Партизанская математика
7037
подписчиков
Прокачка учёбы через подготовку к экзаменам.
Классика в физмат классе
Я учился в физико-математическом классе Тульской Классической Гимназии №1. И хотя русский язык и литература были для нас не самыми важными предметами, эти уроки всегда были интересными. Во-первых, в них отсутствовал тот соревновательный нерв, который был на уроках физики и математики. Во-вторых, на них иногда случались такие события, о которых я вспоминал и после окончания школы. ...Как-то в 6 классе нам задали выучить стихотворение Пушкина на выбор. У меня, как и у большинства одноклассников, критериев для выбора было два: не больше трёх четверостиший и чтобы была запоминающаяся рифма...
Стать Борисом Трушиным? Или лучшим портным на улице?
1. Из интервью с преподавателем математики о путях развития начинающего педагога: “Как стать успешным преподавателем? Это просто. Вам нужно вести социальные сети с несколькими сотнями тысяч подписчиков. Вести ежегодные массовые занятия по подготовки к ЕГЭ и олимпиадам. Создавать уникальные учебные материалы. Иметь безусловный авторитет не только среди школьников, но и среди преподавателей. Быть экспертом ЕГЭ. Иметь научную степень. Придумывать задачи для экзаменов и олимпиад различного уровня. Иметь более чем 20-летний опыт преподавания...
Застрявшие в таблицах и схемах
Для начала отрывок из экспертного заключения академика В.А.Васильева по одной известной линейке школьных учебников по математике: «Исключительно вредной частью этих учебников является огромное количество задач, в условии которых требуется непременное построение условных «схем», «таблиц» и «чертежей» (не путать с чертежами и таблицами в стандартном разумном смысле!) для решения задач с условием (причем все эти задачи сами по себе исключительно примитивны – других принципиально не дается). Эти «схемы»...
О задачах на концентрацию
Итак, поговорим о задачах на концентрацию. Рассматривать их будем в первую очередь с позиции частного преподавателя и лишь для 8-11 классов. Для коллег, которые работают с 6-7 классами в школе, многие советы будут неактуальными. Задачи на концентрацию – это, пожалуй, самый трудный тип текстовых задач. Как правило, средний старшеклассник, который готовится к профильному ЕГЭ, может помнить как решаются стандартные задачи на движение и на производительность. Но при этом задачи на концентрацию могут получаться у него далеко не всегда...
Сложный социальный контекст. Геометрия в психбольнице.
В моей репетиторской практике были разные необычные уроки. Например, я проводил урок для шкафа. Это когда ученик спрятался от меня в шкафу и отказывался выходить. В той ситуации пришлось выкручиваться и играть с учеником в его игру: «Уважаемый шкаф, скажите, а сколько будет 14*5?». А шкаф после некоторого раздумья отвечал мне детским голосом «70!». Или полугодовой курс подготовки к ЕГЭ в интернате. Тогда мы с учеником ежедневно просыпались в 4:45, чтобы начать заниматься в 5:00. В 7 часов начиналась основная жизнь учреждения, но до этого никто нас за два часа не беспокоил...
Сложный социальный контекст. Загадка четвёртого урока.
Как я писал в прошлой статье, в школе мне досталась параллель шестых классов. И конечно, как и у большинства молодых преподавателей обычных школ, на первый план у меня вышли вопросы, связанные с дисциплиной на уроках. Тяжелее всего было с 6Б классом, в котором была группа активных хулиганистых парней. И как минимум раз в неделю с ними случались разные происшествия на занятиях. Особенно выделялся своим поведением мальчик Илья (имя я, как всегда, изменил). Его невозможно было не заметить в классе. Он был на голову выше остальных учеников, но при этом был сильно худощавым...
Сложный социальный контекст. Сломанная таблица умножения.
В записях группы я в основном описываю свой репетиторский опыт и обобщённый опыт коллег. Про мою работу в школе в постах почти не было упоминаний. Но раз в прошлых статьях мы заговорили про сложные случаи, то тут будет уместно поделиться и некоторыми школьными историями и наблюдениями. Как раз в школе я сталкивался с проблемными ситуациями гораздо чаще, чем при работе репетитором. Мой школьный стаж совсем небольшой. Я успел проработать в школе лишь год. Это была обычная общеобразовательная школа в областном центре недалеко от Москвы...
Так отказываться от занятий или нет?
Вот мы и подошли вплотную к вопросу, который месяц назад вызвал в публичном пространстве бурю эмоций среди коллег-репетиторов по математике. Так нужно ли отказываться от занятий, когда репетитор видит, что ученик не делает домашнее задание, списывает с ГДЗ и вообще, если занятия кажутся преподавателю неэффективными? И можно дополнить ещё другими уточняющими вопросами, которые мы с коллегами затронули между собой по следам этой дискуссии. В каком случае лучше продолжать занятия, а когда лучше отказаться?...
Занятия неэффективны
Наконец, поговорим и об эффективности занятий. Тем более в двух прошлых статьях именно сквозь призму эффективности мы рассматривали и невыполненное ДЗ, и списывание с ГДЗ. Прежде всего нужно определиться, кто именно считает занятия неэффективными, кто даёт им оценку. Эффективность может трактоваться по-разному как со стороны педагога, так и со стороны родителей или ученика. Если мы говорим про слова именно преподавателя про неэффективность занятий, то тут возникает вопрос, а как он считает эту эффективность,...
Ученик списывает с ГДЗ
Что делать репетитору, если ученик списывает его домашнее задание? В чём-то эта ситуация схожа с несделанным ДЗ. В обоих случаях ученик фактически не закрепляет материал через самостоятельную работу дома. Но есть и существенные отличия. О них и поговорим сегодня. Будем рассматривать списывание в более широком смысле. То есть когда ученик выполняет домашнее задание не полностью сам, а с использованием калькулятора, приложения PhotoMath или сайтов с готовыми домашними заданиями (далее по тексту – ГДЗ)...
Ученик не делает домашнее задание
В последнее время в нескольких местах мне попадались на глаза дискуссии по поводу следующих вопросов: Что делать, если ученик не делает домашнее задание? Как вести себя в ситуации, когда ученик списывает с интернета? Отказываться ли от занятий, если репетитору кажется, что они не эффективны? Опытные педагоги обычно уже имеют ответы на эти вопросы и как правило опираются на собственную обширную практику. Начинающие же преподаватели пока ищут свой стиль и подход к работе, поэтому не до конца уверены в правильности своих действий...
Методический фейерверк
Год назад я завел телеграмм-канал «Партизанская математика» (t.me/partizanxyz), где выкладываю короткие мысли про преподавание математики и про школьное образование в целом. За это время накопилось определённое количество математических, методических и общеобразовательных наблюдений, которыми хотел бы поделиться с вами и здесь. а) В знаменитом учебнике по алгебре 57 школы есть типовая задача на концентрацию для 7 класса: «Сколько воды нужно добавить к 6 л 98%-ого (по объему) раствору спирта, чтобы...