Найти тему
Александр Дедушка

Откуда в человеке беспричинный страх? Как бесы нападают на души? (по архиеп. И. Шаховскому)

Бесы напали
Бесы напали

Случаются ли с вами приступы беспричинного страха? Подобный страх испытывают многие люди, и далеко не всегда неверующие.

Современная психология представит множество разных объяснений в зависимости от направления и школы.

Но мы сейчас давайте послушаем выдающегося современного нам богослова – архиепископа Иоанна (Шаховского).

Архиепископ Иоанн прожил очень непростую жизнь, причем, начиная с ранней юности. Уже одно то, что с 17 лет он вместе с матерью побывал в застенках у Дзержинского – говорит о многом.

И уж разного рода страхов он натерпелся великое множество.

Через 10 лет он постригся в монашество на Афоне, и постепенно стал одним из выдающихся православных богословов.

Итак, что же архиепископ Иоанн говорит о страхе.

Прежде всего то, что его испытывают люди, которые так и не нашли самих себя в жизни.

Это парадоксально, но это один из самых главных страхов, который бессознательно испытывают многие люди – найти самих себя.

Вот как об этом пишет архиепископ Иоанн:

«Человек может страшиться встретить самого себя, потому что, найдя себя, человек может найти Бога. А Бога человек не хочет встретить».

Что ж, ситуация проясняется.

Получается: один из самых главных страхов человека – это страх встретить Бога.

Как такое может быть, если душа по своей природе должна к Нему тянуться?

Но в том то и дело, что души большинства людей – это не свет, а тьма. А если не суть тьма («плевелы» - по терминологии Иисуса Христа), то они захвачены и находятся в плену у бесов, для которых любое приближение к Богу – невыносимая мука.

Вот почему они поражают человеческую душу тяжким страхом при любой угрозе ее приближения к Богу.

Им важно, чтобы человек находился вдали от Бога в состоянии одиночества и оставленности – и не осознавал этого. Потому что осознание своего состояния может привести душу к вере.

«Страх есть отрицательное выражение одиночества и оставленности. Положительное выражение того же состояния вера в Бога и молитва».

Что ж – что означают бессознательные страхи у неверующих людей – стало понятным.

Но страху подвержены не только неверующие. И у верующих бывают периоды довольно сильного страха и ужаса. Что это означает для них?

А здесь уже вступает в действие другой механизм.

Если у неверов бесы действуют изнутри человеческой души, поражая ее бессознательным страхом, то на искренне верующих людей – они нападают снаружи.

Святоотеческое предание различает три степени касания темных сил к человеку:

1) Через разжигание его внутренних страстей.
2) Через ожесточение людей.
3) Через открытое запугивание бесами и страхованиями.

Если верующий человек справился с первым этапом, то для него неизбежно наступает второй.

Если справился со вторым – то рано или поздно столкнется с третьим.

И это столкновение с уже почти неприкрытыми бесовскими силами не может не обойтись без страха.

Слишком слаб человек – и только вместе с Богом он может с ними справиться.

И тогда эти страхи помогают человеку усилить молитвенное обращение ко Христу.

Чем сильнее и ужаснее бесовское нападение, тем сильнее и неотступнее должно быть молитвенное предстояние.

Но даже в этом случае не обойтись без мужества. Бог придет на помощь, только видя человеческую готовность к бескомпромиссной борьбе с бесами.

И тогда страдание от страха, перетекающее в мужественное предстояние, становится страданием за Христа.

Вот как об этом пишет архиепископ Иоанн:

«Мужайтесь, отгоняя свой страх, не пуская его в свое сердце; мужайтесь и в самом страхе своем, возрастая в терпении, неся мужественно страдание своего страха как метафизического ожога души. Это страдание может быть тоже страданием за Христа».

Страх – это метафизический ожог души, по словам православного богослова.

Ожог от столкновения с инфернальными силами, которые не могут не обжигать душу преисподним огнем.

Страшно?.. Да страшно.

Но будем мужественно стоять за Христа. Стоять до конца, несмотря на все ужасы, обжигаемой бесами души.

И Христос не оставит таковых. Аминь.