Наши подростки выросли в мире, где быстрый доступ к информации и мультимедийным контентам стал обыденностью. Такие условия формируют их предпочтения в мышлении и восприятии окружающего мира.
Клиповое мышление подростков тесно связано с современным информационным обществом, где каждый из нас ежедневно сталкивается с огромным потоком данных и визуальных впечатлений. Новостные заголовки, сообщения в социальных сетях, рекламные объявления. Сегодня на каждого человека в отдельности приходится от 3000 до 6000 рекламных объявлений, которые нас окружают повсюду – все они представляют собой мгновенные клипы, предназначенные для быстрого восприятия. Поток информации, который необходимо хотя бы если не переработать то как-то воспринимать тоже требует определенных изменений в мышлении человека.
Огромный поток информации, представленный в виде небольших клипов, требует от подростков не только быстрого восприятия, но и умения переключаться между различными контекстами.
Подавляющее большинство подростков, обладающих клиповым мышлением, сегодня могут делать уроки одновременно в наушниках, слушая музыку, глядя параллельно в монитор, общаясь в сетях и даже прокручивая какие-то новости. Эти как бы помехи не мешают подростку делать уроки. Другое дело насколько он сосредоточен на своих уроках в потоке многозадачности. Простые исследования показывают, что любой человек может одновременно решать только одну задачу. Переключаемость от одной – к другой и характеризует клиповое мышление.
Характеристики клипового мышления подростков:
1. Быстрота восприятия: Клиповое мышление обеспечивает подросткам быстрое восприятие информации. Они способны быстро улавливать ключевые моменты и события, не тратя много времени на анализ.
2. Многозадачность: Подростки с клиповым мышлением часто ориентированы на выполнение нескольких задач одновременно. Это может проявляться в их способности слушать музыку, общаться в сети и выполнять уроки одновременно.
3. Эмоциональные образы: Клиповое мышление ориентировано на эмоциональные образы и быстрые реакции. Подростки, склонные к такому мышлению, могут принимать решения, опираясь на эмоциональные впечатления и интуицию.
4. Прямолинейность: В клиповом мышлении часто отсутствует глубокий анализ и рассмотрение вопроса с различных точек зрения. Подростки предпочитают прямолинейные, непосредственные решения.
Противопоставление с понятийным мышлением:
1. Глубокий анализ: В отличие от клипового мышления, понятийное мышление предполагает более глубокий анализ и рассмотрение вопроса с разных сторон.
2. Рациональность: Понятийное мышление часто основывается на рациональных рассуждениях и аргументациях. Подростки, обладающие таким мышлением, могут внимательно взвешивать аргументы перед принятием решения.
3. Способность к абстрагированию: Понятийное мышление позволяет лучше абстрагироваться от конкретных ситуаций и рассматривать вопрос в более общем контексте.
Есть ли плюсы в клиповом мышлении?
Да в этом есть какие-то плюсы, например, в том случае когда совершенно нет времени обдумывать какую-то задачу, нужно принять мгновенное решение. В военных действиях чтобы спасти свою жизнь необходимы мгновенные действия. В чрезвычайных ситуациях, когда нужно спастись самому и оказать помощь другому человеку. В обстоятельствах, когда вокруг всё рушится, горит, взрывается, в общем, в ситуации стрессовых помех для мышления, включаются дополнительные механизмы. Сегодня в некоторых странах, например, в Израиле есть учебные центры, в которых создаются экстремальные условия и людей обучают тому как спастись самому и оказать помощь ближнему.
Обладал ли понятийным мышлением первобытный человек
В первобытные времена, мир вокруг человека представлял собой довольно опасное пространство. Проще говоря, выходя из убежища, чтобы добыть пищу, необходимо было не только быть успешным в охоте, но и избежать того, чтобы самим не стать добычей для других. В этом контексте поведение человека, направленное на выживание, было регулировано прямолинейным, быстрым, эмоциональным, многозадачным мышлением, что аналогично современному клиповому мышлению.
Однако с развитием цивилизации и обеспечением относительной безопасности человека, когда он может выходить из своего дома, не беспокоясь о нападении дикого зверя, стало возможным проявление более разумного и рассудительного мышления. Этот эволюционный шаг от примитивной безопасности к более разностороннему мышлению свидетельствует о изменениях в психологии человека.
Эволюция человеческого мышления
В эпоху Древней Греции важной частью социальной жизни обеспеченных людей были пиры. Они были не только местом для угощения, но и плодородным грунтом для зарождения философских идей. Великие умы Древней Греции, усаживаясь за богато украшенные столы, поднимались в высшие сферы мышления, обсуждая различные аспекты жизни и мира. Они не просто наслаждались банкетом, но и погружались в интеллектуальные дискуссии, рассматривая предметы с разных точек зрения. Философствование на пирах не только расширяло горизонты понимания мира, но и создавало почву для зарождения целого пласта древнегреческой философии. Такие великие умы, как Сократ, Платон и Аристотель, находили в пирах не только благосклонное общество, но и источник вдохновения, формируя фундаментальные идеи, которые проливают свет на мышление и культуру человечества до сегодняшнего дня.
Клиповое Мышление
Подросток, обладающий клиповым мышлением, не будет длительно рассуждать о каком-то предмете, подходя к нему с разных точек зрения с вытекающими суждениями и рассуждениями, оценками и какой-то новизной.
Подросток быстро найдет ответы на вопросы: Что? Как? Где?
Но для глубокого изучения предмета надо задать проблемный вопрос: ПОЧЕМУ? Или обстоятельно подойти к изучению определенного предмета это долго, скучно, неинтересно.
Академик Владимир Сопкин проводил исследование, из которого выяснил, что подростки 16-17 лет сегодня читают в среднем 4 книги в год! и какие это книги. Дайте почитать подростку, к примеру, Шопенгауэра. Да что там! Сами попробуйте одолеть Гомера. Все становится ясным без объяснений.
Большинство потребляемого контента сейчас подстраивается под клиповую подачу материала. Если советское телевидение старалось подтянуть зрителя на более высокий социально-культурный уровень, то сегодня наоборот - ТВ подстраивается под зрителя, подавая контент, который можно легко проглотить не прожевывая.
Таким образом, клиповое мышление становится важным аспектом современной молодежной культуры, формируя специфический подход к обработке информации и принятию решений у современных подростков.
С развитием технологий, количество потребляемой информации будет только увеличиваться. Существуют инновационные смарт-очки, которые умеют выполнять три различные функции одновременно. Во-первых, они позволяют вести видеодневник, запечатлевая ваш повседневный опыт. Во-вторых, эти очки способны объединять виртуальное и реальное, создавая захватывающий опыт дополненной реальности. Наконец, они подключаются к интернету, обеспечивая доступ к онлайн-ресурсам и расширяя ваши возможности в использовании умных технологий.
Развитие технологий не остановить. Нужно понимать, что сегодня подростков надо обучать тому, как им жить, учиться и развиваться с этим мышлением. Как вместе с этим развивать критическое мышление. И это задача проектирования образования в целом и отдельно каждого учителя.