4,8K подписчиков

Что предсталяет собой сапун автомобильного двигателя?

1,6K прочитали
Отверстие сапуна в блоке цилиндров двигателя автомобиля
Отверстие сапуна в блоке цилиндров двигателя автомобиля

Рассмотрим, что представляет собой сапун двигателя автомобиля.

Оригинал и полную версию статьи смотри на нашем сайте twokarburators.ru "Что такое сапун двигателя автомобиля?".

Название этой детали у всех на слуху, а что это такое и для чего нужно знает не каждый.

Нас будет интересовать что такое сапун, как он выглядит и как его неисправность влияет на работу двигателя. А влияет, надо сказать, она очень даже конкретно.

Что такое сапун автомобильного двигателя ?

Сапун - общепринятое название патрубка под основной шланг системы вентиляции картера двигателя. На разных двигателях он может быть разной конструкции. Например, на двигателях 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083 и их модификаций - это просто трубка с двумя патрубками, вставленная в нижнюю часть блока цилиндров. Один патрубок идет под шланг системы вентиляции, другой под масляный щуп.

Сапун двигателя 21083
Сапун двигателя 21083

А на двигателях автомобилей ВАЗ 2101-2107, Нива 2121, 21213, 21214 - это разборная деталь, где в сапун встроен маслоотделитель (на 2108, 21081, 21083 маслоотделитель установлен под клапанной крышкой).

На схеме системы вентиляции картера двигателя сразу видно, что сапун находится в нижней части блока цилиндров, на самом выходе из картера. И поэтому от его состояния зависит как работа системы вентиляции, так и работа всего двигателя.

Система вентиляции картера двигателя автомобиля Нива 21213
Система вентиляции картера двигателя автомобиля Нива 21213

Какие неисправности двигателя автомобиля можно диагностировать по сапуну?

По сапуну двигателя автомобиля можно предварительно оценить состояние его системы вентиляции картера и поршневой группы.

Например, если при осмотре двигателя обнаружено, что его поверхность вокруг сапуна вся в темных, похожих на мазут, маслянистых отложениях, то скорее всего моторное масло в течение довольно длительного времени выдавливает из-под надетого на него шланга вентиляции картера.

Причин этому всего две. Первая, это  - засорение системы вентиляции картера двигателя. По мере сужения ее просвета картерные газы все хуже и хуже удаляются из картера двигателя, внутри него растет давление и масло начинает давить под все уплотнения. В том числе и через сапун.

Вторая причина - большие зазоры в поршневой группе, образовавшиеся в результате износа или залегания колец. В таком случае газы из камер сгорания в большом количестве прорываются в картер и создают в нем избыточное давление. Система вентиляции не справляется. Моторное масло начинает выдавливать как и в первом случае.

Помимо этого, заросший маслянистыми темными отложениями сапун - показатель проблем с моторным маслом, применяемым в двигателе автомобиля. Например, такие отложения внутри него появляются если масло не менялось длительное время, используется не подходящее для данного двигателя масло или оно низкого качества. Либо двигатель был не раз и не два перегрет и масло стало превращаться в мазут.

См. "Проверка исправности двигателя автомобиля по сапуну".

Как устранить неисправность сапуна своими силами?

Основная неисправность сапуна двигателя - это засорение маслянистыми отложениями. Поэтому для ее устранения нужно всего-навсего прочистить сапун.

На двигателях переднеприводных автомобилей ВАЗ демонтировать с двигателя его не нужно. Просто прочищаем металлической щеткой, смоченной в бензине, канал отвода картерных газов от загрязнений. После прочистки продуваем сапун сжатым воздухом.

На двигателях заднеприводных автомобилей ВАЗ 2101-2107 и полноприводных автомобилей Нива 2121, 21213, 21214 демонтируем сапун с двигателя, открутив болт крепления его крышки и вынув внутренний маслоотделитель. Так же промываем все детали бензином и продуваем сжатым воздухом.

Вместе с тем, так как загрязнение сапуна - признак перечисленных выше неисправностей системы вентиляции и самого двигателя, имеет смысл прочистить систему вентиляции целиком и проверить компрессию в цилиндрах двигателя. После чего, по результатам замера, принять решение о раскоксовке поршневых колец или замене поршневой.

Примечания и дополнения

- Для чего нужна система вентиляции картера двигателя автомобиля, в составе которой работает сапун?

Система вентиляции картера двигателей автомобилей ВАЗ принудительная. За счет разрежения (перепада давления) из картера вытягиваются различные газы и пары бензина. Которые по системе попадают под дроссельную заслонку (на холостом ходу) или через воздушный фильтр двигателя и карбюратор во впускной коллектор и далее в камеры сгорания. Где и дожигаются.

Выхлоп становится чище, в салоне не пахнет гарью и еще непонятно чем при работе двигателя.

Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.

- Упорные полукольца коленчатого вала двигателя автомобиля

- Двигатель работает только на трех цилиндрах, причины

- Симптомы неисправности передней опоры (подушки) двигателя автомобиля

Подписывайтесь на наш канал twokarburators, будет еще много чего нужного и полезного!