В биографической драме “Феррари” режиссёра Майкла Манна (Michael Mann) в основу сюжета лёг период в истории Энцо Феррари, когда его компания и семейная жизнь оказались на грани провала.
Это приятное кино – визуально и по тому, как построено – с сильными итальянскими вайбами, потому что любое итальянское имя имеет поэтическое звучание и, конечно, потому, что действие разворачивается в провинции Модена, где проживала семья Феррари, здесь очень много гонок – и в привычное музыкальное сопровождение (от композитора Дэниела Пембертона) органично врываются ревущие гоночные автомобили, за рулём которых сидят пилоты с почерневшими от выхлопов лицами.
История компании здесь разбавлена мелодраматическими элементами, которые вносят живости в коллективный портрет Энцо Феррари. Сложные закулисные дилеммы – как Энцо поставил себя между двух огней, двух его женщин – вносят фактор живости в повествование и показывают, что по ту сторону легенды, за автомобилями класса “люкс”, стояли обычные люди со своими слабостями и совершающие ошибки, не отличающиеся по болезненности от ошибок любого из людей.
В 1957 году, через десять лет после того, как Энцо (Адам Драйвер) и его жена Лаура Доминика Гарелло (Пенелопа Крус) основали Ferrari S.p.A.*, расходы Энцо, или Комендаторе, как все к нему обращались, намного превышали доход от продаж автомобилей компании. Бухгалтер порекомендовал увеличить массовый выпуск обычных автомобилей, иначе скоро ему нечем будет оплачивать его страстную любовь к автогонкам. Также выходом из ситуации могло стать участие в автогонке на выносливость “Тысяча Миль” (Mille Miglia), победа в которой повышает рейтинги компании, увеличивая количество заказов на эксклюзивные авто, и, следовательно, объёмы продаж.
* В 1920-х годах Энцо был пилотом Alfa Romeo. Тогда стало очевидным, что у него в крови страсть к большим скоростям. В 1923 году, после двухлетнего романа, он женился на Лауре Гарелло. В 1932 году у них родился сын Альфредо, и гоночная карьера Энцо осталась позади. Он стал думать о покорении других высот. Он покинул Alfa Romeo в 1939 году, основал Auto Avio Construction в провинции Модена. Первоначально его компания поставляла детали только другим компаниям, но после Второй мировой войны смогла производить свои собственные автомобили на обломках завода в Маранелло. В 1946 году его предприятие, построенное вместе с его женой Лаурой, сменило название на Ferrari, и первый автомобиль вышел в мае 1947 года. На нём уже был знаменитый символ компании – неистовый жеребец, символ мужества и безрассудства, взятый от майора авиапилота Франческо Баракки, чей самолёт был сбит в 1918 году в конце Первой Мировой войны. Со временем внешний вид логотипа немного поменялся.
Решение вступить в партнёрство* с другой компанией далось Энцо намного сложнее, в отличии от участия в “Тысяче Миль” – ведь допускать ещё одного участника в бизнес означало снижение собственной власти (и без того половина акций Ferrari S.p.A. принадлежали его жене), а гонка давала выход энергии, потому что как бывший гонщик Энцо Феррари воспринимал жизнь как трассу с постоянно появляющимися опасностями, которые нужно обходить. А на гонке у него была принципиальная идея обогнать команду Maserati S.p.A.
* В 1960 году Ferrari стала публичной компанией и возобновила расширение.
Но не только проблемы бизнеса и сопутствующие отголоски в виде гибели пилотов, из-за чего компанию “Феррари” окрестили в прессе “сатурном, пожирающим собственных детей”, Энцо настигли и семейные проблемы. Они с женой ещё не оправились после смерти единственного сына Альфредо Дино в 1956 году, к тому же для Лауры ударом стала информация о второй семье Энцо – Лина Ларди (Шейлин Вудли), с которой он познакомился на заводе, и Пьеро, их общий сын, – для которой он купил дом в Кастельветро, и, как выяснилось, весь регион Эмилия-Романья знал об этом, кроме неё самой.
Что интересно, две сюжетные линии – участие в “Тысяче Миль” и развитие интриги со второй семьёй Энцо – здесь развивались последовательно, с постепенным накалом, то есть в итоге практически свелись в одну точку. Ситуации разрешились, но с огромной болью.
“Тысяча Миль” (Mille Miglia) 1957 года превратилась в напряжённую борьбу между Scuderia Ferrari и Scuderia Maserati на итальянских дорогах. Хотя в общей сложности должно было принять участие более 300 участников, разделённых на многочисленные категории и классы, очевидными лидерами были эти два гиганта. И в фильме только и находились в центре внимания.
Итальянцы с большим интересом наблюдали за мероприятием. Когда автомобили начинали гонку, их провожали с места старта, а остальная Италия с замиранием ждала, когда пилоты пронесутся через их города. На всём протяжении маршрута проезжие части закрывались примерно за два часа до прибытия первого автомобиля, а на обратном пути их открывали, как только пилот, совершив круг по отмеченным точкам на трассе, возвращался назад.
Для команды Maserati эта гонка Mille Miglia не была успешной, всего через 12 километров после старта у одного из подающих надежды пилотов оторвалась педаль тормоза, когда он входил в быстрый поворот. Ему удалось его проскочить, но гонка для него и для Maserati закончилась, а пилоты Ferrari помчались дальше – по дорогам через Верону, Падую, Феррару и на первый контрольный пункт в Равенне, не подозревая, что их главный соперник уже сошёл с дистанции.
