Найти в Дзене

Наставники репетиторов. Что с ними не так?

Наверняка, большинство коллег сталкивалось с навязчивой рекламой курсов для репетиторов.

Ниже список того, что именно так раздражает во всех этих успешных наставниках.

1. Общее неуважение.
Почему-то такие наставники считают свою аудиторию наивными дурачками. Все вот эти трюки с обратным отсчётом на сайте или постоянными всплывающими напоминаниями “Вася из Верхних Валенок минуту назад купил курс” – они зачем?
А цены вроде 2999 рублей вообще на кого рассчитаны?
Ну ведь смешно же: “На самом деле мой курс стоит 200 000 руб, но только сегодня и только сейчас для вас я его отдам за 1000 руб.“
И в нагрузку ещё ведро бесплатных бонусов с перечёркнутой ценой.

2. Вторичность.
Слушателям в который раз пересказывают книги по маркетингу мезозойской эры и избранные места из марафонов Оладушкиной. Ну а штамп “мы будем двигаться из точки А в точку Б” я слышал от всех наставников без исключения.
Там, где по их мнению клиенты должны ловить инсайты, более-менее грамотный человек ловит лишь зевоту.
Лайфхак, который вам сэкономит время: если пост или видео наставника озаглавлены “Секреты чего-то...”, то дальше можно не читать – это секреты Полишинеля.

3. Вебинарная вода.
Что-то полезное даётся в гомеопатических дозах. Практический любой вебинар имеет следующую структуру:
- пустая вводная часть “ах как я рада всех здесь видеть, к этому вебинару я готовилась месяц, ставьте плюсы, если у вас отзывается, тут зрители из стольких городов, давайте активно вовлекаться и общаться в чате”;
- рассказ автора о себе любимом “я был такой же как вы, прохавал жизнь репетитора с самого дна, вот мои мегадостижения, у меня получилось и у вас получится”;
- примитивных мотивашек в стиле “вам нужно изменить мышление, вы достойны многих денег, верьте в себя, главное сильно захотеть, учитесь громко заявлять о себе, не стыдитесь быть богатыми”;
- реклама в оставшиеся 1,5 часа “купившие курс уже зарабатывают миллионы, я дам ещё подарок, ну купите у меня курс, а ещё сегодня скидка, ну почему вы у меня не покупаете, я отработаю все ваши возражения”;
Не думайте, что на самих курсах будет что-то принципиально иное. Там вас будут учить делать такие же продающие вебинары, но уже для родителей.

4. Зацикленность на деньгах.
Деньги объявляются чуть ли ни единственным мерилом успеха репетитора. Про профессионализм преподавателей вообще не заикаются. Самоуважение и человеческое отношение к родителям и ученикам если и рассматриваются, то только сквозь призму зарабатывания денег.

5. Агрессивно продвигают свои услуги.
Один из таких наставников раз в месяц звонит(!) мне на телефон и через автоответчик человеческим голосом приглашает на что-то уникальное. Причём каждый раз с нового номера, т.к. я сразу заношу его в чёрный список.
Другой наставник начинает свой рекламный пост со слов “Надоело бегать за учениками?...”. При этом постоянно мне пропихивает своё объявление в группах соцсетей и в поисковиках. Причём отключение и жалобы не помогают.
Тактика измора: они нас в дверь, а мы в окно. Лезут в печенку, лишь бы продать свои курсы.
И эти люди учат нас не бегать учениками?

6. Пренебрежительное отношение к клиентам.
Предлагается две главные стратегии работы: либо судорожно искать новых клиентов (ох уж эта воронка продаж...), либо пытаться что-то дополнительно впарить текущим. Причём без учёта их реальных потребностей.
Цитаты: “Вам следует объяснить им, почему они должны заниматься именно с вами”, “Дайте им выбор без выбора – вы ко мне запишетесь сейчас или завтра?”, “Вам нужно разогреть холодных клиентов до хотя бы тёпленьких”.
Живые родители и ученики вообще есть в этих советах? Или им полностью отказано в праве на субъектность и их участь только медленно “прогреваться”?

7. Мнимое разнообразие материала.
Выкатывают в качестве якобы полезных материалов какую-то откровенную шляпу: “130 каналов привлечения”, “47 полезных онлайн-досок”, “53 темы для контента” и прочие “178 способов поздороваться с учеником”.
Важные вещи, которые следует донести для преподавателей или отсутствуют, или погребены под тоннами мусора.

8. Рекламируют себя как наставника.
Зачем вообще делать это? Это же абсурд.
К наставнику всегда обращаются сами, когда видят в нём эксперта, который может помочь с конкретным запросом. Это не массовая услуга. Она всегда точечная. Те, кто действительно разбирается в вопросах профессионального развития как раз себя не рекламируют. Более того, есть коучи и наставники, к которым вообще практически невозможно попасть человеку со стороны. Только по рекомендации и, возможно, не одной.
Вспомните хотя бы типичные восточные притчи, в которых неофит приходит к Учителю и просит стать его наставником.
Вы серьёзно думаете, что этот седовласый монах ранее настраивал воронку продаж и прогревал аудиторию продающими вебинарами?

9. Сомнительные истории успеха.
Теперь про видео, где счастливые клиенты, захлебываясь от счастья, благодарят наставника за инсайты.
Существенная часть из них просто куплена по цене 100 рублей за пучок. Подставные актеры беззастенчиво рассказывают о курсах, которые они и в глаза не видели.
Другая часть записана клиентами, которым пообещали бонус, скидку или частичный возврат денег за хороший отзыв.
Вы верите в искренность таких отзывов?

