоха пластика еще не наступила.
Карболит материал крепкий, но не терпящий мелкой деталировки, отсюда и весьма приблизительный рельеф корпуса, заметный облой на стыках деталей.
Здесь все еще очень приблизительно и наивно, в частности, система колесных тяг.
Передняя буферная площадка из металла, окрашенного в красный цвет, сами буфера стальные, выточенные на токарном станке.
Несмотря на всеобщую брутальность здесь видны зачатки будущего развития – под дугами уместились две лампы, что придавало самому локомотиву, безусловно, необычного антуража и интереса в игре, головной свет имелся далеко не во всех игрушечных паровозиках того времени.

Экстерьер локомотива усилен металлическими деталями – лестничками, подножками, трубками.
Экстерьер локомотива усилен металлическими деталями – лестничками, подножками, трубками.

«С заду» локомотив тоже интересен – света тут нет, но зато есть две очаровательные металлические лестнички, ведущие в тендер, сама отливка корпуса выглядит грубоватой, но в этом то и состоит весь коллекционный цимус этого старинного локомотива.

Увы, задняя сцепка паровоза утрачена за время бытования…
Увы, задняя сцепка паровоза утрачена за время бытования…

Меня умиляет рахитичный крючок, который называется «передней сцепкой», а вот заднее сцепное устройство, по всей видимости, полноценное, подпружиненное, утрачено, а найти такую запасную часть не представляется возможным.

Сверху локомотив тоже выглядит «неотёснутым», слишком примитивным, но надо отдать должное конструкторам – по тем временам это был отличный лок!
Сверху локомотив тоже выглядит «неотёснутым», слишком примитивным, но надо отдать должное конструкторам – по тем временам это был отличный лок!

Этот паровозик был сделан… году в 1960-м, потому что на корпусе блока цилиндров уже нет букв « JG », Gutzold вступил в эпоху обезличивания своей продукции…

Наиболее ценны экземпляры паровоза с аббревиатурой «JG» на блоке цилиндров.
Наиболее ценны экземпляры паровоза с аббревиатурой «JG» на блоке цилиндров.

А теперь перенесемся сразу в восьмидесятые, во времена расцвета компании ПИКО и тех кооперативов и фирм, которые вошли в состав национального предприятия, поставляющего игрушки во все страны СЭВ, и в том числе в СССР.
Теперь Gutzold выпускает совершенно другую модель BR 64, корпус и механика полностью переработаны. Это – эпоха пластика, высоких литьевых технологий, поэтому рельеф модели преображается до неузнаваемости.

Через двадцать лет паровоз все выпускается, но он уже совсем другой!
Через двадцать лет паровоз все выпускается, но он уже совсем другой!

Прекрасно проработана кулиса, сделанная из металла, а вот в передней части паровоз сохранил весьма узнаваемые черты, унаследованные от «прадедушки» - это и торчащие лампы головного света и красная металлическая буферная площадка с точеными из стали буферами, и пусть и не такая рахитичная, но весьма смешная система сцепного устройства.

«Лицо» локомотива изменилось, но все же узнаваемо – в этом, наверное, таился фирменный стиль», почерк компании Gutzold!
«Лицо» локомотива изменилось, но все же узнаваемо – в этом, наверное, таился фирменный стиль», почерк компании Gutzold!
Обновился и «тыл» паровоза, он тонко проработан во всех подробностях, придраться не к чему!
Обновился и «тыл» паровоза, он тонко проработан во всех подробностях, придраться не к чему!

Теперь на корпусе локомотива видны прорисованные краской бортовые номера, ведь его «лепили» с настоящего локомотива, фотография которого, кстати, имеется в каталоге ПИКО «с мальчиком».

В знаменитом каталоге ПИКО «с мальчиком» можно увидеть фотографию настоящего локомотива, с которого и копировали миниатюрную модель.
В знаменитом каталоге ПИКО «с мальчиком» можно увидеть фотографию настоящего локомотива, с которого и копировали миниатюрную модель.

Интересно, что бортовые номера старого и нового локомотива не совпадают: первенец имеет номер 64511, а паровоз 80-х годов номер 64180, в каталоге же «с мальчиком» 1968 года и вовсе другой номер – 64282…
Вот они рядышком, можно спокойно заняться сравнением и пройти тест «найдите 500 отличий»!

Локомотивы выстроились в ряд, так лучше всего можно оценить изменения во внешнем виде моделей, отстоящих во времени на двадцать с лишним, лет.
Локомотивы выстроились в ряд, так лучше всего можно оценить изменения во внешнем виде моделей, отстоящих во времени на двадцать с лишним, лет.

А теперь давайте заглянем на паровозы снизу, ведь интересно, как все у них устроено и что изменилось с «лохматых» времен!

Брюхо у локомотивов разное, но суть механики изменилась мало: задняя и передняя тележка тут «паразитная», катковая, а ведущими являются три колесные пары, получающие энергию движения от единственного мотора.
Брюхо у локомотивов разное, но суть механики изменилась мало: задняя и передняя тележка тут «паразитная», катковая, а ведущими являются три колесные пары, получающие энергию движения от единственного мотора.

Обращает на себя внимание надпись « Gutzold » на защитной пластине более современного локомотива, даже «под крылом» ПИКО компания получала возможность сохранять индивидуальность, правда, так было не всегда и локомотивы с такой надписью ценятся выше, чем такие же, но без нее, обезличенные.

Рассмотрите внимательнее «подбрюшье» старенького BR64 – здесь есть, чему умилиться и улыбнуться!
Рассмотрите внимательнее «подбрюшье» старенького BR64 – здесь есть, чему умилиться и улыбнуться!

Посмотрите внимательно на нижнюю часть старого локомотива – ничего не замечаете смешного? Да, да, бросается в глаза «система» крепления задней колесной тележки – это просто кусок изогнутой сталистой проволоки, завальцованной в площадку с колесиками! Такое решение вызывает невольную улыбку своей архаикой и простотой, но в том то и прелесть локомотивов «доисторической» эпохи, сегодня такой конструктив уже встретить не возможно!
Рассказ о раритете и его продолжателе можно завершить страничкой из энциклопедии моделей ГДР, вышедшей в 2002 году, здесь не только приведены разновидности локомотивов, но и указаны приблизительные цены в марках и евро, на которые, якобы, могут ориентироваться коллекционеры и продавцы, однако скажу, что даже на момент выхода в свет этой книги они абсолютно не отражали реалий. А теперь и вовсе ситуация изменилась – попробуйте отыскать и купить подобный локомотив Gutzold за 20-30 евро – это будет просто «сказка для взрослых»!

Энциклопедия по моделям локомотивов из ГДР позволяет определить любую разновидность, но цены тут абсолютно оторваны от реалий сегодняшнего дня.
Энциклопедия по моделям локомотивов из ГДР позволяет определить любую разновидность, но цены тут абсолютно оторваны от реалий сегодняшнего дня.

Ну и напоследок – еще один раритет – одностраничный буклет фирмы Gutzold , восставшей из пепла и заявляющей в далеком уже теперь 2001-м году о значительном ассортименте своей продукции, среди которой легко замечаются легендарные локомотивы, хорошо известные мальчишкам из СССР!..

Фирма Gutzold живет, и это самое главное!
Фирма Gutzold живет, и это самое главное!

Тем, же кто хочет прочитать первые главы, посвященные увлекательному миру модельных железных дорог из ГДР, я предлагаю посетить соответствующие странички с моими статьями на эту тему:

ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4

Продолжение следует, поезд отправится с первого пути!