Найти в Дзене
Максим Бурмистров

Игрушечная железная дорога из ГДР. Часть 3. Каталоги: что выпускала компания PIKO и не только.

Листаем вместе с вами редкие каталоги PIKO и VERO!

Разговор о каталогах железнодорожных моделей, изготавливавшихся в ГДР в прошлом веке мы начали ЗДЕСЬ (Часть 1) и ЗДЕСЬ (Часть 2), так что советую прочитать и эти материалы, сейчас мы продолжим обозревать ПИКОвские каталоги более позднего времени, ведь в них можно проследить динамику развития игрушечной индустрии и того большого ассортимента продукции, который выпускался для детей стран СЭВ в Восточной Германии.
Для меня стал интересным такой вывод, основанный на воспоминаниях о тех временах. В условиях плановой экономики, внедряемой не только в СССР, но и в «братских странах» соцлагеря, видимо, было решено, так сказать, поделить «сферы влияния» и согласно договоренностям, достигнутым в высших эшелонах партийной власти, каждая страна стала ответственной за выпуск и экспорт определенных видов товаров в другие страны содружества.
Вспомним, например, чешскую, румынскую и немецкую мебель, которую можно было приобрести в СССР, отстояв годовую очередь, или, например, богатый ассортимент болгарских консервов, поставляемых компанией «Булгарплодимпорт» к нашему столу. В этом содружестве стран каждой отводилась своя, особая роль, поэтому, наверное, изготовлением миниатюрных железных дорог стали ведать немцы. Впрочем, они полностью взяли на себя «игрушечное дело», мне трудно будет даже перечислить весь перечень детской продукции из ГДР, который присутствовал на прилавках в СССР и надо сказать, несмотря на откровенную дороговизну по сравнению с отечественными товарами, он неизменно пользовался спросом!..
Производственное предприятие PIKO в этом ряду изготовителей ГДРовских игрушек стоит особняком, я думаю, что именно модели железных дорог стали наиболее выгодным детищем изо всех поставок игрушек в СССР и в другие страны содружества социалистических государств.
Поэтому предприятие-экспортер ( DEMUSA ) и выпускало на регулярной основе каталоги продукции, демонстрирующие раз от раза все более развивающийся ассортимент изделий и усиление их качества.
А теперь перейдем к краткому (иначе мы просто утонем в этой теме) обзору более поздних каталогов продукции.
Начнем мы с каталога продукции ПИКО 1968-1969 года, известного в кругах коллекционеров, как «Каталог с мальчиком».

«Каталог с мальчиком» - один из известных в СССР, его с трудом, но можно и сегодня раздобыть на просторах антикварного рынка.
«Каталог с мальчиком» - один из известных в СССР, его с трудом, но можно и сегодня раздобыть на просторах антикварного рынка.

Веселый и улыбчивый немецкий подросток появляется уже на обложке, далее он путешествует со страницы на страницу, увеселяя своими гримасами читателя и расставляя нужные акценты на продукции. Каталог 1968-1969 годов не первый, где появился «мальчик», у меня есть еще один экземпляр более раннего выпуска, где уже есть этот задорный персонаж, вот только увы – у него не сохранилась обложка, поэтому точно сказать, какого он года, я не могу, а вот утверждать, что он более ранний – можно, поскольку в нем есть более старые модели тех же локомотивов, которые уже не упоминаются в этом издании.
Каталог 1968-1969 годов интересен тем, что в нем приводятся фотографии реальных прототипов, с которых немцы и «лепили» свои модели.

