Представленный в сентябре 1961 года на Франкфуртском автосалоне, BMW 1500 стал первым представителем так называемого «Нового класса».
С этой серии моделей, BMW наконец, совершила свой прорыв в успешного и прибыльного автопроизводителя.
Новый современный седан намеренно дистанцировался от тяжеловесных роскошных автомобилей серии 501/502. С дебютом этой модели, открылась новая глава в истории компании и была заложена основа для успеха бренда.
Хотя начиналось всё непросто. С середины 1950-х годов инженеры BMW всё интенсивнее работали над новым седаном среднего класса, но эти усилия не увенчались успехом из-за пошатнувшихся финансов компании, и в 1958 году от планов пришлось отказаться, хотя автомобиль был почти разработан для серийного производства.
Только к началу 1960-х годов, после успеха BMW 700 и финансовых обязательств семьи Квандт (крупных немецких промышленников), ситуация изменилась и за проект "Mittelwagen" ("автомобиль среднего класса") можно было снова взяться.
В итоге, седан поступил в серийное производство в феврале 1962 года.
Интересно, что именно модель 1500 стала первой крупносерийной BMW, у которой имелся «изгиб Хофмайстера» - характерная форма задней стойки кузова, своего рода визитная карточка всех будущих баварских автомобилей.
BMW 1500 позиционировался как спортивный седан. Дизайн без излишеств соответствовал вкусам того времени, что в сочетании с отточенною управляемостью и неплохим комфортом, давало хорошие шансы на коммерческий успех.
Реакция прессы на презентацию, как и вердикт после первых тест-драйвов, были положительными. «Наконец-то снова настоящий BMW», - гласили заголовки в прессе. Результатом чего, стали многочисленные заказы, и к концу 1963 года более 20 000 автомобилей покинули завод BMW.
Хоть модель и не избежала «детских болезней», но грамотная гарантийная политика и систематическое совершенствование производственного процесса быстро исправили ситуацию, и ничто не помешало большому успеху «Нового класса».
На седан ставили двигатель M10 (раннее обозначение которого было М115), который разрабатывался с 1957 года.
В своей первой серийной версии он выдавал 80 л.с. при 5700 об/мин и 118 Нм при 3000 об/мин, имея рабочий объём 1499 куб. см. Хорошая эластичность мотора позволяла плавно разгоняться с 25 км/ч на высшей передаче.
Силовой агрегат получился весьма удачным – компактным, относительно лёгким и недорогим. Этот двигатель в разных версиях производился до 1988 года и на его базе выпускались даже спортивные версии.
BMW 1500 мог разогнаться до 150 км/ч, набирая при этом первую «сотню» за 15 секунд, что считалось неплохим результатом на начало 1960-х годов. Динамике способствовала 4-ступенчатая «механика» с грамотно подобранными передаточными числами.
При общей длине 4500 мм и колёсной базе 2550 мм BMW 1500 имел снаряжённую массу в 1050 кг. Из нововведений также стоит отметить конфигурацию подвески: передняя - стойки McPherson, задняя на продольных рычагах.
В 1962 году баварский седан стоил 9 485 немецких марок. Для сравнения, его условный конкурент Mercedes-Benz W110 с бензиновым 1,9-литровым мотором мощностью 80 л.с. продавался за 10 440 марок.
В декабре 1964 года производство модели 1500 было прекращено.
Её преемником в качестве седана начального уровня стал BMW 1600, который выпускался с весны 1964 года, а BMW 1500, с этого же года поставлялась только на рынки стран, где транспортный налог начислялся на рабочий объём двигателя. Всего, с февраля 1962 по декабрь 1964 было произведено 23 807 экземпляров модели 1500.
Что ещё почитать: