Если человек увольняется, скорее всего, его что-то не устроило. Руководителю или эйчару стоит поговорить с ним, узнать о причине ухода и об общем впечатлении от компании. Рассказываем, какие вопросы задавать, чтобы найти и исправить проблемы, усилить HR-бренд или даже убедить сотрудника остаться.
Это стандартный первый вопрос, но с ним нужно быть аккуратнее. Человек может скрывать истинные причины. Например, если стесняется или не хочет портить отношения перед уходом. Ему будет легче, если дать варианты ответов в нейтральных формулировках: не устраивал размер зарплаты, не сошлись с руководителем, ожидания не соответствовали действительности. Оставьте возможность высказать свой вариант или аргументировать тот, что он выбрал из предложенных.
Вопрос лучше развернуть: уточнить, с кем общаться было легче, с кем сложнее, из-за чего. Люди порой замалчивают конфликты, а это негативно влияет на эффективность работы. Стоит задать вопросы и о начальстве, если интервью не проводит непосредственный руководитель.
Вопрос помогает проработать вакансию для новых сотрудников. Скажем, обязанности в описании не совсем соответствуют реальности и вводят кандидатов в заблуждение. В таком случае стоит пересмотреть позицию и точнее прописать задачи и требования. А еще это дает понимание, как сделать работу более комфортной. Допустим, автоматизировать рутину или разрешить свободный график.
Возможно, сотрудник не против продолжить работу, если вы повысите зарплату или переведете его к другому руководителю, более подходящему по стилю управления. Предложите новые условия и узнайте, не передумал ли он увольняться. Чтобы получить полную картину, задайте дополнительный вопрос: чего человек ждет от нового места работы. Если он ответит, что ищет баланс между работой и личной жизнью, скорее всего, в вашей компании есть проблемы с этим.
Главное — не давите. Человек вернее ответит на вопросы, если спрашивать будут мягко и дружелюбно, без ощущения, что за негативной обратной связью последует что-то плохое. А после интервью важно грамотно проанализировать его результаты, чтобы выявить и исправить проблемы в процессах. Например, четче ставить цели, давать более развернутую обратную связь, ввести систему премий или уволить токсичных сотрудников.