С каждым днем Раиса Максимовна чувствовала себя хуже и хуже. Нет, тело было еще здоровым – болела душа. Тоска, тревога, смутные желания бередили душу 50-летней дамы.
Климакс – отмахнулся бы рукой терапевт. Но смутно Раиса понимала: дело в другом. Ведь по ее подсчетам, ровно через месяц (плюс-минус две недели) она станет бабушкой. Была матерью единственного сына, станет бабушкой единственного внука.
Бааабушкой – мысленно протянула Раиса. Что же это, жизнь прошла? В отражении зеркала на нее смотрела молодая женщина. Совсем не изменилась, а если повернуть голову под нужным углом – то больше 30 не дашь. А если поднять подбородок и расправить плечи – то вот она, молодая шея.
Да и муж ей это говорит: совсем молодая. Это раньше 50 – бабушка, а сейчас.. Бабушка! И все таки она ей станет. Не по возрасту, по семейному положению.
Почему эти два состояния объединяет одно слово? Бабушка внука и бабушка-старушка.
Но было и еще кое-что в душевных терзаниях Раисы. Вдруг она стала понимать, что жизнь и вправду прошла. Рожать розовощеких младенцев – больше не ее удел. Теперь другие, молодые, будут двигать великое колесо мироздания. Продолжать род, сеять семена. А она упустила свой шанс навсегда.
⁂
Раиса и Андрей поженились сразу же после школы. Неземная любовь – завистливо шептались одноклассницы. И это действительно было так, столь сильные чувства были достойны пера Шекспира. Но в отличие от литературы, тут все обошлось без трагедий, а, как в русских сказках – пирком да за свадебку.
Молодежь оженилась, а там и потомство возникло. Родила Раиса на одном духу: толстого, здорового и прожорливого младенца, радость всей родни. Только вот не хотела Рая быть матерью, стоять в очередях, отираться по поликлиникам, не спать по ночам. Ну, понятно, дело молодое, куда там 19-летней девчонке материнский труд?
Желающих нянчить Раисиного сына было пруд пруди – бабки оторвали с руками. Да Раиса была не против, даже благодарна. Глядишь, и долг свой как жены выполнила, и почти не пострадала. Молодой организм восстановился быстро, талия все так же была тонка, а грудь – как яблочко.
Раиса и Андрей бросились в молодую и разгульную жизнь, как в омут. Феденька-сынок подрастал, научился ходить и говорить, пошел в детсад, а там и в школу…
И вот теперь, на пороге своего нового статуса Раиса болезненно ощутила это желание быть матерью.
⁂
В прихожей послышался смех, в комнату влетел счастливый Федька, а за ним величаво вплыла Марина, ее любимая невестка. Вот правду говорят, что сыновья выбирают себе жен, похожих на матерей. Федька-то привел в дом такую же высокую да чернобровую. И ребенка они завели рано – а чего тянуть-то! С жильем вопрос решили быстро, нашлась молодым прабабкина квартира.
Теперь все внимание многочисленной родни было обращено к этой безмятежной красавице, к ее большому и налитому, словно райский плод, животу.
Раиса не удержалась и приложила руку к Марининому сокровищу. Та поморщилась, но ничего не сказала.
-Мам. Ну мы просили же, хватит трогать! Ты каждый раз трогаешь, сколько можно!
-Ой, простите, простите, - спохватилась Раиса Максимовна. – Не удержалась, ведь там мой долгожданный внучек Максимка. Мы же уже решили насчет имени? В честь деда?
- Мам, прости, сына назовем Ярославом. Красивое русское имя, не редкое, но и не набившее оскомину.
- Как, Ярославом? Но мы же с тобой договаривались… - возмутилась Раиса и тут же осеклась.
Марина вопросительно посмотрела на молодого мужа: о чем вы договаривались?
-Да, ерунда…мама просто хотела, чтоб внука звали так же, как и ее отца. Традиции, преемственность…а, не обращай внимания. Ярослав – самое традиционное имя. Будет у нас, как древнерусский князь!
В глубине души у Раисы бушевал пожар. Вот так, ее мнение на помойку. Ее прикосновения противны. А где вообще ее место?
Что врачи говорят? Когда рожать-то?
- Через две недели уже ложится в роддом – ответила Марина.
- Ох, как быстро время летит. Надо всю родню оповестить, пусть готовят на выписку подарки.
- Маам! Ты уж извини, но мы решили. Никакой толпы на выписки. Никаких фотографов – в роддоме все есть.
Раиса удивлено посмотрела на сына. Надо же, как вырос, как возмужал. И жену защищает.
На душе было обидно и радостно одновременно.
⁂
Потом она сидела, плакала. Чувств было много: и радость, и обида, и счастье. Понимала, что ей никто не отдаст Ярослава, как она отдала Федю. Что молодежь нынче другая, сами хотят быть родителями, выпить эту чашу до дна.
Раисе было жалко себя, свою не так прожитую жизнь. Или так? Вон какой Федя вырос. Да, растили бабки. Но деньги то кто зарабатывал, чтоб у Федьки все было? И одежда самая модная, и футбол с хоккеем, и велосипед…Так может нет идеального рецепта жизни?
Эх, слезы…наверно и правда, климакс. Раиса промокнула глаза, припудрила раскрасневшиеся щеки и набрала номер мужа.
- Андрюш, я вот что подумала. У детей своя жизнь, пусть наслаждаются. Может нам собаку завести? И мне с кем гулять, и внуку радость!
⁂
«Синдромом крадущей матери» - паталогическое поведение женщин старшего поколения, при котором они пытаются повторить опыт материнства, присвоить внука.