Найти тему
Максим Бурмистров

Модели железных дорог из ГДР. Часть 8. Электровозная тяга шестидесятых.

Разбавим засилье паровой тяги электрическим зелёным «кирпичом» - перед вами электровоз Е44 все из тех «закромов» середины прошлого века!
Машина сама по себе и инновационная для своего времени и интересная даже сегодня, ведь здесь, на первых локомотивах, отрабатывались порой необычные и революционные решения, абсолютно исключенные из практики моделирования сегодня!

Строгий дизайн и необычная внешность – это локомотив Е44.
Строгий дизайн и необычная внешность – это локомотив Е44.

Тяга, конечно, замечательная сама по себе, ведь это игрушка 1961 года, чему свидетельством выступает гарантийный талон, проштампованный «с ног до головы», по которому можно установить не только год реализации игрушки, но и понять, в каком именно магазине он продавался! Ясен пень, этот локомотив привозной, прибыл в Россию тройку десятков лет назад прямиком из стольного града Берлина, когда тамошние коллекционеры наводили шмон в своем хозяйстве и массово избавлялись от «наследия тоталитаризма»…

Важное дополнение к любому раритету – это сопроводительные бумаги и конечно, тара.
Важное дополнение к любому раритету – это сопроводительные бумаги и конечно, тара.

Локомотив приобретался мной в оригинальной коробочке, правда, она ничего выдающегося из себя не представляет, но тем не менее – любой коллекционер держится не только за модель, но и за любые комплектующие, сохраненные до нашего времени и в этом смысле этому электровозу несказанно повезло, он, как говорится, «упакован» по полной программе!
Локомотив начали выпускать рано, в каталоге 1956 года он уже заявлен в ассортиментном ряду:

На страницах первого каталога ПИКО локомотив уже представлен публике.
На страницах первого каталога ПИКО локомотив уже представлен публике.

Обратите внимание на карандашную пометку, сделанную, скорее всего, тогда же, в 1956 году: локомотив тогда стоил… 40.60 дойчемарок.
А теперь посмотрим на каталог производителей железнодорожных моделей ГДР 1964 года, издания, где ценник несколько другой:

В 1964 году электровоз Е44 стоил несколько меньше, «всего-то» 35.05 марок.
В 1964 году электровоз Е44 стоил несколько меньше, «всего-то» 35.05 марок.

Впрочем, оставим меркантильный вопрос, давайте рассмотрим старичка повнимательнее!
Чисто на первый взгляд, машина эта «туповата» по своему дизайну. Ничего удивительного в этом нет, в годы, когда создавался прототип, особо к дизайну не придирались – надо было составы таскать, а не размазывать помаду по щекам – дизайн, не дизайн!
«Кирпич» - это моя лично кличка этого неказистого локомотива, но она отнюдь не означает, что я к нему плохо отношусь, даже наоборот, он мне очень нравится!

Брутальная внешность Е44 отнюдь не отталкивает от него почитателей старых моделей ПИКО, даже наоборот!
Брутальная внешность Е44 отнюдь не отталкивает от него почитателей старых моделей ПИКО, даже наоборот!

Посмотрите, как электровоз красиво входит в поворот, в нем чувствуется природная мощь и работящий характер! Не зря, наверное, именно его выбрали когда-то конструкторы моделей PIKO для миниатюрного копирования.

Тяжелый брутальный локомотив весьма подвижен и красиво закладывает повороты на изгибах рельсового пути.
Тяжелый брутальный локомотив весьма подвижен и красиво закладывает повороты на изгибах рельсового пути.

Несмотря на то, что локомотив дошел до нашего времени в родной коробке и с инструкцией, он был в игре, о чем свидетельствуют характерные потертости на колесах. Обидно другое – практически идеальный внешний облик портит облетающая красная краска с буферных площадок, она усохла и отваливается кусками при малейшем прикосновении. Ну что поделаешь – пенсионер, из кого песок сыплется, из кого краска!
На все тех же привычных для пиковского «старичья» карболитовых бортах локомотива имеются раскрашенные номера, окрашены белой краской также лобовые номера и даже красные молнии на углах корпуса!
Но настоящей гордостью, конечно, тут можно считать всё, что «нахлобучено» на крышу. Пантографы складываются, что само по себе удивительно, медные провода натянуты вручную между изоляторами.

