Найти в Дзене
Психолог Ирина П.

Клиповое мышление подростка. Дикарь цифровой эпохи.

Оглавление

Наши подростки выросли в мире, где быстрый доступ к информации и мультимедийным контентам стал обыденностью. Такие условия формируют их предпочтения в мышлении и восприятии окружающего мира.

подросток в потоке информации
подросток в потоке информации

Клиповое мышление подростков тесно связано с современным информационным обществом, где каждый из нас ежедневно сталкивается с огромным потоком данных и визуальных впечатлений. Новостные заголовки, сообщения в социальных сетях, рекламные объявления. Сегодня на каждого человека в отдельности приходится от 3000 до 6000 рекламных объявлений, которые нас окружают повсюду – все они представляют собой мгновенные клипы, предназначенные для быстрого восприятия. Поток информации, который необходимо хотя бы если не переработать то как-то воспринимать тоже требует определенных изменений в мышлении человека.

Огромный поток информации, представленный в виде небольших клипов, требует от подростков не только быстрого восприятия, но и умения переключаться между различными контекстами.

Подавляющее большинство подростков, обладающих клиповым мышлением, сегодня могут делать уроки одновременно в наушниках, слушая музыку, глядя параллельно в монитор, общаясь в сетях и даже прокручивая какие-то новости. Эти как бы помехи не мешают подростку делать уроки. Другое дело насколько он сосредоточен на своих уроках в потоке многозадачности. Простые исследования показывают, что любой человек может одновременно решать только одну задачу. Переключаемость от одной – к другой и характеризует клиповое мышление.

Характеристики клипового мышления подростков:

1. Быстрота восприятия: Клиповое мышление обеспечивает подросткам быстрое восприятие информации. Они способны быстро улавливать ключевые моменты и события, не тратя много времени на анализ.

2. Многозадачность: Подростки с клиповым мышлением часто ориентированы на выполнение нескольких задач одновременно. Это может проявляться в их способности слушать музыку, общаться в сети и выполнять уроки одновременно.

3. Эмоциональные образы: Клиповое мышление ориентировано на эмоциональные образы и быстрые реакции. Подростки, склонные к такому мышлению, могут принимать решения, опираясь на эмоциональные впечатления и интуицию.

4. Прямолинейность: В клиповом мышлении часто отсутствует глубокий анализ и рассмотрение вопроса с различных точек зрения. Подростки предпочитают прямолинейные, непосредственные решения.

Противопоставление с понятийным мышлением:

1. Глубокий анализ: В отличие от клипового мышления, понятийное мышление предполагает более глубокий анализ и рассмотрение вопроса с разных сторон.

2. Рациональность: Понятийное мышление часто основывается на рациональных рассуждениях и аргументациях. Подростки, обладающие таким мышлением, могут внимательно взвешивать аргументы перед принятием решения.

3. Способность к абстрагированию: Понятийное мышление позволяет лучше абстрагироваться от конкретных ситуаций и рассматривать вопрос в более общем контексте.

Есть ли плюсы в клиповом мышлении?

Да в этом есть какие-то плюсы, например, в том случае когда совершенно нет времени обдумывать какую-то задачу, нужно принять мгновенное решение. В военных действиях чтобы спасти свою жизнь необходимы мгновенные действия. В чрезвычайных ситуациях, когда нужно спастись самому и оказать помощь другому человеку. В обстоятельствах, когда вокруг всё рушится, горит, взрывается, в общем, в ситуации стрессовых помех для мышления, включаются дополнительные механизмы. Сегодня в некоторых странах, например, в Израиле есть учебные центры, в которых создаются экстремальные условия и людей обучают тому как спастись самому и оказать помощь ближнему.

Обладал ли понятийным мышлением первобытный человек

В первобытные времена, мир вокруг человека представлял собой довольно опасное пространство. Проще говоря, выходя из убежища, чтобы добыть пищу, необходимо было не только быть успешным в охоте, но и избежать того, чтобы самим не стать добычей для других. В этом контексте поведение человека, направленное на выживание, было регулировано прямолинейным, быстрым, эмоциональным, многозадачным мышлением, что аналогично современному клиповому мышлению.

Однако с развитием цивилизации и обеспечением относительной безопасности человека, когда он может выходить из своего дома, не беспокоясь о нападении дикого зверя, стало возможным проявление более разумного и рассудительного мышления. Этот эволюционный шаг от примитивной безопасности к более разностороннему мышлению свидетельствует о изменениях в психологии человека.

Эволюция человеческого мышления

В эпоху Древней Греции важной частью социальной жизни обеспеченных людей были пиры. Они были не только местом для угощения, но и плодородным грунтом для зарождения философских идей. Великие умы Древней Греции, усаживаясь за богато украшенные столы, поднимались в высшие сферы мышления, обсуждая различные аспекты жизни и мира. Они не просто наслаждались банкетом, но и погружались в интеллектуальные дискуссии, рассматривая предметы с разных точек зрения. Философствование на пирах не только расширяло горизонты понимания мира, но и создавало почву для зарождения целого пласта древнегреческой философии. Такие великие умы, как Сократ, Платон и Аристотель, находили в пирах не только благосклонное общество, но и источник вдохновения, формируя фундаментальные идеи, которые проливают свет на мышление и культуру человечества до сегодняшнего дня.

Клиповое Мышление

Подросток, обладающий клиповым мышлением, не будет длительно рассуждать о каком-то предмете, подходя к нему с разных точек зрения с вытекающими суждениями и рассуждениями, оценками и какой-то новизной.

Подросток быстро найдет ответы на вопросы: Что? Как? Где?

поиск предмета
поиск предмета
поиск действия
поиск действия
поиск нахождения
поиск нахождения

Но для глубокого изучения предмета надо задать проблемный вопрос: ПОЧЕМУ? Или обстоятельно подойти к изучению определенного предмета это долго, скучно, неинтересно.

Академик Владимир Сопкин проводил исследование, из которого выяснил, что подростки 16-17 лет сегодня читают в среднем 4 книги в год! и какие это книги. Дайте почитать подростку, к примеру, Шопенгауэра. Да что там! Сами попробуйте одолеть Гомера. Все становится ясным без объяснений.

трудно представить
трудно представить

Большинство потребляемого контента сейчас подстраивается под клиповую подачу материала. Если советское телевидение старалось подтянуть зрителя на более высокий социально-культурный уровень, то сегодня наоборот - ТВ подстраивается под зрителя, подавая контент, который можно легко проглотить не прожевывая.

Таким образом, клиповое мышление становится важным аспектом современной молодежной культуры, формируя специфический подход к обработке информации и принятию решений у современных подростков.

С развитием технологий, количество потребляемой информации будет только увеличиваться. Существуют инновационные смарт-очки, которые умеют выполнять три различные функции одновременно. Во-первых, они позволяют вести видеодневник, запечатлевая ваш повседневный опыт. Во-вторых, эти очки способны объединять виртуальное и реальное, создавая захватывающий опыт дополненной реальности. Наконец, они подключаются к интернету, обеспечивая доступ к онлайн-ресурсам и расширяя ваши возможности в использовании умных технологий.

Развитие технологий не остановить. Нужно понимать, что сегодня подростков надо обучать тому, как им жить, учиться и развиваться с этим мышлением. Как вместе с этим развивать критическое мышление. И это задача проектирования образования в целом и отдельно каждого учителя.

Если статья понравилась, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии