Роман-антиутопия Дмитрия Данилова "Саша, привет!" - это драма о псевдо-доброжелательном мире, в котором человек внезапно оступился. И что же его за это ждёт? Он очутился в зоне предельного комфорта и тотальной несвободы.
Недалекое будущее.
В России введён режим Общей Гуманизации, в рамках которого возвращена смертная казнь. Ну да, можно, конечно, смеяться, издеваться. Но лучше не надо, особенно вам и в вашем положении. Возвращена смертная казнь по преступлениям в сфере морали и по экономическим преступлениям.
Именем Российской Республики … Московский окружной уголовный суд … рассмотрев … Фролов Сергей Петрович, 16 апреля 1985 года рождения, место рождения - город Москва, проживающего … старший преподаватель Московского государственного университета современного искусства и культуры … установил: Фролов Сергей Петрович … находясь … будучи … вступил в сексуальные взаимоотношения с лицом, не достигшим совершеннолетия … двадцати одного года … Мещерской Илоной Викторовной, 28 декабря 2004 года рождения … на добровольной основе … без применения насилия … рассмотрев материалы дела, Московский окружной уголовный суд … именем Российской Республики … приговорил Фролова Сергея Петровича, 16 апреля 1985 года рождения, место рождения - город Москва, проживающего … к высшей мере наказания - смертной казни. Приговор может быть обжалован в течение десяти дней в суде кассационной инстанции.
Вот такое начало книги. Вы скажете: "Это фантастика?" Может быть. Кто знает?
По крайней мере, книга меня очень заинтересовала и была прочитана мною мгновенно.
А 24 сентября 2022 года в театре Наций на малой сцене вышел спектакль по этой книге с участием Игоря Гордина (о моем отношении к этому актеру я уже рассказывала в своем отзыве о спектакле "Вариации тайны", который идет в МТЮЗе). Такое я не могла пропустить. Режиссёр спектакля - Лауреат "Золотой маски" Марат Гацалов.
Главного героя зовут Сергей Петрович. Вы скажете: "А кто же тогда Саша? Его друг, что ли?"
Нет, Саша - это ПУЛЕМЁТ!
Мы его так зовём - Саша.
- Саша. Обалдеть. Саша. Это вы его так зовёте? Это его так зовут?
- Ну да. Как-то у нас повелось. Надо же нам как-то было очеловечить процесс.
Сергея Петровича приговорили к смертной казни за связь (добровольную!) с несовершеннолетней 20-летней девушкой, и в рамках гуманизации системы исполнения наказаний, его отправляют в Спец Комбинат, где и осуществляется этот приговор. Только происходит это не сразу: человек там живет, ест, спит, работает и ждёт.
ЖДЁТ, ЖДЁТ, ЖДЁТ!
Прождать можно день, а можно и всю жизнь ...
Малая сцена театра Наций стилизована под стрельбище или тир с мишенями. Все в темных, мрачных тонах.
На комбинате все комфортабельно, как в гостинице: телефон, плазменный телевизор, стационарный компьютер с безлимитным интернетом, ноутбук и можно делать все, что хочешь. На входе вас встречает Бодрый человек, проводит инструктаж и экскурсию по Комбинату. Бодрого человека в спектакле играет Артём Тульчинский. На протяжении всего действия с его губ не сходит улыбка:
Я рад приветствовать вас в нашем Комбинате. Сразу скажу: здесь у нас ничего такого страшного нет, не бойтесь. Вот прямо первая для вас информация: не бойтесь. Всё хорошо. Расслабьтесь, настройтесь на лучшее.
На полу по центру сцены проведена белая линия.
Каждый день герой в страхе смерти должен проходить по этой линии через коридор (так называемая Красная зона), где находится пулемёт "Саша", и ждать: "Выстрелит? Не выстрелит?"
Сергея Петровича, высокоинтеллектуального профессора филологиии, воплощает тонко чувствующий, интеллигентный актёр Игорь Гордин. Ему необходимо передать зрителю, что же на самом деле чувствует человек, оказавшийся в этой чудовищной ситуации. Как жить и как себя вести с окружающими, близкими людьми, друзьями, находясь на волосок от смерти?