Под изображением модели локомотива BR 64 размещена фотография реального паровоза, с тем же бортовым номером, который и послужил отправной точкой в создании игрушки. 
Этот каталог еще уникален тем, что все тексты тут – на русском языке, что означает серьезный подход авторов к созданию брошюры, распространяемой в СССР, правда, мне до сих пор не ясно, каким образом она тогда распространялась – продавалась в магазинах или раздавалась, как реклама на выставках?..
Под изображением модели локомотива BR 64 размещена фотография реального паровоза, с тем же бортовым номером, который и послужил отправной точкой в создании игрушки. Этот каталог еще уникален тем, что все тексты тут – на русском языке, что означает серьезный подход авторов к созданию брошюры, распространяемой в СССР, правда, мне до сих пор не ясно, каким образом она тогда распространялась – продавалась в магазинах или раздавалась, как реклама на выставках?..
Локомотивы начинают выпускаться в различных вариациях, причем это касается не только раскраски, но и проявляется в деталях. Мальчик в фирменной фуражке акцентирует внимание читателя именно на том, что отныне можно расширять коллекцию, приобретая разновидности одной и той же модели локомотива.
Локомотивы начинают выпускаться в различных вариациях, причем это касается не только раскраски, но и проявляется в деталях. Мальчик в фирменной фуражке акцентирует внимание читателя именно на том, что отныне можно расширять коллекцию, приобретая разновидности одной и той же модели локомотива.

Но для меня конкретно этот каталог важен еще и другим знанием. В предыдущих главах моего рассказа о производителях моделей из ГДР я говорил, что основным, головным предприятием по производству компонентов железной дороги был PIKO , но вместе с тем в каталоги под общей вывеской включались модели, изготавливаемые кооперативами, при этом в том же каталоге 1967 года, на первом развороте, указывались артикулы, согласно которым можно было ориентироваться коллекционеру, понимая, что вот этот локомотив, например, делает непосредственно головное предприятие ПИКО, а вот этот – кооперативных дел мастер Хруска.
Но «партия и правительство», как говорилось в советских газетах того времени, решило проводить политику на искоренение всяких «частных собственностей» и частных производств, как пережитков капиталистической системы. Поэтому начался отжим производств у их создателей и владельцев и соответственно – обезличивание такой продукции в каталогах.
Кажется – прошло всего два года, а в каталоге «с мальчиком» вы уже не найдете никаких намеков на то, что какие-то изделия были произведены не на центральном предприятии, а все теми же кооперативами, только лишенными своей индивидуальности. Правда, заглавные индексы в артикулах остались прежними, так что владельцы более ранних версий каталогов могли по прежнему понимать, что и где делалось.

На странице слева изображен самый мой любимый локомотив тех лет – паровоз BR91, изготавливавшийся в мастерской фамильной фирмы Хруска (Hruska). Судьба этой фирмы трагична, впрочем, как трагична судьба всех кооперативов, безжалостно поглощенных системой. Сама же модель имела великолепную деталировку и передовую систему передачи усилия от мотора на колесные пары. Передняя бегунковая колесная пара здесь выполнена на поворотном шарнире, облегчающим вхождение модели в кривые рельсовых радиусов, но при этом она, так же, как и все остальные три пары является ведущей, что обеспечивает локомотиву великолепные тяговые характеристики. Кроме того, у этого локомотива применен уникальный мотор, позволяющий трогать паровоз и состав с минимальной скоростью, без характерных рывков, что обеспечивало возможность с величайшим удовольствием играть в локомотив и имитировать маневровую станционную работу, для которой и предназначался изначально его натурный прототип!
На странице слева изображен самый мой любимый локомотив тех лет – паровоз BR91, изготавливавшийся в мастерской фамильной фирмы Хруска (Hruska). Судьба этой фирмы трагична, впрочем, как трагична судьба всех кооперативов, безжалостно поглощенных системой. Сама же модель имела великолепную деталировку и передовую систему передачи усилия от мотора на колесные пары. Передняя бегунковая колесная пара здесь выполнена на поворотном шарнире, облегчающим вхождение модели в кривые рельсовых радиусов, но при этом она, так же, как и все остальные три пары является ведущей, что обеспечивает локомотиву великолепные тяговые характеристики. Кроме того, у этого локомотива применен уникальный мотор, позволяющий трогать паровоз и состав с минимальной скоростью, без характерных рывков, что обеспечивало возможность с величайшим удовольствием играть в локомотив и имитировать маневровую станционную работу, для которой и предназначался изначально его натурный прототип!