10. Панибратство.
Почему-то почти все такие наставники обращаются к аудитории на ты. Некоторые называют это позицией Взрослый-Взрослый. Видимо не до конца разобрались, что это такое.

11. Избыточная психологическая накачка.
Вот такое объявление буквально позавчера увидел: «Моя бесплатная диагностика доводит репетиторов до слёз, инсайтов и глобальных изменений в жизни и работе”. И далее поясняется, что часть репетиторов уходит с этих встреч “со слезами счастья на глазах”.
Сюда же можно отнести аномальное количество излишне восторженных отзывов. Некоторые каналы забиты ими чуть менее чем полностью.
Такие качели только вредят.
А услуги психологов, которые помогают выбираться из эмоциональных ям, стоят дорого...

12. Распыление.
Некоторые из таких наставников репетиторов являются мастерами на все руки.
Одна девушка вообще сначала позиционировала себя как суперуспешный репетитор по физике и наставник преподавателей-несмышлёнышей. Смотрю через год – а она уже мастер по ноготочкам, таролог и астролог.
Совсем недавно узнал тайну подобных трансформаций. Оказывается, есть наставнические курсы, которые вместо разбора профессиональных вопросов учат просто продавать своё наставничество. Причём не важно в чём.
В 5 классе играли на баяне? Сойдёт! Вы теперь наставник. Проявляйте себя и монетизируйте свою экспертность.
Главное, мыслите позитивно и делайте запросы во Вселенную. Ну и учите этому других.
Вот такая получается пирамида наставничества.

13. Возраст.
Часть из тех, кто набивается в наставники, совсем молоды.
Через раз встречаю объявления вроде: “Мне 25 лет, у меня огромный опыт и я вас всему научу. Кстати, вот вам подарок – моя книга “Долгий жизненный путь”.
Нельзя сказать, что эти молодые девушки плохие педагоги. Одним из лучших преподавателей математики, которых я когда-либо встречал, была 19-летняя студентка. Она даже не замечала свой талант, считая его чем-то самим собой разумеющимся.
У молодых людей может быть разноплановый и уникальный опыт.
Но у них нет кое-чего важного – стабильности в результатах.
Вот зазывает подписаться на свой блог девушка, которая смогла выйти на доход 400 тыс. руб. в месяц. Это отличное достижение.
Но почему она учит этому других? Она его стабильно получает последние 3-4 года? Или это просто случайный всплеск за прошедший квартал?
Не так сложно достичь такого уровня, как удержаться на нём. Вместо этого преподаватель садится на трон эксперта и сверху вещает глубокомудрые истины. Которые иногда просто стыдно читать.
Ещё у таких зелёных наставников порой прослеживаются некоторые психологические проблемы. Это заметно по тому, как автор стремится задеть кого-то из старших и опытных коллег и самоутвердиться за счёт этого.

14. Культ позитивности.
Наивные читатели и зрители накачиваются допингом позитифчика. Их учат постоянно думать о хорошем и как минимум раз в сутки визуализировать свою Великую Мечту. Например, выплатить кредит за позапрошлогодний отпуск или купить вожделенную сумочку.
Такое заряженное состояние работает как розовые очки. Преподаватели не видят, как они на самом деле глупо и жалко выглядят, когда бегают за читателями и подписчиками. Все эти мольбы поставить лайки, сделать репосты или записаться на бесплатный вебинар показывают их нужду и лишь снижают желание с ними работать.
Тех, кто сохранил остатки самоуважения и критического мышления, пытаются отгородиться от подобного. Но в итоге их обвиняют в линейном мышлении, токсичности, страхе проявить себя и неспособности раскрыть свою уникальность.

15. Самолюбование и продвижение через красивую жизнь.
Некоторые наставники продвигают себя, рассказывая, как они сейчас красиво и счастливо живут.
Экспертная пустота заполняется постами вроде “10 примечательных фактов обо мне” и “Спасибо родителям, что дали миру меня”.

16. Откровенные манипуляции с цифрами и мнимые успехи.
Читаем следующее: «Уже сейчас моя подопечная сделала за неделю 300 тыс. руб.».
Стоп. Давайте разберёмся.
Оказывается, что коллега просто продала годовые абонементы на такую сумму. Продала их все своим текущим ученикам. Если их поделить на 10 месяцев активной преподавательской работы, то это получается только 30 тыс./мес. и вероятно полная загрузка без возможности взять новых учеников.
Теперь это звучит не так ярко.
По факту оплату переложили из одного кармана в другой. Все будущие платежи свернули в недельную выручку.
Но это позиционируется как прорыв, инсайт и Знаки Судьбы.


В общем, мода на продюсирование экспертов, к сожалению, добралась и до репетиторства.
Само по себе наставничество полезно. Когда более опытный коллега учит тонкостям работы и построению отношений с родителями и учениками – это здорово.
Но постепенно это превратилось в какой-то пузырь с курсами а-ля «Денежный магнит репетитора» и «Репетитор, подними деньги с пола!».
Почти все наставники считают преподавателей просто стесняшами, которые не поднимают цену лишь потому, что неправильно мыслят. А не потому, что повысив стоимость занятий сразу в два или даже три раза (а так реально советуют!) разбегутся все ученики и их родители.
Грустно и то, что в некоторых случаях эти по сути бесполезные курсы стоят баснословных денег. А особо наглые авторы порой подталкивают отчаявшихся педагогов брать кредиты на их покупку.

В общем, параллельно со статьями про преподавание и изучение математики попробуем поговорить и про репетиторство в широком смысле. Попробуем убрать шелуху, которая мешает органичному развитию преподавателей.