Таинственный и пугающий край умирающих деревень Урала. Добраться сюда можно только по старой узкоколейке, которая соединяет отдаленные лесные поселки с цивилизацией. Местные её еще называют дорогой жизни. При Советской власти узкоколейку проложили в труднодоступном районе среди непроходимых болот и глухой тайги. А все для того, чтобы вывозить лес на благо страны Советов. В этой статье мы продолжим свое путешествие на самодельной дрезине по самой большой в России сети узкоколейных железных дорог и расскажем о нелегкой жизни отшельников, которые уже десятки лет живут без электричества. Приятного чтения!
В прошлой статье я рассказывал про вымирающие лесные поселки Алапаевской узкоколейки, также про то, как устроена самодельная дрезина. Мы побывали на местном празднике, также на нашу попутчицу напала дикая собака — вот ссылка на статью).
А пока к нам подъезжает наша дрезина, я расскажу о следующем маршруте.
Маршрут
В этот раз у нас в планах доехать до деревни Березовка. Там живут 3 брата Шалаевы (Николай, Владимир и Андрей) без света и связи уже с 2000-х годов.
Раньше по узкоколейке перевозили древесный уголь и лес. Протяженность дороги достигала 600 км. Она связывала поселки с районным центром. Сейчас железной дороги около 177 км и она является дорогой жизни у местного населения.
Наконец мы отправились в путь. А вокруг были удивительной красоты уральские пейзажи.
Вскоре наш экскурсовод Павел остановил дрезину, чтобы перевести рельсы на боковой путь. И мы направились к станции Березовка.
Через некоторое время нам пришлось пропустить встречную дрезину, потому что путь один и разъехаться со встречным движением невозможно.
Деревня-призрак Березовка
Мы садимся и едем дальше. Спустя непродолжительное время Павел останавливает дрезину и говорит:
- Мы приехали. Мы на станции Березовка. Основание поселка 1954 год, население 3 человека - 3 брата сейчас тут живут.
- А сколько раньше жило? - спросил я.
- Раньше до 3 000 население доходило. Это, кстати, сзади меня бывшее здание пекарни. Раньше поселки сами себя обеспечивали всем необходимым.
- С октября прошлого года сюда пустили поезд наконец-то, - продолжает Павел, - с 2015 года поселок был полностью отрезан от транспорта. То есть линия была, но ездили только на дрезинах местное население. То есть зимой линия не чистилась и сюда было не добраться, поэтому была полная изоляция.
- А электричество тут есть? - спрашиваю я.
- Электричества тут нет. Последнее электричество было в поселке Строкинка.
- Как же здесь люди живут?
- Здесь у них стоят солнечные панели на лето и генератор.
- Народ живет абсолютно автономно?
- Да, полностью автономно. Дрова, сено заготавливают на зиму. Чтобы пережить зиму, им надо все лето работать, по-другому здесь никак.
Затем я увидел машину Ниву. И спросил у Павла:
- Я так понимаю, он только по зимнику сюда доезжает?
- Да нет, на пионерках довезли, если прицеп большой найти.
- Ого, и тяги хватит?
- У моей точно хватит.
- Целую Ниву перевезти?
- Да, там задача только в том, чтобы с места ее сдвинуть, а дальше колеса сами катятся. Там остановиться большая проблема, чем тронуться. - смеется он.
Вскоре мы пошли к дому, где живут единственные 3 брата во всей деревне. Вокруг было сплошное поле, хотя когда-то здесь были сплошные дома, а сейчас даже и следа от них нет. Похоже их вывозили целиком для растопки на зиму, потому что остался только в некоторых местах фундамент.
Затем я увидел целое кладбище разобранной техники.
В том числе здесь была интересная переделанная машина.
И разобранные поезда, которые превратились просто в гаражи.
Это место довольно быстро опустело после того, как пути перестали ремонтировать, и поезда, соответственно, перестали сюда ходить. Поэтому люди были предоставлены сами себе. Вскоре старики умерли, а дети уехали в город, а деревня осталось пустой.