На страницах этого каталога можно увидеть и двухэтажные вагоны с «гармошкой», производимые ранее под брендом кооператива «Шихт». Эти великаны производят большое впечатление и сегодня, при этом существовали разновидности вагонов, предлагавшиеся покупателю – можно было купить вагоны, уже в базе оснащенные подсветкой.

Удивительные двухэтажные вагоны фирмы Шихт отличались великолепной деталировкой экстерьера и интерьера, а если повезет, могли быть «с лампочками», что привносило в игру дополнительную «волшебность».
Удивительные двухэтажные вагоны фирмы Шихт отличались великолепной деталировкой экстерьера и интерьера, а если повезет, могли быть «с лампочками», что привносило в игру дополнительную «волшебность».
Богател и ассортимент товарных вагонов, в данном случае – цистерн, изготовленный на головном предприятии (ПИКО).
Богател и ассортимент товарных вагонов, в данном случае – цистерн, изготовленный на головном предприятии (ПИКО).

Одним из «головняков» моделистов тех лет была несовершенная система сцепки локомотивов и вагонов, не позволявшая осуществлять маневровую работу четко и просто, кроме того, составы часто самопроизвольно расцеплялись во время движения, поэтому производитель посвятил отдельный разворот инновационной разработке конструкторов ПИКО – сцепке « i », впрочем, я такие сцепки в глаза не видел и думаю, что особого распространения они так и не получили, во всяком случае, до своей «клинической смерти» в девяностые ПИКО комплектовал локомотивы и вагоны привычными «дурацкими» сцепками старой конструкции…

Инновационная сцепка от ПИКО для меня осталась неразгаданной загадкой, как говорится в старом анекдоте, и очень в тему к конкретно этому каталогу - «а был ли мальчик»?..
Инновационная сцепка от ПИКО для меня осталась неразгаданной загадкой, как говорится в старом анекдоте, и очень в тему к конкретно этому каталогу - «а был ли мальчик»?..

А теперь перенесемся еще вперед, в 1970 год, когда вышел еще один каталог, теперь уже «без мальчика» на обложке, хотя «вечно молодой» пацан остался на страницах все в тех же позах.

Каталог 1970 года «без мальчика» на обложке мало чем отличается по содержанию от предыдущего дайджеста, но тем не менее, отличия есть.
Каталог 1970 года «без мальчика» на обложке мало чем отличается по содержанию от предыдущего дайджеста, но тем не менее, отличия есть.

Во-первых, отличие этого каталога от представленного выше - это язык – английский. Остается только догадываться, на какую аудиторию он был рассчитан – неужели тогда модели из ГДР шли на экспорт в Англию и в США?..
Удивительно, но в этом каталоге можно снова увидеть расшифровку артикулов с перечислением кооперативных производителей – возможно, так пытались западному покупателю продемонстрировать лояльность к частному предпринимательству, а может быть, их еще не додушили к этому моменту окончательно…

Здесь можно увидеть великолепный и очень редкий (и тогда) локомотив BR84, изготавливаемый все тем же Хруской. И снова впечатляет конструкция «ломающихся» колесных тележек, обеспечивающей свободный проход паровоза по самым маленьким рельсовым радиусам. Скажу честно, я с ума сходил по этому локомотиву, но мне так и не удалось заполучить его в коллекцию.
Здесь можно увидеть великолепный и очень редкий (и тогда) локомотив BR84, изготавливаемый все тем же Хруской. И снова впечатляет конструкция «ломающихся» колесных тележек, обеспечивающей свободный проход паровоза по самым маленьким рельсовым радиусам. Скажу честно, я с ума сходил по этому локомотиву, но мне так и не удалось заполучить его в коллекцию.
Идеально детализированы вагоны Mitropa кооператива Шихт – в интерьере вагона-ресторана воспроизведены даже настольные лампы, есть и подсветка.
Идеально детализированы вагоны Mitropa кооператива Шихт – в интерьере вагона-ресторана воспроизведены даже настольные лампы, есть и подсветка.

