Вербализация эмоций – важнейший элемент регулирования эмоционального напряжения. Этот инструмент информирует партнёра о наших чувствах и помогает снять собственное эмоциональное напряжение.
Когда мы говорим о том, что мы чувствуем в той или иной ситуации или о том, что по нашему мнению чувствует в данную минуту наш партнёр, мы снижаем уровень не нужной агрессии.
Нам может показаться, что формулировки, вербализирующие эмоциональное состояние типа: «я понимаю, что вы возмущены» - звучат как издёвки. Для того чтобы они не вызывали отторжения, их необходимо их правильно сформулировать.
Вербализация чувств нашего оппонента:
- Я согласен, что это может вызвать протест.
- Я понимаю, что мои слова могут вызвать дискомфорт.
- Согласен, что подобный поворот дела может вызвать неприятные чувства.
- Да, конечно это огорчительно.
Вербализация собственных чувств:
- Меня угнетает необходимость отказа вам.
- Меня задевает неправильная интерпретация моих слов.
- Меня тревожит ваша взволнованность.
- Такой поворот дела для меня весьма неприятен.
- Подобные высказывания вызывают у меня протест.
- Я огорчён подобным поворотом событий.
- Это огорчительно.
- Мне неуютно, когда так говорят.
- Мне неприятно это слышать.
- Я обеспокоен подобным отношением ко мне.
Вербализация чувств как констатация факта:
- Нецензурная лексика вызывает дискомфорт.
Случай из жизни:
В переполненном автобусе ехали молодые люди и громко разговаривали матом. Одна из пассажирок не оборачиваясь на них, на весь автобус произнесла:
- Нецензурная лексика вызывает дискомфорт!
Молодые люди замолчали, даже не посмотрев на неё.