Найти тему
Логопед Анна Полякова

Креативное мышление- прекрасный механизм детского развития.

Сегодня о интересном. Данная статья подойдет мамам хорошо компенсированных деток, а также родителям здоровых детей, что хотят развивать мышление своего ребенка. Для тяжелых детей будет полезно узнать про механизм наполнения и развития мышления, увидеть общий маршрут работы.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Когда малыш болеет, последнее, о чем мы с Вами думаем, это креатив. Какой уж тут креатив, если ребенок 2+2 сложить не может. Ему бы простые правила освоить. Любой детский креатив в этом возрасте считается нарушением. Говорит невпопад-логорея, отвечает вопросом на вопрос- эхолалия. Патология, патология, патология- шаг в право или в лево воспринимается как расстрел. Специалисты на АВА методике учат ребенка выбирать правильный путь и маршрут. Даже моя методика настроена на формирование логических шаблонов мышления по образцу. И все это верно, для того чтобы творить нужно наработать базу.

Вот база наработана. Нам удалось создать и наполнить ребенка. Мы ввели ему все логические шаблоны. Понимает он и систему взросления, и строение вселенной, место атома в химической реакции. Способен решать сложные математические задачи в уме, пересказывать большие тексты с пониманием смысла прочитанного. В общем вырос наш ребенок, теперь нам нужно воспитать в нем свой особый, уникальный взгляд на происходящее. Научить его оценивать мир не традиционно и не шаблонированно- сложная задача.

На самом деле с данной проблемой сталкиваются не только мамы больных детей, у которых стройное и четкое мышление формировали специалисты, но и родители здоровых. Возьмем школьное образование- весь этот курс сам по себе направление лишь на натаскивание и формирование шаблонных вариантов, творить в нем практически не где. Даже на уроках ИЗО или музыки, есть четкие темы с заданным маршрутом и фактором действия.

А детям нашим нужно будет жить дальше. Принимать свои, уникальные, непрописанные нигде решения, иметь свой особый взгляд на вещи. Чем негативен мыслительный ровный шаблон? Он стандартен. Объясню на прямых примерах. Выйти замуж нужно только за богатого и успешного, у которого уже все есть. Свадьба непременно шикарная, не хуже чем у других. Дети обязательно красивые и здоровые. Женщина должна быть ухоженной, образованной, одетой в дорогие вещи, работающая в престижной должности. Если закончил институт, то работу нужно искать сразу высокооплачиваемую, иначе для чего я пахал столько лет. Тем более мой однокурсник смог ее найти, и не важно, что он работает уже со старого курса, зато я получил качественное образование на дневном отделении. Я руководитель и значит все должны мне подчиняться, даже те, что не имеют к моему руководству никакого отношения. Быть мамой сложного ребенка и жить на пособие - это дно жизни и существования. Муж от женщины с тяжелыми детьми обязательно уйдет. Ну и так далее и тому подобное.

У нас выходит очень много взрослых, с узким мышлением, которые в последствии страдают от установленных рамок.

Совсем недавно защищала свою методику в форме проекта в МГИК на курсе по психологии. С нами защищался мужчина, занимающийся театральным искусством. Было очень интересно послушать приемы его работы, направленной на развитие креативного мышления. Он предлагал поставить ребенка в нетрадиционную и неожиданную ситуацию. Например: "Ты идешь в лес и должен взять с собой рояль, для чего тебе в лесу рояль?"

А теперь, как ответили на этот вопрос мои дети.

Сын, в его 9 лет, сказал, что возьмет с собой рояль, чтобы пугать зверей и птиц громкой музыкой. Дочка в ее три года, сказала, что возьмет рояль в лес чтобы играть музыку. А то, что он тяжелый и в лес его тянуть не удобно, то у нее есть друзья и они ей помогут, потянут все вместе. Чувствуете разницу в построении причинно-следственных связей. Дочка в ее 3, построила лишь простую шаблонированную цепочку рояль - играть на нем. А вот сын в его 9, проанализировал ситуацию дальше и использовал большее сложные шаблоны и их сочетание. Рояль-на нем можно играть. Для чего может пригодиться звук, воспроизводимый роялем? В идеале, наша задача научить детей формировать еще более длительные, цельные смысловые цепочки. Выстраивание шахматного гамбита из событий и взаимосвязанных явлений. Множественный анализ ситуаций, с разных сторон.

Из вариантов ответа автором вопроса были предложены фразы о съемках в лесу, тога рояль бы вписался органично.

Еще один прием – метод потока вопросов и поиска решения. Ребенку задают вопрос: «Для чего он ходит в школу»? И требуют на него как можно больше вариантов ответов.

Вообще прием достаточно интересный с точки зрения психологии, помогает находить выходы из сложных жизненных ситуаций, абстрагироваться от проблем и взглянуть на них под другим углом.

Раньше я полагала, что театр -это лишь натаскивание на формирование и передачу образного мышления, а теперь знаю, что этот род искусства отлично развивает мышление, что, собственно говоря, для меня достаточно интересный и важный момент.

А какие приемы развития креатива и мышления знаете Вы?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.