Одним из самых запоминающихся и сложный в деталировке вагонов можно назвать «кислотник» от ПИКО. Этот вагон и на меня в детстве произвел неизгладимое впечатление, настолько он скрупулезно проработан и состоит из множества отдельных деталей, не зря «мальчик тычет пальчик» именно в этот популярный экземпляр! Впрочем, в мире коллекционирования этот вагон особой ценности не имеет – из-за его бешеной тиражности.

«Кислотник» перевозил в фарфоровых емкостях едкие кислоты, фотография натурного образца помещена на страницу каталога рядом с изображением игрушечной его копии. Еще один любопытный бумажный раритет – прейскурант цен на продукцию ПИКО, датируемый 1979 годом. Комментировать тут, как говорится, нечего, каждый желающий может попробовать конвертировать тогдашние восточные марки в тогдашние же, советские рубли и потом перевести их в нынешний рублевый эквивалент.
«Кислотник» перевозил в фарфоровых емкостях едкие кислоты, фотография натурного образца помещена на страницу каталога рядом с изображением игрушечной его копии. Еще один любопытный бумажный раритет – прейскурант цен на продукцию ПИКО, датируемый 1979 годом. Комментировать тут, как говорится, нечего, каждый желающий может попробовать конвертировать тогдашние восточные марки в тогдашние же, советские рубли и потом перевести их в нынешний рублевый эквивалент.
Прейскурант цен на модели ПИКО 1979 года может помочь нынешнему коллекционеру понять, чего и сколько стоило тогда и сколько это могло бы стоить в магазине сегодня.
Прейскурант цен на модели ПИКО 1979 года может помочь нынешнему коллекционеру понять, чего и сколько стоило тогда и сколько это могло бы стоить в магазине сегодня.

А теперь перенесемся на четыре годика вперед и увидим, чем «дышало» Пико в середине 80-х годов, ведь компания развивалась, не стояла на месте, маховик бешеного ассортимента раскручивался все сильнее, поставки шли бесперебойно в страны СЭВ, а в СССР организовывались целые обширные отделы в крупных магазинах, где централизованно торговали только моделями железных дорог и всяческими дополнениями к ним.

На обложку каталога 1974 года вместе с логотипом производственного предприятия PIKO вынесен логотип компании-экспортера продукции, Demusa.
На обложку каталога 1974 года вместе с логотипом производственного предприятия PIKO вынесен логотип компании-экспортера продукции, Demusa.

На первых страницах можно увидеть предложение для начинающих пользователей – серию наборов Junior , представлявших из себя стартовые комплекты, включавших минимальное число компонентов, позволяющих сразу начать игру.
В наиболее дешевые наборы вкладывали простенький локомотив, такие же упрощенной конструкции, вагоны, круг из рельс (иногда со стрелочным механическим переводом и небольшим отростком рельс, завершающихся тупиком), пульт управления, работающий от батареек и провода. В более продвинутой версии (как можно судить по фото) покупателю предлагали приобрести сразу два состава и усиливали набор практичным пультом управления, питавшимся от стационарной домашней сети.