Встреча с отшельником
За целый час к нам никто не вышел. Мне очень было интересно спросить, как последние жители этой деревни выживают без света, связи и дорог уже многие десятки лет. Наконец нам повезло, и мы встретили одного из братьев Шалаевых - Владимира.
- Здравствуйте, как вы тут живете? Вы тут родились и выросли? - спрашиваю я.
- Здравствуйте, да. - отвечает Владимир.
- А сколько вам лет, если не секрет?
- А сколько дашь?
- 55 наверное.
- 64 года.
- Ого, хорошо выглядите.
Про жизнь в деревне при СССР
- Тут 2 школы было, 500 человек учеников было. - рассказывает Владимир.
- Ничего себе! Сколько же тут людей было тогда? - спрашиваю я.
- Изначально до 10 тысяч доходило, вот там стадион большой был, в футбол играли. Раньше ОБХСС был (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности), сейчас бы если эта организация была бы, то половина в тюрьме сидело. Раньше приходили, например, в магазин и проверяли его, если видели недостачу в 5 копеек, то отвозили в Сибирь. Жестко с одной стороны, но хорошо. Просто сейчас столько ворья развелось...
- А сейчас сколько тут людей осталось?
- Вот только мы и остались. А так все в Ельничную уехали жить, потому что там легче и электричество есть хотя бы. А толку-то? Все равно света нет, потому что пенсия маленькая, и заплатить просто нечем. Больше всего денег на покупку дров уходит. В общем, был коммунизм и проср*ли его.
- А почему все пустеть стало? - спросил я.
- Лес вырубили и все остановилось. Проходите ко мне домой, я вас чаем напою и все расскажу.
Про то, как украли 21 км электричества
- Спасибо! Как вообще электричество здесь отключили? - спрашиваю я.
- Диверсанты это все наделали. Они воровали провода и дальше понеслось. В общем, кто это все делал, уже давно все на кладбище. - говорит он.
- В каком примерно году воровали?
- Где-то в 2001 году диверсанты оборвали от подстанции, и пошла мазута.
- А почему же не восстанавливали?
- 21 километр сеть, которая, в основном, шла по болоту.
- А заново прокладывать слишком дорого?
- Да, они же когда провода обрывали столбы валили.
- Как же никто не заметил, что столбы валят?
- Ночами они это делали.
Про убийство за узкоколейку
Владимиру дали 17 лет строгого режима за то, что не дал разграблять узкоколейку. Когда-то два местных жителя решили своровать рельсы и навсегда поплатились своей жизнью и здоровьем. Из охотничьего ружья одного из них он убил, второго ранил, сделав его инвалидом на всю жизнь. Из-за куска железа не стало человека.
- А так зимой как часто надо топить? - спросил я у Владира.
- Раз в день, два раза в день.
- Кем работали в Советское время?
- Да я везде работал, и на тракторе и лесником, штатным охотником, на железной дороге, раньше нельзя было не работать.
- Книжки читаете?
- Я не люблю с детства книги читать, единственную книгу про Чапаева прочитал.
Затем Владимир показал свой дом. Какого было мое удивление, когда я увидел через окно, что у него в сарае стоит целый настоящий вагон от поезда.
Как живут в деревне без электричества
Вскоре Владимир показал как он подвел самодельное электричество к своему дому, включив свет:
- Вот, это вот свет, - говорит он, - и свет целый день может гореть. Раньше от батареи заряжался аккумулятор, сейчас от генератора. Администрация пообещала генератор привезти. Они мне дали солнечные батареи, пойдем покажу вам. И мы вышли на улицу.
- Вот они. - показывает — они уже сейчас работают, и не нужен никакой генератор.
- А как же зимой? Зимой света мало же. - спрашиваю я.
- Ей просто достаточно любого света. Надо такие по всей стране понаставить, и не надо электричество вырабатывать искусственно.
Как жители сделали собственную гидроэлектростанцию
Издалека я увидел огромную турбину, похожую на мини-гидроэлектростанцию.
