Продолжим обозревать модели первых лет существования игрушечного железнодорожного промысла из дружественной ГДР: перед вами еще одна редкая модель локомотива, это дизельный моторный вагон (или, короче, мотриса – «автобус» на железнодорожных колесах), чудом сохранившийся практически в первозданном виде, а ведь ему… под семьдесят лет, почитай!
Я не зря поставил в заголовке «неправильное» название – PICO , ведь большинство моих сверстников, собиравших модели локомотивов и вагонов, привыкли называть компанию иначе – PIKO .
Но оказывается, в начале своего славного пути название все же было таким – PICO и оно несло в себе определенный смысл, я то его знаю, а знаете ли вы?..
Мотриса BC 4 i VT -33 заявлялась производителем в своем самом первом каталоге, вышедшем в 1956 году, но когда она реально была сделана и пошла в продажу, неизвестно, возможно, что уже в самом начале пятидесятых.
Но конкретно мой экземпляр, по всей видимости, относится к самым первым произведенным экземплярам, так как на обложке каталога можно увидеть уже привычную моим сверстникам, аббревиатуру – PIKO, в то время как на самом локомотиве (это невозможно сфотографировать, так как маркировка находится под крышей вагона) стоит рельефно исполненное раннее клеймо PICO - EXPRESS !
Корпус дизельного пассажирского вагона исполнен в традициях того времени – из карболита, окрашенного затем в четыре цвета – серый, бежевый, бордовый и черный, для тех времен это просто шедевр по уровню раскраски, ведь те же паровозы не имели никаких красочных деталей.
К тому же корпус тут составной, крыша смонтирована отдельно.
Карболит – материал прочный, но грубый, что хорошо заметно по заусенцам в оконных проемах и вообще, в примитивном рельефе этой модели, но повторюсь – для своего времени и ограниченных технологических возможностей этот игрушечный локомотив можно причислить к выдающимся изделиям.
Техническое решение модели по-немецки лаконичное и работоспособное: мотор с редуктором размещался непосредственно над одной из двухосных тележек, вторая тележка – «пустышка».
Почему не сделали два мотора? Ответ напрашивается сам собой: мотриса не предполагала становиться полноценным тяговым локомотивом, хотя с одной стороны (со стороны «холостой» тележки) имелась металлическая пластина с отверстием для крепления сцепки.
Моторная тележка тяжелая, корпус редуктора сделан из двух пластин, боковины тележек снова исполнены из карболита и имеют весьма простую рельефную проработку.
Забавно, что сама моторная тележка удерживается в корпусе вагона… одним винтом, шляпка которого торчит на крыше. При этом тележка болтается из стороны в сторону, что, конечно, не есть хорошо, но такое уж простецкое и архаичное шарнирное крепление придумали инженеры тогда еще компании PICO .
Мотриса, надо сказать, уверенно бежит по рельсам и сегодня, смотрится она замечательно, и надо только представлять, что столь длинный локомотив и тогда, в пятидесятых, производил на покупателя большое впечатление.
Обратите внимание и на остекление – оно в прямом смысле этого слова, стеклянное, тогда еще не было никакого пластика, при этом изготовитель пытался приблизиться к оригиналу, так что даже окно туалетной комнаты здесь закрашено матовой белой краской!
У моторного вагона есть и еще одна уникальная, для своего времени, черта: фирма PICO отработала возможность тщательной детализации будущих моделей, сумев раскрасить маршрутную табличку и номера, а также другие мелкие надписи на бортах вагона – это уникальная особенность этой старинной модели!
Мотриса позволяет трогаться и двигаться на минимальных скоростях, без рывков, а разогнавшись, показывает завидные динамические характеристики, за время существования модели все же произошли некоторые изменения, карболит усыхает и вызывает тем самым небольшую деформацию корпуса, он начинает выгибаться. Никто ведь не предполагал тогда, в начале пятидесятых, что эти игрушки станут ценным коллекционным материалом и что они вообще, доживут до двадцать первого века!..
Тираж подобных изделий был небольшим, подавляющее большинство из выпущенных локомотивов, увы, нашли давно свое пристанище на помойке. В каталоге 1958 года модель еще есть, а в более поздних изданиях уже отсутствует…
Но мы не завершаем цикл статей о моделях железных дорог из ГДР, впереди много интересного, так что не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить подробности!
Начало рассказа о моделях железнодорожного транспорта из ГДР читайте здесь:
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4
ЧАСТЬ 5