Стартовый набор позволял родителю купить ребенку отличную игрушку по доступной цене, поскольку модели локомотивов и вагонов тут исполнялись не в коллекционном, а в упрощенном варианте (чтобы не жалко было наблюдать, как ребенок все это сломает). В то же время в задумке авторов сквозило желание через недорогой стартовый комплект подсадить владельца «на крючок» будущих приобретений, ведь не зря же он назывался «стартовым» - многие (как и я) именно через такие дешевые и простые наборы «заболевали» моделями железных дорог и тратили семейный бюджет на приобретение всяческих дополнений.
Стартовый набор позволял родителю купить ребенку отличную игрушку по доступной цене, поскольку модели локомотивов и вагонов тут исполнялись не в коллекционном, а в упрощенном варианте (чтобы не жалко было наблюдать, как ребенок все это сломает). В то же время в задумке авторов сквозило желание через недорогой стартовый комплект подсадить владельца «на крючок» будущих приобретений, ведь не зря же он назывался «стартовым» - многие (как и я) именно через такие дешевые и простые наборы «заболевали» моделями железных дорог и тратили семейный бюджет на приобретение всяческих дополнений.

А на следующей странице предлагались комплекты для «продвинутых» пользователей, я бы сказал проще – для новичков, только побогаче. Коллекционеры уже тогда такие наборы не покупали, а обычные пользователи, позарившиеся на «богатую» версию, вставали еще перед одной проблемой – в этих «экспертных» наборах отсутствовали блоки управления, которые предлагалось купить сразу дополнительно к вожделенной коробке. Вот и подсчитайте, во что это обходилось рядовому покупателю в СССР, если дешевый стартовый набор с блоком управления (питаемым от батареек) стоил 13 рублей, а набор из серии «Эксперт» предлагалось приобрести за 25 рублей, блок же управления с запиткой от сети 220 вольт стоил ровно 10 рублей. Какой взрослый мог купить ребенку на День его рождения игрушку стоимостью 35 рублей? Отвечу коротко – не всякий, но вот моему лучшему другу такой набор все же купили…

Наборы серии EXPERT подразумевали иной подход покупателя к приобретению игрушки. Это были дорогие комплекты и покупали их отнюдь не все родители, при средней зарплате в сто-сто двадцать рублей отдать сразу 35 рублей за «просто игрушку» мог себе позволить далеко не каждый.
Наборы серии EXPERT подразумевали иной подход покупателя к приобретению игрушки. Это были дорогие комплекты и покупали их отнюдь не все родители, при средней зарплате в сто-сто двадцать рублей отдать сразу 35 рублей за «просто игрушку» мог себе позволить далеко не каждый.

Есть на страничках этого каталога и изображения «несбыточной мечты» каждого советского мальчишки, увлеченного темой моделей ПИКО: это паровозы-гиганты, «короли дорог», серии BR 01. Эти паровозы всегда имелись в продаже в Детском мире в Москве и покрывались пылью на полках. Все дело в их цене, осилить покупку мог только совсем уже тронувшийся собиратель или богатый родитель (стоил один паровоз, если не ошибаюсь, ровно 25 рублей).

Модели паровозов BR01 не пользовались повышенным спросом из-за их сумасшедшей цены.
Модели паровозов BR01 не пользовались повышенным спросом из-за их сумасшедшей цены.

Здесь же заявляется как новинка модель электровоза Е11, который и правда, во многом был инновационен. Кроме повышенного качества в отливке, точной проработки и окраски деталей, он позволял пользователю запитать два мощных двигателя модели от «настоящей» контактной сети, для чего «на животе» локомотива имелся переключатель. Здесь также была применена редкая и новаторская система освещения. Локомотив едет в одну сторону – спереди горят фары, а сзади – красные хвостовые огни. При смене направления движения огни автоматически переключаются.

Модель локомотива Е11 мне лично очень нравится. Это прекрасный образец продуманного подхода к созданию модели, играть в которую и созерцать – одно удовольствие!
Модель локомотива Е11 мне лично очень нравится. Это прекрасный образец продуманного подхода к созданию модели, играть в которую и созерцать – одно удовольствие!

