Задачи, стоящие перед современными детьми, требуют не только умения быстро усваивать знания, но и развития навыков, которые помогут им справляться с большим потоком информации.
Есть способы, которые могут помочь сделать учебу проще и даже веселее. Эти способы называют мнемотехниками, и они помогают детям лучше запоминать важные вещи.
Мнемотехника - это своего рода хитрость для улучшения памяти. Вместо того, чтобы мучиться с повторением информации, ты используешь разные хитрости, чтобы запомнить что-то легче.
Всем знакомое с детства «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — для запоминания цветов радуги — и будет самым распространенным примером мнемотехники.
Какая польза от мнемотехники?
- улучшает память;
- повышает уровень внимательности;
- развивает фантазию и воображение;
- расширяет словарный запас и развивает речь;
- формирует наглядно-образное и абстрактное мышления.
В мнемотехнике выделяют 3 основных способа:
1. Мнемотаблицы.
Способ подходит для малышей и младших школьников. Мнемотаблицы — это схемы с расположенными на них символами (рисунками, буквами и т.д.), идущие в определенном порядке.
Как заниматься с ребенком? Начинайте занятия с известных малышу сказок. Распечатайте картинки или возьмите их из детской книжки, разложите в хаотичном порядке, и попросите малыша собрать их в правильной последовательности.
2. Стихотворения/рифмовки.
Этот способ отлично подходит при заучивании правил, порядка действий и т.д.
Примеры из правил русского языка:
Долго ели тОрты
Не налезли шорты!
Такие приемы используются не только в русском язык, но и в других дисциплинах, например, в геометрии:
Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам!
3. Метод Римской комнаты или Метод Цицерона.
Метод Цицерона подойдет школьникам при защите рефератов, докладов или при пересказе какого-либо исторического события, биографии писателя.
Суть: ребенок должен закреплять образы к месту, хорошо ему знакомому.
Например, шкаф с книгами — дата рождения и смерти писателя, его семья — каждая книга — отдельный человек: мама, папа, брат, сестра; картина — детство писателя и т.д.
Что нужно для успешных занятий?
1.Начинайте с простого.
Сначала познакомьте ребенка с единичными изображениями, а потом постепенно увеличивайте сложность, чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
2. Не торопите ребенка.
Постарайтесь, чтобы он понял, для чего эти квадраты с изображением различных предметов или действий.
3. Не нагружайте ребенка.
Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день. И количество квадратов в мнемотаблицах не должно превышать девяти.
4. Изображения на мнемотаблицах должны быть красочными, яркими и обязательно цветными.
Ведь дети запоминают цветовые изображения как цветовые образы: солнце желтое, трава зеленая, небо голубое, снег белый и т. д.
5. Меняйте темы занятий.
Для того чтобы у ребенка не пропал интерес, чтобы он был всегда включенным в занятие.
На одном занятии можно заучить стихотворение, на другом — рассказать сказку, на третьем — познакомиться с животными жарких стран.
6. Занимайтесь всегда только в хорошем настроении.
Если ребенок капризничает, не нужно его уговаривать или заставлять, потому что при этом формируется негативное отношение именно к процессу обучения.
7. Дети-дошкольники — это дети-фантазеры, дети-изобретатели, их ведущая деятельность — это игра.
Занятия должны проходить в игровой форме, для того чтобы ребенок с удовольствием воспринимал и запоминал информацию.
Мнемотехника - это не просто "хитрость", но и своего рода инструмент для создания связей между информацией.
Когда дети находят увлекательные способы запоминания, они не только легче справляются с учебой, но и развивают свою творческую сторону.
Это подчёркивает важность внедрения креативных методов в образовательный процесс, помогая детям сделать свой путь к знаниям увлекательным и запоминающимся.