Найти тему
Максим Бурмистров

Игрушечная железная дорога PIKO из ГДР. Часть 4. Каталоги конца эпохи и редкие издания.

В этой главе я постараюсь завершить обзор бумажных носителей, каталогов, справочников и книг, относящихся к теме моделей железных дорог из ГДР, хотя, конечно, это почти неисчерпаемый источник вдохновения и можно настебахать еще пяток «частей», но я возьму себя в руки, наступлю на горло собственной песне и расскажу лишь о наиболее значимых изданиях, вышедших в разное время.
Давайте сначала перенесемся на… тридцать лет назад, во времена расцвета и одновременно – во времена заката достопочтенной фирмы ПИКО, сделавшей за время своего существования стольких мальчишек и взрослых счастливыми обладателями своей продукции, но самое главное – давшей многим и многим людям замечательное увлечение, хобби.
Вместе со всей социалистической Европой, рушившей виртуальные и вполне себе реальные стены между государствами, ГДР прекратила свое существование, но вместе с радостью от появившихся свобод пришли и совершенно иные впечатления от долгожданного объединения двух Германий: теперь «вековые» социалистические экономические и торговые связи тоже рушились, вся безупречно налаженная система планирования и сбыта летела в тар-тарары. В условиях распада соцлагеря и катастрофического кризиса социалистического уклада фирма ПИКО встала перед страшным вызовом: более никому не нужны были железные дороги из бывшей ГДР, люди нищали, у них появилась другая задача – выжить, приспособиться к новой жизни, а кроме того, десятилетиями изолированная социалистическая территория государств членов СЭВ теперь становилась полем конкурентной битвы производителей игрушек, начавших безжалостную экспансию. И то сказать – старейшие изготовители моделей железных дорог, тот же Мэрклин, например, теперь начали поставку товаров на Восточные земли Германии, да и покупатели тут, несмотря на кризис и безденежье, очень хотели увидеть эти модели, выгодно отличавшиеся по всем статьям от хороших, но все же не столь совершенных ПИКОвских.
В этих тяжких кризисных и конкурентных условиях компания ПИКО все же находит силы на издание каталога, тем более, что повод для этого имелся весьма важный – ровно сорок лет назад, в 1949 году, и началась история компании, известной тогда как PICO .
Юбилейный каталог, скорее всего, выходит загодя, предвосхищая спрос будущих двух лет, но насколько я знаю, он становится завершающим в деятельности компании, которая в самом ближайшем будущем окажется на грани банкротства и полного уничтожения.

Юбилейный каталог компании ПИКО печатается еще в 1989 году, то есть в год падения Берлинской Стены. А в 1990 году исчезнет из официальных документов и аббревиатура ГДР.
Юбилейный каталог компании ПИКО печатается еще в 1989 году, то есть в год падения Берлинской Стены. А в 1990 году исчезнет из официальных документов и аббревиатура ГДР.

Этот каталог, по сути, финальный отчет компании о проделанной многолетней работе и о достижениях, и они были, эти достижения, ведь это, наверное, самое объемное издание по ассортименту предлагаемой продукции, но в то же время в нем уже сквозит влияние тяжелого периода, на который компания пытается по-своему реагировать.
На обложке и первом развороте – изображение нового набора, выпущенного к юбилею компании – древний паровоз, катящий за собой такие же древние вагонетки. По сравнению с приведенными тут же первыми локомотивами ПИКО это, конечно, настоящее произведение искусства!

Юбилейный набор с допотопным локомотивом и вагонами впечатляет своей доскональной проработкой, но это, безусловно, набор для коллекционеров, а не для повседневной детской игры.
Юбилейный набор с допотопным локомотивом и вагонами впечатляет своей доскональной проработкой, но это, безусловно, набор для коллекционеров, а не для повседневной детской игры.

В это время ПИКО, почуяв, видимо, предстоящее катастрофическое снижение спроса, начинает отчаянно нащупывать под ногами твердую почву, поэтому изготавливает массу странных «ярмарочных» наборов, которые можно увидеть на страницах этого интересного каталога. Появляются какие-то диковато аляпистые комплекты по теме «Дикого Запада», всякие разноцветные «Циркусы» и прочие «фокусы-покусы», смысл которых сводится к идее делать яркую обертку для дешевой и бестолковой, в общем-то, игрушки, ведь это чисто игровые наборы с компонентами предельно упрощенной конструкции!