Есть в этом издании и полный набор вагонов, а еще, чем этот каталог мне нравится – здесь есть фотографии макетов железных дорог, созданных мастерами из ГДР, они служили современникам из СССР неким эталоном для создания конструкций в домашних условиях.

Вагонный парк в каталоге предельно широк и разнообразен. Не все, конечно, можно было приобрести в магазинах, но существенный ассортимент поставлялся в СССР.
Вагонный парк в каталоге предельно широк и разнообразен. Не все, конечно, можно было приобрести в магазинах, но существенный ассортимент поставлялся в СССР.
Можно здесь встретить и изделия кооперативов, как например, вот этот великолепно исполненный передвижной кран, изготавливаемый одним из бывших кооперативов, правда, в аннотации к артикулам в этом каталоге вы не найдете указаний на фамилии бывших владельцев мелких «игрушечных» предприятий: процесс поглощения и обезличивания частников уже давно завершился…
Можно здесь встретить и изделия кооперативов, как например, вот этот великолепно исполненный передвижной кран, изготавливаемый одним из бывших кооперативов, правда, в аннотации к артикулам в этом каталоге вы не найдете указаний на фамилии бывших владельцев мелких «игрушечных» предприятий: процесс поглощения и обезличивания частников уже давно завершился…
Вот так теперь выглядит список «заводов-изготовителей», нет тут больше никаких «Элек», «Цоек» и прочих «Хрусок», теперь это обезличенные и пустые в своем содержании, названия «откулаченных» подразделений головного предприятия ПИКО!
Вот так теперь выглядит список «заводов-изготовителей», нет тут больше никаких «Элек», «Цоек» и прочих «Хрусок», теперь это обезличенные и пустые в своем содержании, названия «откулаченных» подразделений головного предприятия ПИКО!

У меня еще есть каталоги, но, наверное, я и так немного притомил вас этой «бумагой», поэтому прерву на этом рассказ о каталогах фирмы ПИКО (впрочем, не считаю эту тему полностью раскрытой).

Ну и на закусь хочу познакомить вас с двумя крайне редкими и любопытными экземплярами каталогов, посвященных ассортименту миниатюрных строений, которыми предполагалось оборудовать макет железной дороги.
Выпускала сборные домики фирма VERO , самый ранний каталог датируется 1975 годом и надо отметить, что уже тогда в ассортименте имелось достаточно моделей зданий, чтобы оборудовать ими самый большой макет, что говорить о небольших конструкциях, которые могли себе позволить жители городов соцлагеря, ютящиеся в скромных квартирах?
Например у меня в детстве тоже был своеобразный макет железной дороги: я брал мамины зимние сапоги и клал их посередине большой комнаты (большая – не значит большая в прямом смысле этого слова, она была просто чуть больше второй, «маленькой» комнаты, имевшей площадь 9 квадратных метров). Затем стаскивал с кресла покрывало, имевшее зеленый травянистый цвет и накрывал им сапоги – получался вполне себе горный «швейцарский» рельеф. Далее на склонах «горы» расставлял редкие пластиковые ёлочки, водружал домик, купленный уже склееным у товарища в школе и рядом с рельсами помещал железнодорожную платформу, тоже купленную в школе в уже собранном виде. Вот и весь мой незатейливый макет, вмещавший простой круг рельс без стрелок, но мне этого вполне хватало для полноценной и бесконечной игры. И если бы не досадно быстро садившиеся «плоские» батарейки, которые просто невозможно было купить в «электротоварах», игра продолжалась бы вечно…
Тем не менее, с продукцией компании ВЕРО (которая и выпускала сборные модели домиков для «железки») я познакомился более широко еще тогда, в школе, видел домики у друзей, ведь моделями железных дорог увлекались многие.
Если бы у меня тогда был такой каталог, я бы, наверное, просто не спал ночами, мечтал бы о полноценном макете железной дороги!

