Преодоление трудностей зависит от целей их создания
3 декабря 20233 дек 2023
2
Трудности, возникающие в жизни человека, могут быть конструктивными и содействовать его развитию, а могут быть деструктивными - наносить ему ущерб. Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков рассказал о созидательном и разрушительном потенциале трудностей, их смысле и моральной нагрузке в докладе, прозвучавшем на международной конференции в Высшей школе экономики.
Большинство психологических исследований посвящены тому, как именно люди преодолевают трудности. Однако при этом остается в стороне не менее важный вопрос – смысла трудностей и целей их формирования. Между тем, для решения сложных проблем необходимо знать, зачем они созданы.
Ясно, что часть трудностей имеют «рукотворный», искусственный характер. Это барьеры, воздвигнутые другими людьми. Создание таких препятствий можно было бы пресечь, сделать против них «блокировку», отметил Александр Поддьяков в докладе «Создание трудностей в контексте заботы о себе и о другом», который был представлен на Международной научной конференции «Забота о себе в педагогике, социологии и психологии: история и современность» в НИУ ВШЭ. Элементарный пример устранения искусственных препятствий – исправление некорректных формулировок заданий в экзаменационных тестах. Такие трудности поправимы.
Более сложный случай представляют собой ситуации, когда для одной группы людей создаются трудности с целью заботы или защиты другой группы людей. Такие ситуации могут быть крайне опасными. Так, например, человек, пытающийся защитить другого человека, ставшего жертвой нападения, может нанести агрессору смертельный удар. Или, например, террористы-смертники, которые, как им кажется, отстаивают интересы своего сообщества, в итоге приносят в жертву и себя, и множество безвинных людей. Однако это наиболее вопиющие случаи создания трудностей для других людей. Бывают и конструктивные препятствия, которые в конечном счете идут человеку на пользу.
Так, задания повышенной сложности для школьников помогают их развитию (речь идет о посильных упражнениях, которые укрепляют мотивацию к учебе и не снижают самооценку).
Тесты для людей, поступающих на языковые курсы или в определенное учебное заведение, помогают определить уровень их знаний и, соответственно, выработать наилучшую стратегию обучения. Эти трудности исследователь называет диагностическими.
Медицина также использует этот вид трудностей – например, при «нагрузочных пробах». Так, в кардиологии для пациентов повышают физическую нагрузку, применяя велотренажер, с тем, чтобы оценить динамику состояния их сердечно-сосудистой системы.
Таким образом, цели создания трудностей – вопрос номер один. От него зависит отношение к трудностям и способы совладания с ними.
Трудности, возникающие в жизни человека, могут быть конструктивными и содействовать его развитию, а могут быть деструктивными - наносить ему ущерб. Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков рассказал о созидательном и разрушительном потенциале трудностей, их смысле и моральной нагрузке в докладе, прозвучавшем на международной конференции в Высшей школе экономики.
Большинство психологических исследований посвящены тому, как именно люди преодолевают трудности. Однако при этом остается в стороне не менее важный вопрос – смысла трудностей и целей их формирования. Между тем, для решения сложных проблем необходимо знать, зачем они созданы.
Ясно, что часть трудностей имеют «рукотворный», искусственный характер. Это барьеры, воздвигнутые другими людьми. Создание таких препятствий можно было бы пресечь, сделать против них «блокировку», отметил Александр Поддьяков в докладе «Создание трудностей в контексте заботы о себе и о другом», который был представлен на Международной научной конференции «Забота о себе в педагогике, социологии и психологии: история и современность» в НИУ ВШЭ. Элементарный пример устранения искусственных препятствий – исправление некорректных формулировок заданий в экзаменационных тестах. Такие трудности поправимы.
Более сложный случай представляют собой ситуации, когда для одной группы людей создаются трудности с целью заботы или защиты другой группы людей. Такие ситуации могут быть крайне опасными. Так, например, человек, пытающийся защитить другого человека, ставшего жертвой нападения, может нанести агрессору смертельный удар. Или, например, террористы-смертники, которые, как им кажется, отстаивают интересы своего сообщества, в итоге приносят в жертву и себя, и множество безвинных людей. Однако это наиболее вопиющие случаи создания трудностей для других людей. Бывают и конструктивные препятствия, которые в конечном счете идут человеку на пользу.
Так, задания повышенной сложности для школьников помогают их развитию (речь идет о посильных упражнениях, которые укрепляют мотивацию к учебе и не снижают самооценку).
Тесты для людей, поступающих на языковые курсы или в определенное учебное заведение, помогают определить уровень их знаний и, соответственно, выработать наилучшую стратегию обучения. Эти трудности исследователь называет диагностическими.
Медицина также использует этот вид трудностей – например, при «нагрузочных пробах». Так, в кардиологии для пациентов повышают физическую нагрузку, применяя велотренажер, с тем, чтобы оценить динамику состояния их сердечно-сосудистой системы.
Таким образом, цели создания трудностей – вопрос номер один. От него зависит отношение к трудностям и способы совладания с ними.