Состав для перевозки шапито, набор который можно озаглавить «нападение ковбоев на поезд с деньгами» и прочая яркая мишурень – это дань времени, в которое фирма начинает понимать, с какими глобальным вызовами современности она столкнулась или столкнется в ближайшее время.
Состав для перевозки шапито, набор который можно озаглавить «нападение ковбоев на поезд с деньгами» и прочая яркая мишурень – это дань времени, в которое фирма начинает понимать, с какими глобальным вызовами современности она столкнулась или столкнется в ближайшее время.

Этот каталог - просто сам по себе полное шапито, сюда свалили все, что можно свалить в надежде, видимо, удержать старых приверженцев марки и привлечь новых, пусть даже самых маленьких.
Продолжают выпускаться прежние модели локомотивов, правда, многие из них названы «новинками», хотя их новизна заключается исключительно в вариациях раскраски – путь простой для бравады, но ущербный в плане подогрева интереса истинных коллекционеров, жаждущих совершенно другой новизны.

Выпускаются новые модели локомотивов, например, отличный паровоз DR56, под новинку маскируют и истисканный до невозможности электровоз Е44, получивший всего лишь новую серую «одежку».
Выпускаются новые модели локомотивов, например, отличный паровоз DR56, под новинку маскируют и истисканный до невозможности электровоз Е44, получивший всего лишь новую серую «одежку».
Бесконечно эксплуатируется тема одной и той же модели, воспроизводимой в раскраске, присущей железным дорогам разных стран – например, модель паровоза BR55 представлена на страницах каталога аж в семи вариантах, просто «сага о Форсайтах» какая-то, Голсуорси просто нервно курит в сторонке…
Бесконечно эксплуатируется тема одной и той же модели, воспроизводимой в раскраске, присущей железным дорогам разных стран – например, модель паровоза BR55 представлена на страницах каталога аж в семи вариантах, просто «сага о Форсайтах» какая-то, Голсуорси просто нервно курит в сторонке…

Несмотря на кажущееся разнообразие, локомотивами, представленными в каталоге, уже никого удивить было нельзя, впрочем, тоже самое можно сказать и о вагонном парке, который уже приелся коллекционерам и сейчас представал перед ними в новой окраске. Да, конечно, можно бесконечно собирать длинные пассажирские четырехосники, но в чем смысл?..

Вагоны под знаком «Новинка» вовсе не новы, а просто получили новую раскраску. Если у вас уже были все прежние 134 разновидности, вы могли докупить к ним еще десяток, только другого цвета. Вопрос только – зачем?
Вагоны под знаком «Новинка» вовсе не новы, а просто получили новую раскраску. Если у вас уже были все прежние 134 разновидности, вы могли докупить к ним еще десяток, только другого цвета. Вопрос только – зачем?

Демонстрировать фотографии других страниц этого последнего издания я не стану – в этом просто нет особого смысла. Да, ПИКО делало большой ассортимент продукции и чисто номинально он рос, а вот качественного скачка уже не происходило, да и к нему уже не имелось предпосылок: колосс на глиняных ногах еще шел вперед, по инерции, вслепую, но дни его были сочтены…

Среди каталогов, которые можно еще было бы продемонстрировать, есть и необычный, посвященный исключительно макетированию, ведь и правда, была проблема с организацией движения на домашнем макете, особенно, если вы находились в стесненных условиях, а хотели сделать «играбельный» макет, чтобы он отражал ваши интересы и не надоедал со временем. Кому-то нравилось, например, «гонять» поезда, поэтому макет должен был быть «видовым», с горами, тоннелями, подъемами, мостами, красивыми «альпийскими» лугами и деревушками, а кто-то наоборот, млел от неспешной игры, любил представить себя начальником станции и заниматься не менее увлекательной маневровой работой. Тогда на макете могли появиться многочисленные стрелочные переводы, маневровые горки, поворотные круги…

Компания ПИКО помогала своим покупателям организовать интересный домашний макет железной дороги, для чего издавала специальные каталоги с планами рельсового пути.
Компания ПИКО помогала своим покупателям организовать интересный домашний макет железной дороги, для чего издавала специальные каталоги с планами рельсового пути.

Каталог изобилует всевозможными подсказками – и по многообразию рельсового материала и по схемам подключения стрелочных переводов и системы сигнализации. Также здесь приводятся и дизайнерские решения с подсказками по дополнительному оборудованию макета зданиями и по обустройству ландшафта.