Обложка старого каталога VERO 1975 года «заводит», как говорится, сразу, с обложки: только посмотрите на эти красивейшие макеты, которые творили любители моделей в ГДР!
Обложка старого каталога VERO 1975 года «заводит», как говорится, сразу, с обложки: только посмотрите на эти красивейшие макеты, которые творили любители моделей в ГДР!

Поставщиком продукции VERO - MODELLE выступала все та же небезызвестная компания Demusa , что и продвигала на советский рынок товары фирмы ПИКО.

На первой страничке каталога можно увидеть модели многоэтажек. Если честно, для меня они не представляют интереса, в маленьких макетах, создаваемых в условиях «хрущоб» этим «безликим» зданиям места просто не нашлось бы, но если вы собирались развернуться в условиях спорткомплекса «Лужники», то они пригодились бы в самый раз!
На первой страничке каталога можно увидеть модели многоэтажек. Если честно, для меня они не представляют интереса, в маленьких макетах, создаваемых в условиях «хрущоб» этим «безликим» зданиям места просто не нашлось бы, но если вы собирались развернуться в условиях спорткомплекса «Лужники», то они пригодились бы в самый раз!
Слева вверху – башня управления, сооружение, воздвигаемое на станции и предназначенное для размещения персонала, управляющего маневровыми работами, такая у меня тоже была в детстве. Далее представлены здания деревенской архитектуры, милые, пасторальные, то что нужно для небольших макетов!
Слева вверху – башня управления, сооружение, воздвигаемое на станции и предназначенное для размещения персонала, управляющего маневровыми работами, такая у меня тоже была в детстве. Далее представлены здания деревенской архитектуры, милые, пасторальные, то что нужно для небольших макетов!
На макетах, приведенных в каталоге, можно также увидеть другие дополнения – в частности, фигурки людей, автомобили – картинки можно и нужно рассматривать с пристрастием, так как многое, изображенное на них, я живьем никогда и не видел.
На макетах, приведенных в каталоге, можно также увидеть другие дополнения – в частности, фигурки людей, автомобили – картинки можно и нужно рассматривать с пристрастием, так как многое, изображенное на них, я живьем никогда и не видел.

Второй каталог относится к середине восьмидесятых годов, увы, но на нем нет никаких указующих датировку, признаков. В принципе, это некий нонсенс для немецких каталогов, у которых если и не заявлялось «погодовки» на обложке, то существовала «секретная» маркировка на последних страничках, мелко, где-то внизу. Здесь даже этого нет. Делалось это, видимо, специально, чтобы использовать каталог не «сиюминутно», а на протяжении длительного времени, видимо, существенного обновления ассортимента предприятие производить не предполагало.

