Найти в Дзене
Auto People

Российский авторынок в 2023 году: рекордный рост за счет китайцев и прощальное лидерство Lada

Оглавление

В 2023 году российский авторынок показал хорошие результаты, несмотря на сложную экономическую ситуацию и проблемы с переходом на китайскую технику. Продажи новых легковых автомобилей в России по итогам 2023 года выросли на 69% по отношению к 2022 году и составили 1,058 млн. О впечатляющих объемах продаж и радужных перспективах традиционно рапортует АвтоВАЗ. Но при внимательном изучении прекрасной отчетности возникают сложные вопросы. Например о том, сохранится ли вообще российский автопром?

Китайские автомобили за пару лет из экзотики превратились в лидеров российского рынка
Китайские автомобили за пару лет из экзотики превратились в лидеров российского рынка

Результаты 2023 года: сплошной оптимизм и прощание с альтернативными автомобильными брендами

Согласно статистике «Автостата», по итогам 2023 года россияне купили 1 058 708 новых легковых автомобилей, что на 69 процентов больше, чем в 2022-м. Долю в 30,7 процентов рынка удерживает Lada, то есть практически каждая третья проданная машина - отечественной марки. Под брендом Lada продано 324 446 автомобилей, что на 86% больше, чем в 2022 году. Самыми популярными моделями ожидаемо стали стали Granta (195 910 шт.), Niva Travel (46 896 шт.) и Vesta (41 070 шт.).

Lada Granta – многолетний бессменный лидер отечественного рынка с демократичной ценой от 699 900 рублей
Lada Granta – многолетний бессменный лидер отечественного рынка с демократичной ценой от 699 900 рублей

На втором месте по продажам в России расположилась китайская марка Chery, которая реализовала 118 950 автомобилей, что на 203% больше, чем в 2022 году. Третье место заняла другая китайская марка Haval с результатом в 111 720 проданных машин, что на 227% больше, чем в 2022 году. В топ-10 также вошли Geely (93 553 шт.), Changan (47 765 шт.), Exeed (42 152 шт.), Omoda (41 983 шт.).

Аутсайдеры рынка (бывшие лидеры) показали следующие результаты:

  • Kia – 33 580 шт./ -49%;
  • Hyundai – 24 658 шт./ -54%;
  • Toyota – 23318/ -18,5% .
Для покупки некогда популярного седана Toyota Camry придется обращаться к ассортименту моделей китайской сборки
Для покупки некогда популярного седана Toyota Camry придется обращаться к ассортименту моделей китайской сборки

Наш обзор по теме:

Новая Toyota Camry: популярный седан уже можно заказать в Китае.

Из перечня ТОП-10 по маркам полностью исчезли европейские бренды. В аналогичном списке с моделями отсутствуют даже остатки японских и корейских авто. Интересно, что годом ранее российские автомобили пользовались меньшей популярностью, а из китайских только 2 модели смогли показать достойные результаты – Haval Jolion и Chery Tiggo 7 PRO.

Вопросы по итогам декабря и планам развития отечественного автопрома

Рост продаж эксперты объясняют:

  • низкой базой,
  • отложенным спросом,
  • ожиданием повышения цен,
  • колебаниями курсов на валютном рынке.

Активизировалась работа дилеров, отчаявшихся использовать по назначению накопленный опыт продаж и ремонта европейских и других альтернативных автомобилей. Сбив старые вывески, они приколотили новые – с брендами продукции китайского автопрома.

В кратком обзоре не получится дать подробный развернутый анализ. Но некоторые выводы сделать можно даже на основании опубликованных цифр. Одновременно сформулируем вопросы, на которые у нас нет ответов.

Доля рынка Lada увеличилась в годовом исчислении, но падает несколько последних месяцев со скоростью около 1%/ мес. Если тенденция не изменится вместо нынешних 30% в конце года получится не более 18-20%.

Предполагаемый салон Lada Iskra – «самого доступного российского легкового автомобиля на высокотехнологической платформе» по мнению Максима Соколова
Предполагаемый салон Lada Iskra – «самого доступного российского легкового автомобиля на высокотехнологической платформе» по мнению Максима Соколова

Общий результат этого года по Lada называют впечатляющим (324 тыс. экз./ 30,7%), но у нас хорошая память. Приведем дословно цитаты главы АвтоВАЗа Соколова из интервью конца 2022-го с планами на 2023-й:

«В этом году мы доработали мощности в Тольятти, которые позволят в 2023 году только на этой площадке выпустить до 500 тысяч автомобилей»;

«Мы продали более 40% от всех новых автомобилей в стране и надеемся удержаться на этом уровне».

Как видите, надежды не оправдались, а точность планов можно скромно назвать сомнительной.

В рамках экономического форума Соколов назвал главную проблему российского автопрома – низкую рентабельность
В рамках экономического форума Соколов назвал главную проблему российского автопрома – низкую рентабельность

Прогноз на 2024 год и дополнительные вопросы

По мнению аналитиков в 2024 году российский авторынок продолжит расти, но в более умеренном темпе. Ожидается, что продажи новых легковых автомобилей в России в составят около 1,2 млн штук. Однако рост будет сдерживаться рядом факторов:

  • ухудшением кредитных условий, в том числе из-за повышения ключевой ставки Центрального банка России;
  • насыщением рынка новыми автомобилями;
  • высоким уровнем инфляции и др.
Салон удлиненной Весты – очень привлекает российских чиновников
Салон удлиненной Весты – очень привлекает российских чиновников

Мы не эксперты, но прогноз о захвате китайцами 70-80% рынка сделать не сложно. Новый «самый доступный российский легковой автомобиль» Lada Iskra, который запланирован в качестве замены Гранте, вряд ли получится бюджетным. Да и собираться он будет с активным применением китайских запасных частей. Следует ожидать появление новых «перспективных» брендов из Ирана и других стран, которые славятся во всем мире инженерными достижениями в области автомобилестроения:

Почти Крузак: Toyota Land Cruiser 200 вернули на конвейер с другим бампером, но есть нюансы.

А что вы думаете о развитии российского автомобильного рынка в 2024 году? Делитесь своими соображениями в комментариях!