Возможно ли приготовить себя к концу? Как не сойти с ума?
Игорь Гордин умеет думать на сцене, четко понимает и чувствует пластику спектакля, поэтому зритель доверяет и сопереживает ему.
У Сергея Петровича есть жена, мама, друзья, коллеги по работе в университете, студенты, девушка Илона. Все они оказываются вовлечены в эту историю, все очень переживают. Трагедия накрыла их всех разом, как лавина, и выбраться из под нее не так-то просто.
Жену профессора Свету играет актриса Наталья Вдовина. Она до сих пор любит своего мужа и простила ему измену. Теперь между ними витает нечто более глобальное и страшное - приближающаяся Смерть! Герои растеряны, напуганы, хотя и пытаются относиться к этой беде с юмором. Именно юмор помогает им поддерживать друг друга.
Проводив мужа на Комбинат, Света продолжает преподавать в том же университете, где работал Сергей. А он в это время проводит онлайн-лекции со своими студентами, которых интересует только один вопрос:
Сергей Петрович, а вас, правда, скоро расстреляют?
Периодически к нему в комнату заглядывают психолог, священник Русской православной церкви, раввин, мулла, лама. Но все они говорят с Сергеем о чем угодно, только не о предстоящей казни: о футболе, о музыке, о поэтах Серебряного века. А девушку-волонтера, которую направили к Сергею для разговоров, чтобы ему не было скучно, волнует только два вопроса:
Как вы себя чувствуете?
Считаете ли вы справедливым приговор, вынесенный вам?
Ну, что на это можно ответить?
- Ху*во.
- Нет, не считаю.
Сергей Петрович даже завёл блог на Фейсбуке (Facebook - социальная сеть компании Meta Platforms Inc., деятельность которой в России признана экстремистской и запрещена):
Всем привет! Я по-прежнему сижу в тюрьме. Я приговорён к смертной казни. Я каждый день иду на прогулку по коридору. К потолку коридора подвешен пулемёт, и в один из дней (никто не знает, какой именно) пулемёт меня расстреляет. Я филолог, университетский преподаватель. Я приговорён к расстрелу за то, что вступил в близость с девушкой моложе двадцати одного года. Наша связь была добровольной. Я нахожусь во вполне комфортных условиях. Меня каждый день могут расстрелять. Меня каждый день могут расстрелять. Меня каждый день могут расстрелять.
А вот комментарии сочувствующих:
О, чувак, как ты крут!!!!!
Это, наверное, офигенный опыт.
Чтоб ты сдох, педофильское отродье!
Вау, это круто!!!
Вы держитесь!
Я вам очень сочувствую.
За такое нельзя казнить!
Это абсурдные законы!
Гори в аду, растлитель!
Ну хоть поразвлекался перед смертью. Сдохни, мразь.
Время бежит быстро, проходит почти год. Сережа успевает привыкнуть к своему положению (человек ведь ко всему привыкает) и ходит в Красную зону как на работу:
"Саша, привет!"
"Саша, привет!"
"Саша, привет!"
Может, они нас тут вообще не расстреливают? Может, это наказание такое? Не расстрел, а вот такой дамоклов меч?
Света за это время успевает съездить на море отдохнуть (чтобы снять с себя этот страшный груз), но любовь к Сергею неумолимо влечет ее назад, к нему. Света осталась на Комбинате с Сергеем.
Благодаря любви они смогли преодолеть эту катастрофу и найти в себе силы быть вместе и послать куда подальше всю эту гуманную систему со смертной казнью и фальшью.
Сильно!
Жестко!
Страшно!
В спектакле в качестве музыкального сопровождения принимает участие Ансамбль N’CAGED.
Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля:
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
Богомолов смачно повернул, "турахнуться" можно: о "Гамлет in Moscow" в Театре на Бронной
Богомолов уничтожил олигархов на Бали: о спектакле "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя"
Утерли нос: о фантастической постановке «Сирано де Бержерак» в МХТ им. А. П. Чехова
Испить до дна: о спектакле "Вариации тайны" в МТЮЗе
С орбиты в бассейн: о спектакле "Грозагроза" на сцене Театра Наций