С помощью такого издания можно научиться работать с электрическими схемами, а ведь при создании даже не самого сложного макета необходимо было получить некоторый запас знаний, иначе можно испортить дорогостоящие компоненты.
С помощью такого издания можно научиться работать с электрическими схемами, а ведь при создании даже не самого сложного макета необходимо было получить некоторый запас знаний, иначе можно испортить дорогостоящие компоненты.
Особый интерес представляют схемы рельсового пути, позволяющие эксплуатировать сразу несколько локомотивов. Локальные участки пути могли обесточиваться, давая возможность поочередно «гонять» локомотивы или заниматься вдумчивой маневровой работой.
Особый интерес представляют схемы рельсового пути, позволяющие эксплуатировать сразу несколько локомотивов. Локальные участки пути могли обесточиваться, давая возможность поочередно «гонять» локомотивы или заниматься вдумчивой маневровой работой.

Несмотря на все старания фирмы ПИКО, этого гиганта игрушечной индустрии Восточной Германии, конец эпохи социалистического хозяйствования наступил, компания чуть не исчезла совсем. Но, слава Богу, ей удалось впоследствии, как птице Фениксу, восстать из пепла, и хотя о былом величии речи уже не шло, но хотя бы само название не затерялось в веках. Интересно, что колесо фортуны раскрутилось в обратную сторону и в истории с кооперативами, которые в свое время были поглощены и обезличены компанией ПИКО: некоторые из них вернули себе «честное имя», став выпускать продукцию под первоначальным фамильным брендом. Правда, и у них дела шли не столь гладко, но, например, Хруска и Гюдцольд и сегодня, насколько я знаю, производят модели, правда, бешеная конкуренция дает о себе знать, но старые приверженцы этих производителей позволяют им выплывать в бурном море капиталистического рынка.

Перенесемся теперь… на десять лет вперед, в юбилейный, для компании ПИКО, 1999 год, когда компания, возродившаяся и доказавшая свою жизнеспособность, издает «ПИКО БУХ», памятную книгу, посвященную пятидесятилетнему юбилею производства игрушек!

Обложка юбилейного "гроссбуха" компании ПИКО - интересная книга во всех отношениях!
Обложка юбилейного "гроссбуха" компании ПИКО - интересная книга во всех отношениях!

На титульном листе - дарственная надпись от нынешнего владельца компании, Рене Филфера. Книга эта особенно дорога мне, как память и как подробный труд, посвященный долгому и славному пути компании, дарившей столько радости детям, в том числе и мне.

"С Пико - вы на правильном пути" - гласит дарственная надпись нынешнего владельца предприятия.
"С Пико - вы на правильном пути" - гласит дарственная надпись нынешнего владельца предприятия.

А вот и сам хозяин фабрики, вместе со своей второй половинкой, которая тоже принимает активное участие в жизни компании и заведует, насколько я понял, производством масштабных моделей домиков для железной дороги.

Слева владелец фабрики с женой, а справа - он же, только в детские годы, когда и закладывалась в мальчике любовь к игре.
Слева владелец фабрики с женой, а справа - он же, только в детские годы, когда и закладывалась в мальчике любовь к игре.

Не хочу перевирать или фантазировать, но насколько я слышал, Рене выкупил дешево и принял производство в унылом состоянии, но сумел вырулить и поставить его на новые рельсы. Конечно, о былом величии и масштабах производства можно забыть навсегда, но радует факт, что фабрика не сгинула вовсе, как пропали многие и многие производители, не сумевшие выплыть в бурном капиталистическом море, кишащем акулами бизнеса, а уцелела и продолжает работать!
Эта книга рассказывает об истории компании, о ее первых шагах и о том, какие игрушки она стала выпускать в 1949 году, в году ее образования.

Топорно сработанные локомотивы и такие же вагоны, ездящие по рельсам, укрепленным на картонные шпалы - так начинала свою деятельность компания PICO.
Топорно сработанные локомотивы и такие же вагоны, ездящие по рельсам, укрепленным на картонные шпалы - так начинала свою деятельность компания PICO.

Здесь же можно увидеть и первый каталог 1956 года о котором подробно я рассказывал ТУТ. Компания динамично развивалась, осваивая возможности скромных конструкционных материалов, в первую очередь - карболита, из которого изготавливали корпуса и тележки локомотивов и вагонов.

