Когда я начал уже осмысленно собирать модели железных дорог, у меня даже мыслей не возникло о том, что правильный собиратель, безусловно, начал бы совершенно с другого конца. А я, как великовозрастный мальчишка, кинулся в пучину приобретения локомотивов и вагонов, даже не понимая, что я покупаю и для чего. В этом не было никакой системы, просто спонтанность, все по Шукшину: «выбросили, вот я и схватила»!
Да и рынок тогда (в самом конце девяностых) совершенно отличался от нынешнего – еще не существовало развитой компьютерной торговли и первые свои приобретения я делал исключительно благодаря частным объявлениям, печатаемым в «бумажных носителях» - газетах, таких, как «Из рук в руки» или «Экстра-М».
Должны были пройти годы, прежде чем меня судьба сведет с нужными, как говорится, «правильными» людьми, которые и мозг мне вправят и придадут моему хобби верное направление.
Когда во мне собьется первый ажиотажный спрос и встанет вопрос о том, «куда я иду», появится и закономерное желание сделать движение поступательным и целенаправленным, и тут уж, как говорится, все встанет на свои места.
И как я тогда пойму, начинать надо вовсе не с покупки всего и вся, чего только продают люди, уже наигравшиеся и расстающиеся со своими раритетами, а с изучения, понимания и охвата широким взглядом вообще, всего ассортимента и выделения из этой практически необъятной темы того, что действительно, интересно или ценно для меня лично, по тем, или иным соображениям.
Например, и в детстве, и когда я продолжил собирать модели железных дорог, мне было крайне ценно предельное сходство игрушечных локомотивов и вагонов с натурными образцами, а к идеальному копированию та же компания Пико пришла в конце семидесятых годов, начиналось же все с моделей весьма топорного качества. И я сначала кинулся покупать поздние модели, выпущенные в восьмидесятых годах, в них все проработано самым тщательным образом – тут тебе и сложные кулисы у паровозов и пантографы складывающиеся у электровозов, и переключающиеся ходовые огни, тонко проработанные колесные тележки, идеально выполненные бортовые надписи и так далее. Но по истечению лет собирания миниатюр выпестовалось и утвердилось совершенно иное мнение: надо собирать не поздние модели, действительно, идеально копировавшие настоящий подвижной состав, но изготовленные миллионами копий, а топорно изготовленные, довольно таки уродливые и некрасивые, но зато чрезвычайно редкие первые выпуски немецких игрушек, которые в тот момент не особо ценились, поскольку сами восточные немцы, к которым хлынул поток моделей с западных земель, за бесценок избавлялись от тех же ранних моделей ПИКО и кооперативов. Эти модели сохранились порой в единичных экземплярах (их и выпустили не так много и за годы существования изрядное количество дети превратили в хлам). Немцы в девяностые годы стали избавляться от этой рухляди, точно также, как и я, позарившись на современные эталонные образцы локомотивов и вагонов, но потом, спохватились, и поняли, наконец, что в коллекционной ценности и банально - в цене то будут расти именно эти, ранние «уродцы», вышедшие небольшими тиражами и мало уцелевшие до современного времени, поэтому процесс пошел в обратную сторону, да было, как говорится, уже поздно.
Для понимания ассортимента и для ориентации в пути своего движения вперед необходимы были, естественно, каталоги!
Да, каталоги, литература – вот что просто необходимо для настоящего собирателя, старающегося в своем увлечении достичь небывалых высот и желающего выстроить гармоничную коллекцию, где от и до будут представлены все экземпляры моделей, вышедших в определенный период.
Скажу честно – я абсолютно не идеален в своем хобби, да и задачи такой себе я не ставил, чтобы собрать все и вся, это было просто мне не по силам, к тому же некоторые вещи были, что называется, вовсе «неподъемны», их невозможно было приобрести ни за какие вменяемые деньги, а впадать в патологическое безумство я и не собирался.