- А почему это турбину не подключите? - спросил я Владимира.
- Она недоделана просто. Первая когда работала, все было и свет был, потом плотину снесло и ее вместе с ней.
- А сколько вообще такая турбина может киловатт выдавать?
- Дома 2 или 3 она может нормально обеспечивать.
- Наверное, сложно такую турбину ставить и подключать?
- Нет, было бы желание.
- Так недалеко и деревню возродить?
- Электричество было бы, сюда дофига людей вернулось бы.
Хотя когда-то один из братьев Шалаевых - Андрей, смог ее подключить. Про него даже сняли целый репортаж.
Звонок на Большую землю
Затем я увидел телефонный аппарат и решил проверить его. И там был гудок. Хотя оператор связи тут абсолютно ничего не ловит. Потом я поднял голову и увидел самодельную антенну, от которой работает телефон. В итоге, у меня получилось успешно дозвониться до дедушки.
Я пошел искать Владимира и нашел огромное количество старой техники. Здесь был необычный грузовик с мордой от трактора и основой от Зила. Далее мы нашли трактор без кузова, и тем самым получился квадроцикл. И из интересного, там стояла знаменитая пионерка, но уже с крышей, видимо, чтобы дождем не заливало.
Про то, есть ли желание переехать в город
Вскоре к нам подошел Владимир.
- А так я смотрю у вас так техники много. - говорю я ему.
- Да, все старое.
- А вездеходов у вас не осталось?
- Нет, раньше были. А так тут все уехали и разбежались. Школу закрыли, больницу закрыли, конечно, все это специально разваливали. А так тут числится человек 30 жителей.
- Деревня мертвых душ получается?
- Да.
- А при коммунистах тут лучше было?
- Да, только все за границу раньше рвались. Пойдемте дома еще посидим. - предложил он. - Люди одно зверье какое-то стало, раньше жили, и даже замков никаких не было. А в городе вообще все за железными дверями сидят, сигнализации везде, на окнах решетки, в тюрьме как будто сидят.
- Сильного желания переехать в город у вас нет? - спрашиваю я.
- Конечно нет, все свое, картошка своя, творог, сметана своя.
- А что покупаете?
- Хлеб.
- Представляете, покусала собака на станции нашу знакомую. - решил рассказать я.
- Что за собака? - спрашивает Владимир.
- Она из-за забора выскочила.
- Надо всегда с палкой ходить.
- Так она даже не гавкала.
- Правильно, бойся той собаки, которая не лает.
- Не грустите тут один?
- Некогда грустить.
Дорога домой
Тем временем, я обратил, что на улице стало стремительно темнеть. Поблагодарив Владимира за такой теплый прием, мы собрались в обратный путь к нашей дрезине. Пейзажи на дрезине как всегда захватывали.
Приехав на нашу станцию, мы встретили знакомую, которую покусала собака в первой поездке. Ей зашили рану, и все закончилось хорошо. Издалека я увидел приближающийся поезд. Я подошел к нему, и проводница разрешила зайти в него.
Внутри оказалось очень уютно, особенно, после многочасовой поездке на дрезине.
Я поинтересовался у проводницы:
- Вам тут нравится работать?
- Да, нормально, можно работать.
- А когда вагон-храм прицепляют?
- Раз в 2 месяца где-то.
- А как понять, когда его прицепляют?
- Это к начальству. Через сайт или звонить им надо. - отвечает она.
Вот и подошла моя поездка по целой сети деревень узкоколейной дороги. Что я понял из поездки, это то, что Алапаевская узкоколейка — это настоящий мир, где люди постоянно совершают чудеса на бытовом уровне: варят из подручных вещей дрезину, создают вездеходы, пытаются создать собственную гидроэлектростанцию! А по-другому здесь просто не выжить. Мы обязательно еще вернемся сюда, чтобы добраться до остальных станций самой большой узкоколейки России.
Об этом месте я снял ролик, ознакомьтесь, если не смотрели.
Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ
Предлагаю ознакомиться со следующими моими статьями по данной теме: