Рассмотрим, что представляет собой сапун двигателя автомобиля.
Оригинал и полную версию статьи смотри на нашем сайте twokarburators.ru "Что такое сапун двигателя автомобиля?".
Название этой детали у всех на слуху, а что это такое и для чего нужно знает не каждый.
Нас будет интересовать что такое сапун, как он выглядит и как его неисправность влияет на работу двигателя. А влияет, надо сказать, она очень даже конкретно.
Что такое сапун автомобильного двигателя ?
Сапун - общепринятое название патрубка под основной шланг системы вентиляции картера двигателя. На разных двигателях он может быть разной конструкции. Например, на двигателях 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083 и их модификаций - это просто трубка с двумя патрубками, вставленная в нижнюю часть блока цилиндров. Один патрубок идет под шланг системы вентиляции, другой под масляный щуп.
А на двигателях автомобилей ВАЗ 2101-2107, Нива 2121, 21213, 21214 - это разборная деталь, где в сапун встроен маслоотделитель (на 2108, 21081, 21083 маслоотделитель установлен под клапанной крышкой).
На схеме системы вентиляции картера двигателя сразу видно, что сапун находится в нижней части блока цилиндров, на самом выходе из картера. И поэтому от его состояния зависит как работа системы вентиляции, так и работа всего двигателя.
Какие неисправности двигателя автомобиля можно диагностировать по сапуну?
По сапуну двигателя автомобиля можно предварительно оценить состояние его системы вентиляции картера и поршневой группы.
Например, если при осмотре двигателя обнаружено, что его поверхность вокруг сапуна вся в темных, похожих на мазут, маслянистых отложениях, то скорее всего моторное масло в течение довольно длительного времени выдавливает из-под надетого на него шланга вентиляции картера.
Причин этому всего две. Первая, это - засорение системы вентиляции картера двигателя. По мере сужения ее просвета картерные газы все хуже и хуже удаляются из картера двигателя, внутри него растет давление и масло начинает давить под все уплотнения. В том числе и через сапун.
Вторая причина - большие зазоры в поршневой группе, образовавшиеся в результате износа или залегания колец. В таком случае газы из камер сгорания в большом количестве прорываются в картер и создают в нем избыточное давление. Система вентиляции не справляется. Моторное масло начинает выдавливать как и в первом случае.
Помимо этого, заросший маслянистыми темными отложениями сапун - показатель проблем с моторным маслом, применяемым в двигателе автомобиля. Например, такие отложения внутри него появляются если масло не менялось длительное время, используется не подходящее для данного двигателя масло или оно низкого качества. Либо двигатель был не раз и не два перегрет и масло стало превращаться в мазут.
См. "Проверка исправности двигателя автомобиля по сапуну".
Как устранить неисправность сапуна своими силами?
Основная неисправность сапуна двигателя - это засорение маслянистыми отложениями. Поэтому для ее устранения нужно всего-навсего прочистить сапун.
На двигателях переднеприводных автомобилей ВАЗ демонтировать с двигателя его не нужно. Просто прочищаем металлической щеткой, смоченной в бензине, канал отвода картерных газов от загрязнений. После прочистки продуваем сапун сжатым воздухом.
На двигателях заднеприводных автомобилей ВАЗ 2101-2107 и полноприводных автомобилей Нива 2121, 21213, 21214 демонтируем сапун с двигателя, открутив болт крепления его крышки и вынув внутренний маслоотделитель. Так же промываем все детали бензином и продуваем сжатым воздухом.
Вместе с тем, так как загрязнение сапуна - признак перечисленных выше неисправностей системы вентиляции и самого двигателя, имеет смысл прочистить систему вентиляции целиком и проверить компрессию в цилиндрах двигателя. После чего, по результатам замера, принять решение о раскоксовке поршневых колец или замене поршневой.
Примечания и дополнения
- Для чего нужна система вентиляции картера двигателя автомобиля, в составе которой работает сапун?
Система вентиляции картера двигателей автомобилей ВАЗ принудительная. За счет разрежения (перепада давления) из картера вытягиваются различные газы и пары бензина. Которые по системе попадают под дроссельную заслонку (на холостом ходу) или через воздушный фильтр двигателя и карбюратор во впускной коллектор и далее в камеры сгорания. Где и дожигаются.
Выхлоп становится чище, в салоне не пахнет гарью и еще непонятно чем при работе двигателя.
Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.
- Упорные полукольца коленчатого вала двигателя автомобиля
- Двигатель работает только на трех цилиндрах, причины
- Симптомы неисправности передней опоры (подушки) двигателя автомобиля