Погодные условия также сопутствовали успешному ходу соревнования, это тоже стало преимуществом для команды Ferrari. Но во время этого праздника самых быстрых автомобилей в мире и самых смелых их пилотов, произошла трагедия. За несколько километров до финиша гонщик Ferrari испанец Альфонсо де Портаго (Alfonso de Portago) на огромной скорости наехал на некий предмет, в результате чего лопнула шина, и автомобиль вылетел с дороги. Гонщик и его пилот погибли. Также погибли девять зрителей, которые вышли посмотреть на проезжающие авто. Итальянская общественность была возмущена и потребовала справедливости для семей погибших. Конечно, в этот момент снова всплыли обвинения в адрес подходящего для этой цели злодея в лице Энцо Феррари, противоречивого гения, стоящего за Scuderia Ferrari. Словно подтвердился нелицеприятный статус кровожадного сатурна.
Самый старший пилот Scuderia Ferrari Пьеро Таруффи (его роль исполнил Патрик Дэмпси) пришёл первым, и в целом Ferrari лидировала в тот день, но на фоне трагедии победа не имела значения. Энцо Феррари был изображён как чёрствый, склонный к соперничеству тиран, который пожертвует всем ради победы, включая жизни невинных людей.
Драматургически две линии с Mille Miglia и личной жизнью Энцо пересекаются идеально. Для него продолжением трагедии в профессиональном плане стала болезненная развязка в личном. Он был не просто зрителем, наблюдающим за страданиями матери, потерявшей своего сына, он был непосредственным участником, кто сделал этой женщине ещё больнее – выбрав другую, буквально подчёркнуто заменил её на “Mille Miglia супружеской жизни”, потому что она дала “пилота”, наследника. И любовница стала важнее, потому что Энцо стоял во главе компании, в которой важна преемственность. Чтобы сохранить истинное лицо Ferrari S.p.A., нужно передавать права сыну. Лаура буквально стала неудачницей Scuderia Maserati с автомобилями, в которых двигатели отстают по мощности от авто Ferrari.
Как разрешилось дело после трагедии на гонке 1957 года
Поначалу ситуация выглядела безрадостной для Ferrari. Группа экспертов, собранная стороной обвинения, постановила, что Ferrari устанавливают на свои гоночные автомобили шины, которые не соответствуют целям, из-за которых их используют. Судебное разбирательство длилось более трёх лет, и адвокаты компании убедили судью созвать новую коллегию, состоящую из настоящих автомобильных инженеров. В новом отчёте инженеры показали, что в аварии роковую роль сыграли отражатели “кошачий глаз”, а не халатность Ferrari. После этого Энцо был оправдан по всем пунктам обвинения.
При этом на протяжении всех лет разбирательств компания Ferrari не прекращала работать. Через несколько недель после аварии на гонке Mille Miglia Скудерия должна была принять участие в следующем этапе чемпионата мира по спортивным автомобилям 1957 года. Компания даже обратилась к судье, который вёл дело о непредумышленном убийстве, с просьбой освободить два неповреждённых гоночных автомобиля Ferrari, которые использовались в качестве вещественных доказательств.
История Энцо Феррари из личной жизни
Лина Ларди была на десять лет моложе Энцо. Они познакомились в 1924 году. В 1929 году его брак с Лаурой больше походил на красивый фасад, по другую сторону которого был только мрак. В 1932 году, когда родился Альфредо Дино Феррари, первый и единственный сын Энцо и Лауры Гарелло, у бывшего гонщика и нынешнего предпринимателя процветала двойная жизнь. Жена Лаура с интересом следила за жизнью компании, а Лина ждала своего любовника.
Когда Дино исполнилось четыре года, ему диагностировали мышечную дистрофию. Врачи не давали положительных прогнозов, постановив, что мальчик не доживёт до двадцати лет. Но Энцо не хотел в это верить, он воспринимал его как своего преемника. В подростковом возрасте Дино изучал машиностроение в Швейцарии и экономику в Болонье, а на отцовском заводе участвовал как помощник в плане разработки кузовного дизайна.
В мае 1945 году у Лины и Энцо родился сын Пьеро. А в 1956м умер Дино, что стало сильным ударом для Лауры и Энцо. После смерти Дино брак Энцо и Лауры практически разрушился. Лаура подвергалась маниакально-депрессивным приступам, постоянно ссорилась с матерью своего мужа и всем коллективом Комендаторе. Лина Ларди тем временем была полной её противоположностью – она всегда была на втором плане, всегда его поддерживала и принимала.
Интересный факт
Его в фильме нет.
Лина Ларди была не единственной женщиной, которая находилась вне поля зрения Лауры. Даже вне поля зрения Лины была другая женщина. В 1958 году на Гран-При Франции погиб гонщик Ferrari Луиджи Муссо. Его возлюбленная – начинающая актриса Фьямма Бреши (Fiamma Breschi) – в тот же день пыталась покончить с собой. После похорон Энцо позвонил Фьямме, чтобы поддержать, он рассказал ей о своей потере. Они поладили. Начали видеться, и в итоге он купил ей дом между Болоньей и Флоренцией.
Энцо Феррари никогда не говорил об этих отношениях, но после его смерти Фьямма Бреши рассказала, что он несколько раз делал ей предложение, она отказывалась, потому что её единственной любовью был Луиджи Муссо, с которым они прожили пять лет до его гибели.