Найти в Дзене
Максим Бурмистров

Игрушечная железная дорога PICO из ГДР. Часть 6. «Доисторический» моторный вагон.

Продолжим обозревать модели первых лет существования игрушечного железнодорожного промысла из дружественной ГДР: перед вами еще одна редкая модель локомотива, это дизельный моторный вагон (или, короче, мотриса – «автобус» на железнодорожных колесах), чудом сохранившийся практически в первозданном виде, а ведь ему… под семьдесят лет, почитай!

Автомотриса из первого поколения игрушечных локомотивов, изготавливаемых компанией PICO.
Автомотриса из первого поколения игрушечных локомотивов, изготавливаемых компанией PICO.

Я не зря поставил в заголовке «неправильное» название – PICO , ведь большинство моих сверстников, собиравших модели локомотивов и вагонов, привыкли называть компанию иначе – PIKO .
Но оказывается, в начале своего славного пути название все же было таким – PICO и оно несло в себе определенный смысл, я то его знаю, а знаете ли вы?..
Мотриса BC 4 i VT -33 заявлялась производителем в своем самом первом каталоге, вышедшем в 1956 году, но когда она реально была сделана и пошла в продажу, неизвестно, возможно, что уже в самом начале пятидесятых.

На страничке первого каталога 1956 года мотриса уже представлена.
На страничке первого каталога 1956 года мотриса уже представлена.

Но конкретно мой экземпляр, по всей видимости, относится к самым первым произведенным экземплярам, так как на обложке каталога можно увидеть уже привычную моим сверстникам, аббревиатуру – PIKO, в то время как на самом локомотиве (это невозможно сфотографировать, так как маркировка находится под крышей вагона) стоит рельефно исполненное раннее клеймо PICO - EXPRESS !
Корпус дизельного пассажирского вагона исполнен в традициях того времени – из карболита, окрашенного затем в четыре цвета – серый, бежевый, бордовый и черный, для тех времен это просто шедевр по уровню раскраски, ведь те же паровозы не имели никаких красочных деталей.
К тому же корпус тут составной, крыша смонтирована отдельно.
Карболит – материал прочный, но грубый, что хорошо заметно по заусенцам в оконных проемах и вообще, в примитивном рельефе этой модели, но повторюсь – для своего времени и ограниченных технологических возможностей этот игрушечный локомотив можно причислить к выдающимся изделиям.

Карболит не позволял делать точные отливки, но и это качество можно считать на тот момент весьма превосходным! Обращают на себя внимание стальные буфера, выточенные на токарном станке (такого сейчас уже не делают).
Карболит не позволял делать точные отливки, но и это качество можно считать на тот момент весьма превосходным! Обращают на себя внимание стальные буфера, выточенные на токарном станке (такого сейчас уже не делают).

Техническое решение модели по-немецки лаконичное и работоспособное: мотор с редуктором размещался непосредственно над одной из двухосных тележек, вторая тележка – «пустышка».
Почему не сделали два мотора? Ответ напрашивается сам собой: мотриса не предполагала становиться полноценным тяговым локомотивом, хотя с одной стороны (со стороны «холостой» тележки) имелась металлическая пластина с отверстием для крепления сцепки.

Одна из тележек – ведущая, вторая бегунковая.
Одна из тележек – ведущая, вторая бегунковая.

Моторная тележка тяжелая, корпус редуктора сделан из двух пластин, боковины тележек снова исполнены из карболита и имеют весьма простую рельефную проработку.

Вы сами можете по этой фотографии оценить работу инженеров молодой игрушечной компании!
Вы сами можете по этой фотографии оценить работу инженеров молодой игрушечной компании!

Забавно, что сама моторная тележка удерживается в корпусе вагона… одним винтом, шляпка которого торчит на крыше. При этом тележка болтается из стороны в сторону, что, конечно, не есть хорошо, но такое уж простецкое и архаичное шарнирное крепление придумали инженеры тогда еще компании PICO .

Моторная тележка крепится к корпусу вагона вот этим вот винтом. Конструкция простая, но, как выясняется, весьма живучая.
Моторная тележка крепится к корпусу вагона вот этим вот винтом. Конструкция простая, но, как выясняется, весьма живучая.

Мотриса, надо сказать, уверенно бежит по рельсам и сегодня, смотрится она замечательно, и надо только представлять, что столь длинный локомотив и тогда, в пятидесятых, производил на покупателя большое впечатление.
Обратите внимание и на остекление – оно в прямом смысле этого слова, стеклянное, тогда еще не было никакого пластика, при этом изготовитель пытался приблизиться к оригиналу, так что даже окно туалетной комнаты здесь закрашено матовой белой краской!

Мотриса отлично работает и сегодня, легко преодолевая любые кривые рельсового пути.
Мотриса отлично работает и сегодня, легко преодолевая любые кривые рельсового пути.

У моторного вагона есть и еще одна уникальная, для своего времени, черта: фирма PICO отработала возможность тщательной детализации будущих моделей, сумев раскрасить маршрутную табличку и номера, а также другие мелкие надписи на бортах вагона – это уникальная особенность этой старинной модели!

Маршрутные таблички и надписи на вагоне раскрашены очень аккуратно, это первый опыт компании ПИКО в подобной мелкой детализации моделей!
Маршрутные таблички и надписи на вагоне раскрашены очень аккуратно, это первый опыт компании ПИКО в подобной мелкой детализации моделей!

Мотриса позволяет трогаться и двигаться на минимальных скоростях, без рывков, а разогнавшись, показывает завидные динамические характеристики, за время существования модели все же произошли некоторые изменения, карболит усыхает и вызывает тем самым небольшую деформацию корпуса, он начинает выгибаться. Никто ведь не предполагал тогда, в начале пятидесятых, что эти игрушки станут ценным коллекционным материалом и что они вообще, доживут до двадцать первого века!..

А они дожили до нашего времени и прекрасно себя чувствуют!
А они дожили до нашего времени и прекрасно себя чувствуют!

Тираж подобных изделий был небольшим, подавляющее большинство из выпущенных локомотивов, увы, нашли давно свое пристанище на помойке. В каталоге 1958 года модель еще есть, а в более поздних изданиях уже отсутствует…
Но мы не завершаем цикл статей о моделях железных дорог из ГДР, впереди много интересного, так что не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить подробности!

Начало рассказа о моделях железнодорожного транспорта из ГДР читайте здесь:
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4
ЧАСТЬ 5