Часто логопеды сталкиваются с такой проблемой, как синкинезии у детей.
У меня занимался мальчик, у которого любое движение рукой (взял карандаш, игрушку) сопровождалось сопутствующим движением - высовыванием языка.
В школе эта проблема усугубилась. Плюс ко всему, над ребенком стали подсмеиваться одноклассники, что негативно стало сказываться на психологическом состоянии ребенка.
Давайте разберемся, что такое синкинезии. Стоит ли об этом беспокоится. Как проводить коррекцию по устранению синтенизии.
Синкинезии в логопедии – это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным.
Они являются симптомом незрелости формирования процессов торможения, влияют на формирование двигательных, речедвигательных навыков и ведут к нарушению координации движения, неправильному формированию почерка и т.д.
Синкинезии могут быть:
1. Осевые (руки-рот, язык-лицо)
2. Односторонние (кисть руки-предплечье-плечо, движение глаз и головы, стопа-голень-бедро)
3. Зеркальные (правая и левая рука, правая и левая нога)
Исследования показывают, что синкинезии полностью исчезают к 10-12 годам, а к 5 годам - должны угаснуть все примитивные рефлексы.
Таким образом, до определенного возраста синкинезия совершенно нормальна, но наступает период, когда она превращается уже в патологическое действие.
Патологическая синкинезия– это непроизвольное действие, которое человек не может контролировать. Она является следствием разных патологий нервной системы (например, пирамидальных, экстрапирамидальных путей).
Синкинезии могут быть причиной плохого самочувствия, ухудшать жизнедеятельность человека, его социальную активность.
Ребенок с синкинезией гораздо быстрее устает, у него снижается работоспособность. Да это и понятно: ведь его энергетический запас съедается сопутствующими движениями, которые ему вовсе не нужны!
Также некоторые оральные синкинезии приводят к логоневрозам у детей, дизартрии, дислалии.
При длительных синкинезиях может искажаться мимика, могут возникнуть проблемы – гипертонус в мышцах кисти руки, пальцев, в ногах, спине и т.д.
Перенапряжённые мышцы будут в дальнейшем пытаться сами найти компенсирующую позицию, отсюда — искривление осанки, боли в спине, шее, головные боли.
Диагностика синкинезий.
1. Проба на реципрокную координацию рук
Ребенку предлагается положить перед собой руки ладонями вниз, причем одну из них сжать в кулак, а вторую – выпрямить. Задача состоит в том, чтобы одновременно изменять положение рук, сжимая одну и расправляя другую. Такие движения повторяются несколько раз в течение 15-20 секунд и более.
2. Выполнение разных видов деятельности, таких как рисование, письмо.
3. Вращение кистями рук в одну сторону, в разные стороны
4. Попеременные движения пальцами.
Ребенок кладет ладони на стол и поочередно поднимает пальцы, не отрывая ладошки от поверхности стола.
Коррекция синкинезий
Предлагаю несколько упражнений для коррекции синкинезий.
1 Ребенок лежит на спине.
В левой кисти у ребенка диспандер, который он ритмично сжимает. В это время взрослый делает расслабление правой руки ребенка: встряхивает, сгибает-разгибает руку, добиваясь полного расслабления. Затем меняем руки.
2. Упражнение «Мельница»
Положение ребенка лёжа на спине. Одна рука вытянута вдоль тела вниз (в сторону ног). Вторая рука вытянута вверх (в сторону головы). Ребенок ритмично перемещает руки в горизонтальной плоскости (руки не отрываются от пола) так, чтобы руки заняли противоположное первоначальному положение.
Также руки можно перемещать в вертикальной плоскости (руки отрываются от пола и касаются его только в крайних положениях).
Аналогичные упражнения можно делать ногами или же ногой и рукой, сначала справа, потом слева.
3. Упражнение делается в положении сидя. Кисть руки ребенка лежит на спинке стула (со спинкой соприкасается запястье). Попросите ребенка вращать кистью по кругу то в одну, то в другую сторону, дотрагиваясь указательным пальцем до какого-либо предмета, который вы перемещаете в радиусе действия кисти. При этом нельзя отрывать запястье от спинки стула.
Затем предложите ребенку положить на спинку стула руку чуть выше локтя. Попросите его совершать рукой движения вправо – влево.
4. Ставим на доску стаканчик вверх дном, а сверху - шарик, и просим ребенка удержать такую конструкцию.
Можно, держа конструкцию, покорчить рожицы, поулыбаться, посмеяться, походить и т.д.
5. Пальчиковые упражнения
1)Катать мячик по столу только одним пальчиком, а остальные – можно сжать в кулачок.
2)Ребенок берет мячик двумя пальцами (большим и средним), кисть лежит на столе. При этом третий пальчик (указательный) то прячется за шарик, то над шариком. Запястье не отрывается от поверхности стола. То же упражнение делаем другими пальцами (держим мячик большим-указательным, большим-безымянным).
Хороший эффект при коррекции синкинезий дает работа на балансирах.
Не стоит игнорировать наличие сопутствующих непроизвольных движений у ребенка.
Чем раньше родители обратятся за консультацией к специалисту, тем эффективнее будет коррекционная работа.
Надеюсь, что статья была полезной.