На этих страничках можно увидеть коробки с первыми наборами, рекламу новой модели паровоза BR23 и обложку самого первого каталога, о котором я рассказывал ранее.
На этих страничках можно увидеть коробки с первыми наборами, рекламу новой модели паровоза BR23 и обложку самого первого каталога, о котором я рассказывал ранее.
На фото - юные упаковщицы цеха готовой продукции фабрики ПИКО, фото сделано в 1975 году.
На фото - юные упаковщицы цеха готовой продукции фабрики ПИКО, фото сделано в 1975 году.

Но, как оказывается, предприятия ПИКО во времена ГДР производили не только модели железных дорог, но и другие игрушки, причем тоже очень передовые по тем временам. Например, изготавливали детские стиральные машины, швейные машины и даже пылесосы.

Каждая девочка в ГДР и в СССР гордилась бы тем, что платьица для кукол можно постирать во вполне "взрослой" стиралке-автомате от ПИКО, даже у мамы ничего подобного не было!
Каждая девочка в ГДР и в СССР гордилась бы тем, что платьица для кукол можно постирать во вполне "взрослой" стиралке-автомате от ПИКО, даже у мамы ничего подобного не было!

Кстати, у моей мамы до сих пор хранится швейная машинка ПИКО, сделанная в последние годы существования ГДР. Эта машина удивительна тем, что управляется она с педали, вполне нормально прокладывает прямую строчку и у нее даже есть подсветка рабочей зоны! Я постараюсь ее сфотографировать и дополнить статью этим фото.

Здесь же можно увидеть историю трансформации торгового знака компании - от того, как он выглядел изначально и до 1999 года.
Здесь же можно увидеть историю трансформации торгового знака компании - от того, как он выглядел изначально и до 1999 года.

А завершить этот длинный дайджест бумажных носителей я хочу несколькими фотографиями из каталога компании, который вышел в 2001 году и который, по сути, заявлял о новой вехе в истории развития компании ПИКО и утверждал, что фирма не только не исчезла, но и будет развиваться!

Каталог компании объемен и красочен - фирма снова на плаву и будет работать!
Каталог компании объемен и красочен - фирма снова на плаву и будет работать!
Здесь все та же фотка хозяев и напутственное слово супругов, для которых увлечение переросло в любимую работу ко всем, кто любит модельные железные дороги и привержен торговой марке ПИКО.
Здесь все та же фотка хозяев и напутственное слово супругов, для которых увлечение переросло в любимую работу ко всем, кто любит модельные железные дороги и привержен торговой марке ПИКО.

Каталог заявляет фирму, как преемника прежних традиций и как компанию, устремленную к новым свершениям. Именно поэтому на страницах рекламного издания можно найти хорошо знакомые еще по временам ГДР, локомотивы (ведь все оборудование и прессформы остались в работе), а можно порадоваться и настоящим новинкам!

"Громозеками" из времен социализма никого не удивишь, но они были и остаются визитной карточкой компании ПИКО.
"Громозеками" из времен социализма никого не удивишь, но они были и остаются визитной карточкой компании ПИКО.
А вот зеленый "крокодил" - это уже новейшая история, сложный и хорошо исполненный локомотив!
А вот зеленый "крокодил" - это уже новейшая история, сложный и хорошо исполненный локомотив!
И вагонное депо расширяется, появляются отличные и сложные вагоны!
И вагонное депо расширяется, появляются отличные и сложные вагоны!
А это уже другой раздел продукции - домики. Тоже не хочу наводить тень на плетень, но если говорить что-то из серии "ОБС", то есть, "одна бабка сказала", то ПИКО кого-то поглотил, может и сам Аухаген или Фаллер, откуда у него и появились формы и мощности для развития "домостроительной" отрасли в своем фабричном хозяйстве.
А это уже другой раздел продукции - домики. Тоже не хочу наводить тень на плетень, но если говорить что-то из серии "ОБС", то есть, "одна бабка сказала", то ПИКО кого-то поглотил, может и сам Аухаген или Фаллер, откуда у него и появились формы и мощности для развития "домостроительной" отрасли в своем фабричном хозяйстве.

Рассказывать о каталогах можно долго, но боюсь, что я и так вас уже ими притомил. Кто желает, может ознакомиться с первыми частями моего рассказа про модельные железные дороги ГДР, вот эти ссылки:

ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3

Но разговор наш не завершается, впереди, я надеюсь, будет все самое интересное - это рассказ про локомотивы, вагоны, машинки, домики и дополнения к железной дороге, выпускавшиеся как на головном предприятии PIKO , так и силами кооперативов. Так что, поезд только отправляется, рассаживайтесь поудобнее (согласно купленным билетам), нумерация вагонов, как говорится, от головы хвоста поезда!