Найти тему
Живописные истории

Первые женщины во французской Королевской Академии живописи и скульптуры. Часть 5

Предыдущая часть:

Поскольку в 1782 году также скончалась ещё и мадам Тербуш, ассамблея Академии собралось 31 мая 1783 года для рассмотрения кандидатур сразу 2х кандидаток — Элизабет-Луизы Виже (1755-1842), жены торговца картинами Жана-Батиста-Пьера Лебрёна, и Аделаиды Лабиль (1749-1803), жены Луи-Николя Гиара.

Виже-Лебрён | Живописные истории | Дзен

Портреты Лабиль-Гиар подверглись проверке, более типичной для допуска мужчины.

После того, как Рослин представил её работы, она была допущена к участию в предварительном голосовании.

Аделаида Лабиль-Гиар «Портрет скульптора Огюстена Пажу»
Аделаида Лабиль-Гиар «Портрет скульптора Огюстена Пажу»

Портрет скульптора Огюстена Пажу был выбран в качестве одной из двух приёмных работ, но было оговорено, что художница напишет ещё одну картину, тему для которой определит ректор Академии.

Её приняли в тот же день, но официально все произошло позже, 7 июня 1783 года.

Аделаида Лабиль-Гиар «Автопортрет с двумя ученицами»
Аделаида Лабиль-Гиар «Автопортрет с двумя ученицами»

Лабиль-Гьяр была настолько высокообразованной, насколько это возможно для женщины того времени: брала уроки миниатюры, пастели училась у Мориса Кантена де Латура, и перенимала знания у портретиста Франсуа-Андре Венсана.

Аделаида Лабиль-Гиар «Этюд сидящей женщины, вид сзади (Мария-Габриэль Капет)»
Аделаида Лабиль-Гиар «Этюд сидящей женщины, вид сзади (Мария-Габриэль Капет)»

Художница выставлялась в Академии Святого Луки.

Демонстративно независимая, бросившая своего первого мужа, воспитывающая новое поколение молодых художниц, Аделаида Лабиль-Гиар добивалась своего и как академик стремилась вопреки всему увеличить число принимаемых женщин.

Среди выставленных работ в 1783 году был замечательный автопортрет в натуральную величину с двумя учениками (см. вверху) и более полудюжины портретов её коллег-академиков.

Аделаида Лабиль-Гиар «Жан-Жак Башелье»
Аделаида Лабиль-Гиар «Жан-Жак Башелье»

Она отправляла многочисленные работы в каждый Салон и была нанята тетушками короля, мадам Аделаидой и Виктуар, став тем самым придворным живописцем.

Аделаида Лабиль-Гиар «Принцесса Мария Аделаида Французская»
Аделаида Лабиль-Гиар «Принцесса Мария Аделаида Французская»

Поскольку она придерживалась демократических настроений, она осталась во Франции и пережила революцию, выставляясь, когда это было возможно.

Элизабет Луиза Виже-Лебрён «Автопортрет в соломенной шляпке»
Элизабет Луиза Виже-Лебрён «Автопортрет в соломенной шляпке»

В тот же день, 31 мая 1783 года, академия была обязана "по порядку" принять Виже-Лебрён.

Ранее подобного события не происходило.

Обычно консервативные и защищающие свои интересы академики распорядились, чтобы письмо по этому вопросу, отправленное от имени Людовика XVI его министром графом д'Анживиллером, было внесено в реестр.

В письме говорилось, что, когда министр представил Марии-Антуанетте статью устава, исключающую любого, кто прямо или косвенно причастен к продаже произведений искусства, королева попросила его заручиться разрешением короля.

Людовик XVI посчитал, что этот случай является уникальным.

Учитывая поддержку королевы и исключительные способности мадам Лебрен, а также поскольку торговлей произведениями искусства занимался ее муж, а не сама кандидатка, ее необходимо принять.

Король также постановил, что число женщин-членов по-прежнему будет ограничено четырьмя.

Элизабет-Луиза Виже-Лебрён «Мир, Возвращающий Изобилие»
Элизабет-Луиза Виже-Лебрён «Мир, Возвращающий Изобилие»

Когда и что представила Виже-Лебрён?

Её картина 1780 года «Мир, возвращающий Изобилие» не была представлена ассамблее, но была указана как “произведение, подаренное автором для приема” в списке экспонатов Салона 1783 года.

Виже-Лебрён прокомментировала трудности своего положения в книге «Souvenirs», отметив, что ректор Академии Жан-Батист-Мари Пьер выступал против членства женщин, несмотря на то, что Мария-Тереза Ребуль и Мария-Тереза Ребуль уже были академиками.

После чего рассказала, что против неё даже сформировался целый заговор.

Элизабет-Луиза Виже-Лебрён «Эрцгерцогиня Мария-Антуанетта (1755-1793), королева Франции»
Элизабет-Луиза Виже-Лебрён «Эрцгерцогиня Мария-Антуанетта (1755-1793), королева Франции»

Виже-Лебрён выставляла свои лучшие работы в Салонах 1783, 1785, 1787 и 1789 годов, но её связь с королевой заставила художницу уехать в ссылку в первые дни Революции.

Вскоре она заручилась покровительством других изгнанников из Франции, а также иностранных аристократов, принцев и монархов, добившись в портретной живописи исключительного успеха.

Тем временем Королевская академия прекратила свое существование по указу Национальной ассамблеи от 8 августа 1793 года.

Общее число академиков к тому времени приближалось к пятистам пятидесяти, и более ста других получили предварительный прием.

Из этого числа пятнадцать были женщины.

Несомненно, полагая, что их положение улучшится при новом правительстве, женщины-художницы устремились на первый открытый Салон 1791 года.

Однако ближайшее будущее стало для них болезненным разочарованием как в культурном, так и в политическом плане.