Тем не менее, сосредоточившись на ранних образчиках локомотивов и вагонов (и не чураясь поздних моделей), вышедших в ГДР под маркой PIKO (а изначально это, вообще-то, была фирма « PICO ») и под знаменами мелких и крупных кооперативов, мне огромную помощь в поиске оказали именно каталоги, так что я начал их разыскивать и приобретать, посему и предлагаю любознательному читателю ознакомиться с редкими и не очень редкими изданиями, посвященными модельным железным дорогам и игрушкам, выпускавшимся в ГДР.
Как говорится, «рукописи не горят», у вагончика могут отвалиться «габаритники», сцепки, буфера, побиться краска, может перегореть мотор у локомотива, а каталог, даже самый старый, будет спокойненько стоять на полочке и хлебушка просить не станет, но с другой стороны – некоторые каталоги могут сегодня стоить гораздо больше, чем любой навороченный локомотив, и это вполне оправдано, потому что таких каталогов, как выясняется, нет ни у кого, да и вообще, в СССР и тем паче, в нынешней России ситуация с ними аховая.
Ну да ладно, с дефицитом, давайте откатимся на… много лет назад и перенесемся в…1956 год, когда и вышел в свет самый первый каталог фирмы PIKO !
Это – очень необычное издание, вышедшее из типографии в виде альбома. Внутри – довольно скудный набор подвижного состава, но при этом, надо удивиться и этому. Вспомним, в каком состоянии вышла страна из войны, разруха, неустроица, но на тебе – четыре года после войны и начинают выпускаться игрушки для детей, да еще какие (фирма Пико ведет свою историю от 1949 года)!
Каталог этот интересен тем, что изображения подвижного состава в нем не фотографические, а рисованные.
Наиболее интересна для меня лично модель паровоза BR 50, оснащенная двумя моторами, один из которых находился в самом паровозе и второй – в тендере. Увы, ни разу в жизни мне не довелось даже увидеть воочию эту редкость, потому что модель, как я понял, не пошла в большой тираж, а вот вариант с одним мотором получил достаточное распространение.
Интересная деталь этого раннего каталога – это цены, проставленные аккуратно карандашом бывшим владельцем этого издания, приведенные в дойчемарках, ныне канувших в лету, приведенных в жертву обезличивающей евроинтеграции.
Здесь же есть и цветные иллюстрации, демонстрирующие покупателю ассортимент вагонов. Обратите внимание на простоту форм подвижного состава – никаких изысков и подробностей, все достаточно примитивно. Объясняется эта простота несколькими причинами – примитивностью форм для отливки тех же корпусов локомотивов и вагонов и примитивностью самого материала, не позволяющего делать сложные изделия. В те стародавние времена основным материалом служил карболит (родной брат бакелита), материал простой, но грубоватый.
Здесь же приводятся и дополнения, в частности, трансформаторы и переключатели стрелочных переводов.
Важная подробность на самой последней странице – модели ПИКО представляет « IKA » VEB ELEKTROINSTALLATION OBERLIND ( EIO ).
Второй «старинный» каталог этой же фирмы, хранящийся у меня – 1958 года, он уже вышел не с «прошивными» страницами, нанизанными на ленту, а во вполне себе твердом переплете. Надо сказать, что ассортимент компания расширяла, но не сильно, модели шестилетней давности продолжали выпускаться наряду с новинками.
На мой взгляд, эти два каталога – наиболее интересны для собирателя, ориентированного на ранние образчики продукции PIKO , все модели здесь «архаического» свойства, поскольку компания еще не вкусила возможностей нового материала – пластика, а продолжала совершенствовать формы в устарелом русле, используя карболит в качестве основы для литья корпусов и тележек, не позволявший делать подробную деталировку.
Впрочем, возможно, инженеры ПИКО и не стремились к этой «особой» точности, поскольку рынок не подразумевал конкуренции: за Берлинской стеной оставались другие производители, продукция которых не попадала в ГДР, а продукция из ГДР не попадала за Стену. Непритязательный же «местный» народ охотно покупал грубоватые изделия игрушечных дел мастеров, так что все, как бы, складывалось вполне нормально.