Второй каталог ВЕРО отстоит от первого на добрых десять лет, что уже заметно по качественной полиграфии. Правда, его недостаток, я считаю, в том, что здесь, опять же в отличие от первого издания, все изображения зданий рисованные, а не фотографические, что существенно разнит видимое на бумаге от созерцаемого в реальном исполнении, когда ты клеишь конкретное здание.
Второй каталог ВЕРО отстоит от первого на добрых десять лет, что уже заметно по качественной полиграфии. Правда, его недостаток, я считаю, в том, что здесь, опять же в отличие от первого издания, все изображения зданий рисованные, а не фотографические, что существенно разнит видимое на бумаге от созерцаемого в реальном исполнении, когда ты клеишь конкретное здание.
Идея многих моделей зданий тут – создание старой городской застройки. Здания прекрасно проработаны и детализированы, да и самих деталей в наборе много, что требует от моделиста определенного опыта, наличия инструментов и правильного клея для безупречного монтажа.
Идея многих моделей зданий тут – создание старой городской застройки. Здания прекрасно проработаны и детализированы, да и самих деталей в наборе много, что требует от моделиста определенного опыта, наличия инструментов и правильного клея для безупречного монтажа.
Теперь, пользуясь комплектами ВЕРО можно не просто собирать отдельные здания, но и формировать из них классические улицы старых европейских городков, выглядит это хозяйство просто великолепно!
Теперь, пользуясь комплектами ВЕРО можно не просто собирать отдельные здания, но и формировать из них классические улицы старых европейских городков, выглядит это хозяйство просто великолепно!
Стоит обратить внимание, что фирма ВЕРО пыталась охватить всех любителей железнодорожного моделизма, а посему предлагала модели зданий в разных масштабах – например, в типоразмере ТТ, для 12-и миллиметровой железной дороги.
Стоит обратить внимание, что фирма ВЕРО пыталась охватить всех любителей железнодорожного моделизма, а посему предлагала модели зданий в разных масштабах – например, в типоразмере ТТ, для 12-и миллиметровой железной дороги.
Есть тут и красивый разворот с фотографией «богатого» и огромного макета, правда, фотография явно не удалась (возможно, поэтому составители каталога вовсе отказались от фоток отдельных товаров?). Любопытно, что фото помещено в самой середине каталога, возможно, предполагалось, что владелец каталога «распетрушит» его и повесит эту фотографию на стену над кроватью, как икону?
Есть тут и красивый разворот с фотографией «богатого» и огромного макета, правда, фотография явно не удалась (возможно, поэтому составители каталога вовсе отказались от фоток отдельных товаров?). Любопытно, что фото помещено в самой середине каталога, возможно, предполагалось, что владелец каталога «распетрушит» его и повесит эту фотографию на стену над кроватью, как икону?
Этот каталог очень любопытен и тем, что здесь много всяких дополнений, помогающих макетчику максимально имитировать различные фрагменты настоящей жизни. Например, можно дополнить вход в тоннель накладками под камень, или выбрать различную фактуру и цвет травы, которой «засеять» поля на макете.
Этот каталог очень любопытен и тем, что здесь много всяких дополнений, помогающих макетчику максимально имитировать различные фрагменты настоящей жизни. Например, можно дополнить вход в тоннель накладками под камень, или выбрать различную фактуру и цвет травы, которой «засеять» поля на макете.
Цветущие яблоневые сады, ели, груши – как говорится, что угодно для души в магазинах «Ленгалантереи», только выбирай, покупай и действуй!
Цветущие яблоневые сады, ели, груши – как говорится, что угодно для души в магазинах «Ленгалантереи», только выбирай, покупай и действуй!
Компания выпускала также разные мелкие дополнения, например, бочки, мешки, а также оборудование для станций – здесь можно, например, увидеть водоналивные колонны для заправки паровозов. Интересно, но оказывается, в это время под знаменами ВЕРО выпускались и знаменитые грузовики ШКОДА, которые, вроде бы, завсегда делал «Пермот». Видимо, и этого производителя к времени выхода каталога уже полностью «обезличели».
Компания выпускала также разные мелкие дополнения, например, бочки, мешки, а также оборудование для станций – здесь можно, например, увидеть водоналивные колонны для заправки паровозов. Интересно, но оказывается, в это время под знаменами ВЕРО выпускались и знаменитые грузовики ШКОДА, которые, вроде бы, завсегда делал «Пермот». Видимо, и этого производителя к времени выхода каталога уже полностью «обезличели».

Разговор о справочной каталожной литературе можно продолжать бесконечно, для подлинного любителя моделей ГДР – это сладость почище мёда, но надо, как говорится, знать меру. Поэтому засим в этой главе коллекционирования всего, что связано с железнодорожными моделями из ГДР, разрешите откланяться. Но это не означает, что мы не продолжим беседу о «бумаге» в следующих выпусках программы! Встречаемся здесь, на моем канале, не забудьте плюсануть и подписаться, впереди много ностальгически-интересного!
Побывайте также в
ПЕРВОЙ и ВТОРОЙ частях, посвященных моделям железных дорог из ГДР, там тоже есть, на что подивиться!