Есть среди первых выпусков «Пиковских» локомотивов абсолютные загадки – и это, безусловно, один из моих любимчиков – паровоз BR 81.
На первый и даже на второй взгляд в нем не найдешь ничего особенного, ну да, это настоящее «старьё», как выразился один из моих читателей, и с этим сложно не согласиться!
Паровоз наряжен в привычный карболитовый «сарафан», но это не удивительно, ведь локомотив был запущен в производство в 1950 году прошлого столетия и впервые «засветился» все в том же стартовом фирменном каталоге PIKO 1956 года.
«Восемьдесят первый» не назовешь супер-экстра редким локомотивом, они встречаются в серьезных собраниях моделей, ориентированных на «древности», но при этом существуют разновидности, отличить которые можно по нескольким признакам.
Так, первые локомотивы не имели подробностей в раскраске корпуса, в частности, на них не раскрашивались белой краской бортовые номера, лишь красным цветом обозначался воздушный бак под будкой машиниста. И вообще, за годы существования модели раскраска сильно варьировалась.
Мой экземпляр относится к наиболее позднему периоду в выпуске этой модели, поскольку на ней есть и бортовой номер и подробно раскрашенные красной краской, декоративные детали на корпусе.
Но основной признак позднего времени выпуска локомотива «спрятался» на внутренней поверхности паровозной будки – там стоит логотип «PIKO», а на корпусах ранних выпусков красуется логотип «PICO - EXPRESS».
Но что же хорошего в паровозе BR 81? Первое, что бросается в глаза – это «полная» система тяг, завязанных в хитроумную паутину при помощи заклепок. И правда, когда локомотив движется по рельсам, работой кулисы можно любоваться бесконечно!
Интересно, что в моем экземпляре «сердцевины» колес, то есть спицы сделаны не из карболита, они уже пластиковые, этот локомотив можно назвать переходным в смысле применения материалов, карболит собирался «на покой», его обязан был заменить новый и прогрессивный материал.
«Мордашка» у локомотива лаконичная и не блещет изяществом, да и весь локомотив создает ощущение дремучей брутальности, хоть конструкторы и постарались, как могли, воспроизведя на корпусе рельефные детали.
Две лампы робко выглядывают через прорези в металлической изогнутой детали, переходящей в буферную площадку, увенчанную точеными на токарном станке и чернёными буферами. У локомотива огромные и корявенькие сцепки-крюки, но здесь уже видна тенденция к усложнению механизма, ведь сцепки не жестко прикреплены к корпусу, а снабжены пружинками, обеспечивающими им хотя бы «одну степень свободы» - при работе на малых радиусах паровоз не сдергивает с рельс вагоны.
Задняя часть локомотива тоже относительно неплохо проработана (для своих лет – даже очень хорошо), плюс подробная раскраска, заключающаяся не только в мазке кистью по буферной площадке, но и в раскраске номера, фар и даже ручек на ящике!
При взгляде сверху можно вполне оценить все то же лаконичное, но вполне иллюстративное рельефное решение при проработке корпуса. Да, карболит позволяет «прорисовывать» детали, но мелкие подробности все же конструкторами заведомо опущены.
Паровоз BR 81 – это маневровик, его основная задача – формирование тяжелых товарных составов на станции, поэтому у него и столь небольшой тендер со скудным запасом угля. Но я как-то видел фильм, где такой локомотив занимался вполне себе пассажирскими перевозками, причем дело происходило не в далеких пятидесятых, а в конце девяностых, по-моему, в Польше. Локомотив исправно трудился в польской глубинке, перевозя пассажиров в двухэтажных вагонах (тех самых, которые делали в качестве игрушки, в ГДР) между недалекими поселениями и городами.
Интересно заглянуть и на «пузо» паровоза – ведь модель, как и прототип, отличается завидными тяговыми возможностями – передача от единственного мотора идет на все четыре оси локомотива, а сам он достаточно тяжелый, чтобы мочь спокойно, без пробуксовки потянуть почти любой состав, который вы вздумаете к нему прицепить!
Ну что, заждались рассказа о «тайне» и «загадочности»? Не томлю, рассказываю!
Когда я впервые увидел локомотив у одного своего товарища, тоже собирателя, я удивился ему и не сразу понял, что же меня здесь цепануло. Старый (в смысле, закоренелый) коллекционер, увидев мое удивление и замешательство, улыбнулся и спросил:
- Да ты чего, не видишь, что ли, ничего?
Я вертел паровоз в руках и ощущал, что разгадка где-то рядом, но так и не смог нормально сформулировать причину своего удивления.
- А если вот так? – произнес товарищ и «брякнул» паровоз рядом с другим, примерно одинакового маневрового класса с локомотивом BR 81. И тут я, как говорится, прозрел и вздрогнул – да ведь BR 81 гораздо больше по «росту», чем вторая модель парового локомотива!
Посмотрите и вы на него в сравнении с уже продемонстрированным ЗДЕСЬ паровозом BR 64:
Как же так, почему такое случилось – этот паровозик вышел у «пиковцев» каким-то «пухлым», как будто в расчеты вкралась зловещая ошибка и локомотив получился не в масштабе НО 1 : 87, а в каком-то совершенно своём, другом масштабе?!
Товарищ оказался очень довольным произведенным на меня впечатлением и сказал мне, что вообще то говоря, это единственный локомотив у ПИКО, который и правда, сделан не в масштабе, он же поведал мне и о «страшной тайне», почему этот лок оказался столь «сильно заколдованным».
По его версии, после войны в Восточной Германии оказалось на складах множество миниатюрных электромоторчиков, заготовленных еще в годы Второй Мировой для… самолетов! После войны склады вскрыли, а моторчики оказались не у дел, пока пронырливые конструкторы моделей локомотивов не узнали об этом и не «осчастливились» приобретением почти бесплатных комплектующих для своего игрушечного производства!
Но только вот засада – моторчики маленькие, но не настолько, чтобы их можно было «упихать» в корпус паровоза без изменения его масштаба. Именно поэтому, якобы, немецкие конструкторы и пошли на некоторое отступление в масштабировании конкретно этого локомотива.
Сама модель показывает даже сегодня неплохие ездовые показатели, интересно играть паровозом и при проведении маневровых работ, что касается необычной легенды происхождения столь непонятного, невнятного масштабирования – то я не берусь судить, насколько это может быть правдой, а вы – как думаете?..
Читайте всё самое интересное о железных дорогах ГДР здесь:
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4
ЧАСТЬ 5
ЧАСТЬ 6