По сравнению с каталогом двухгодичной давности тут появились новые интересные модели локомотивов, например, паровоз BR 23, двухвагонная «электричка» (артикул ME 1301), а также разноцветные разновидности электровоза BR E 46…
В этом каталоге появляются и изображения наборов, которые предлагалось приобрести «юным любителям железных дорог», причем один из наборов – просто для откровенных богачей, в него вошли два локомотива (паровоз и электровоз), а также целых восемь вагонов, четыре грузовых и четыре пассажирских, а также куча рельс и стрелочных переводов, провода и пульты управления стрелками. К этому набору, являвшемуся, по сути дополнением, требовалось приобрести также трансформатор, чтобы полноценно привести в движение и совершать маневры со всем этим великолепием. Честно говоря, даже не знаю, кто в послевоенной Германии мог позволить себе такой набор, вполне возможно, что они лежали в магазинах, точно также как и у нас в свое время лежали пирамидами банки с крабами и икрой: по факту они есть, но купить их может только министр, да и то не каждый день…
В этом же каталоге приводится много схем составления рельсового полотна со стрелочными ответвлениями, тупиками, для того чтобы разнообразить игру осуществлением увлекательных маневровых работ. Это и действительно, интересно. Гонять по кругу поезда рано или поздно надоедает, а вот работа по формированию составов, требующая и смекалки и ювелирной точности в управлении локомотивами поглощает тебя с головой.
А теперь перенесемся… сразу в 1964 год, в котором вышел один из любопытнейших, на мой лично взгляд, каталогов, посвященных сложным электромеханическим игрушкам – моделям железных дорог и дополнениям, здесь также можно увидеть интереснейшие экземпляры других электромеханических игрушек, выпускавшихся в Восточной Германии.
Этот каталог уникален тем, что здесь приводятся модели, изготавливаемые не только «центральной» конторой – фирмой ПИКО, но и многочисленными кооперативами, продукция которых и тогда была редкостью, сегодня же это просто фетиш для тех, кто выискивает и собирает по-настоящему раритетные экземпляры моделей железнодорожного транспорта. Здесь же приводятся цены все в тех же дойчемарках, которые, при желании, можно перевести и в «тогдашние» советские рубли.
В этом же каталоге размещены и просто электромеханические игрушки, выпускаемые в ГДР.
Интересен сам период выхода этого издания. На страницах 6-7 можно увидеть тогдашний ассортимент локомотивов, выпускаемых фирмой ПИКО, среди которых есть старые модели в карболитовом корпусе и новые – воплощенные уже в пластике. Именно тогда производственные мощности подвергались перестроению на новые прогрессивные рельсы, старый «убогий» дизайн уступал место прогрессивному, отныне компания PIKO устремит свой пыл в русло точного воспроизведения натурных образцов локомотивов и вагонов, карболит останется в прошлом.
А на страницах 12-13 еще одно важное открытие для любопытного искателя древностей: здесь есть вагоны все того же ПИКО, а есть редкие изделия, выпускаемые кооперативами. Для настоящих собирателей такие имена, как «Дитцель», «Эльке», «Цойке», «Дахмер» или «Раррах» звучат, как третья соната Бетховена!
Сегодня такие вагончики уже не купишь «на дурака» на всяких «мешках», поезд, как говорится, давно «тю-тю», кто успел вспрыгнуть в последний вагон, тот успел.
Даже в позднее время в СССР поставлялось относительно мало различных дополнений к модельной железной дороге, покупатель, решивший создать полноценный макет у себя дома испытывал определенную «жажду» в «подробностях», которые как раз и формировали в макете ту атмосферу «похожести» на настоящую «железку». Например, отсутствовала возможность выбирать модели семафоров и знаков, которыми оснащается настоящая сеть железных дорог. А вот у немцев, судя по этому каталогу, таких проблем не возникало – только готовь бабки, как говорится – и в путь!
А какой макет, скажите, без зданий? Правильно – никакой! Именно поэтому в каталоге объемное место отводится производителям масштабных моделей домиков и вокзальных строений – покупай и создавай целые деревни, села, а то и города!
В этом каталоге появляются и другие очень важные персонажи для наполнения макета – люди и животные, и тоже – в достаточном ассортименте, дающем возможность оживить картинку пасторальной идеальной «железнодорожной жизни».