Карболитовый корпус окрашен в травяной зеленый цвет, обозначены номера, но самое интересное, конечно, на крыше локомотива.
Карболитовый корпус окрашен в травяной зеленый цвет, обозначены номера, но самое интересное, конечно, на крыше локомотива.

Нет, конечно, система пантографов и вообще, все, что есть на крыше – это замечательно, следует также обратить внимание на вручную разукрашенные «деревянные» мостки и другие рельефные элементы – для своего времени это был очень сложный агрегат.

Вся электрическая система на крыше Е44 – настоящее произведение искусства того времени.
Вся электрическая система на крыше Е44 – настоящее произведение искусства того времени.

Но что же можно увидеть еще удивительного в этом локомотиве? Оказывается, открытия еще впереди! Достаточно заглянуть под тележки, чтобы поразиться конструкции этой модельки!
Электровоз имеет всего один двигатель, расположенный посередине корпуса и передающий движение на две оси. Но сама эта центральная тележка подвижна, и она двигается относительно двух других «недотележек», в которых установлено только по одной колесной паре! Хитрая система шестерен передает усилие и на эти две крайние оси, так что получается, что «холостых» колесных пар тут нет, все работают во время движения электровоза – разве не интересное техническое решение?

Необычное решение по передаче усилия на все колесные пары реализовано весьма остроумно!
Необычное решение по передаче усилия на все колесные пары реализовано весьма остроумно!

Такая система «ломающихся» тележек меня лично ввела сначала в ступор, потому что все три тележки подвижны, у них нет жестких шарнирных связей между собой и в то же время они очень точно сопрягаются друг с другом, никаких перекосов и люфтов не возникает, локомотив безупречно движется по путям любой сложности, не капризничает, все колеса работают на равных. Несмотря на всю внешнюю брутальность механическая часть исполнена качественно и точно, чему дополнительным свидетельством служат зубчатые колеса, практически лишенные следов износа.

Тележки «ломаются», но зубчатые колеса всегда остаются в зацеплении.
Тележки «ломаются», но зубчатые колеса всегда остаются в зацеплении.

На следующем фото хорошо видно, как делали тогда локомотивные сцепки – тоже грубовато, но с «пружинкой» из сталистой проволоки, возвращающей сцепку в исходное центральное положение. Надо сказать, что эта «дубовая» сцепка в игре работает идеально, она четко «самозацепляет» вагон и никогда не теряет его во время движения, даже если путь проложен небрежно или на нем имеются «горбатые» стыки.

Сцепка у Е44 – верх брутальности, но для игры она идеальна!
Сцепка у Е44 – верх брутальности, но для игры она идеальна!

Конечно, с такой сцепкой бесполезно задействовать электрическое расцепляющее устройство, но тогда его, видимо, еще не делали.
В электровозе реализовано головное освещение – за каждой прорезью в корпусе таится лампа, а стекла в локомотиве пластиковые. Пластик виден и в мелком декоре – из него уже делают изоляторы и диски колес. Буфера все также точеные, но без чернения.
Лок, несмотря на примитивность отливки корпуса и тележек, смотрится очень нарядно и солидно. В игре Е44 проявляет себя настоящим трудягой, «виной» тому и тяговитый мотор и вес локомотива, ведь внутри корпуса у него прячутся наборные пластины, прижимающие его к рельсовому пути.
Что касается коллекционного веса, то локомотив нельзя назвать очень редким, хотя просто так его увидеть уже не получится, немногие сохраненные в идеале экземпляры давно разошлись по коллекциям, крайне редко появляясь на антикварном рынке.
Для своего времени это была, безусловно, очень продвинутая и интересная модель, но я надеюсь, что и сегодняшний любитель моделей железных дорог, удивится этому реликту, его экстерьеру и техническим решениям, а ведь ему исполнилось ровно 60 лет!..

Шестьдесят лет – не шутка, но локомотив находится в бодром состоянии и еще может дать фору «новичкам»!
Шестьдесят лет – не шутка, но локомотив находится в бодром состоянии и еще может дать фору «новичкам»!

Читайте всё самое интересное о железных дорогах ГДР здесь:
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4
ЧАСТЬ 5
ЧАСТЬ 6
ЧАСТЬ 7

Не забудьте подписаться и добавить пару строк в комментарии, за лайк - отдельный земной авторский поклон!