Фигурки людей крайне любопытны, здесь есть всевозможные служащие железной дороги, что вполне логично, а также «простые жители», кто-то спешит с сумками домой, кто-то оголил тело и загорает на солнышке, но все же, по большей части, фигурки отображают работающих людей, есть даже «Ленин на субботнике», волокущий на плече тяжеленное бревно…
Это издание – практический путеводитель по редким экземплярам моделей, которых, увы, сегодня просто не сыскать по простой причине – выпускались они мизерными тиражами и тогда еще не представляли для покупателей по-настоящему коллекционного интереса. Их покупали, как игрушки, в них играли, ломали и спокойно выбрасывали, но только не так давно колесо завертелось в обратную сторону – начались судорожные поиски того, чего уже нет.
Следующий каталог – снова фирмы ПИКО, вышедший в 1967 году. Он необычного, почти квадратного формата, иллюстрации тут интересные – где-то рисованные, а где-то отретушированные, фотографические.
К моменту выхода каталога фирма ПИКО полностью отказывается в своем производстве от карболита и переходит на пластик. Модели приобретают завидную утонченность, хотя в некоторых из них остаются некоторые грубоватые допуски, например, в паровозах по-прежнему применяют лампы в фарах, что приводит к созданию брутальных фонарей, не существовавших на воспроизводимых оригиналах.
Интересна легенда, связанная с производством модели локомотива V 200, на борту которого выведены слова « DEUTSCHE BUNDTSBAHN », то есть этот тепловоз принадлежал железным дорогам капиталистической, Западной Германии. Руководству ГДР не понравилось, что на «народном предприятии» социалистической страны производятся «капиталистические копии», а потому фирме пригрозили пальцем и приказали убрать чуждую символику.
В результате с какого-то момента надпись, выполненная на корпусе в виде рельефа, исчезает с моделей. У экземпляра, имеющегося у меня в собрании редкой надписи, увы, нет, а сама площадка под нее имеет заметные риски от абразива – следы физического уничтожения букв перед покраской корпуса. Само собой разумеется, локомотивы с «крамольной надписью» ценятся гораздо выше «безымянных».
Появляются в каталоге и буквально легендарные пассажирские четырехосные вагоны, мечта любого мальчишки. В школьные годы мне удалось на что-то выменять один такой вагон, но насладиться им в полной мере мне так и не удалось: длинный и неповоротливый, на малых радиусах он далеко выезжал бортом за пределы рельсового полотна, задевал перрон, так что в конце концов я его вернул владельцу. Но на большом макете и в составе с несколькими такими «длинномерами» эти вагоны смотрятся просто волшебно!
Этот каталог интересен для ценителя тем, что здесь еще пока собраны изделия кооперативов, выступающих в общей массе под брендом ПИКО, но еще не обезличенных, не «прихватизированных» государством. Гюдцольд, Хруска, Шихт, Херр, Цойке, Эльке, Дахмер – это, по сути, самые ценные модели в каталоге, поскольку выпуск этими производителями моделей локомотивов и вагонов имел мизерную тиражность, сегодня такие изделия украшают самые лучшие собрания моделей железных дорог.
В целом этот каталог олицетворяет собой коренной перелом в деятельности фирмы ПИКО, нацеленной не только на ощутимый и постоянный рост в ассортиментном предложении, но и развивающейся качественно. Компания усиленно работает над проработкой форм, усложняя их и достигая практически идеального масштабного повторения всех деталей оригинала.
Этот каталог представляет уже DEMUSA Gmbh , компания, которая будет заниматься дальше поставками продукции ПИКО и кооперативов на международный рынок, а конкретно – на рынок социалистического лагеря, стран СЭВ, в том числе и в СССР.
Но на этом обзор каталогов не завершается, я лишь прерываю его, чтобы в новом выпуске продолжить эту занимательную тему, так что не уходите далеко от ваших голубых экранов!
А самое начало рассказа о моделях железных дорог из ГДР читайте ЗДЕСЬ!