В эпоху Средневековья многие дети не доживали до семилетнего возраста, что было связано с целым рядом факторов. Первая и главная причина - это высокий уровень детской смертности, обусловленный ограниченными медицинскими знаниями и практиками того времени. Болезни, которые сейчас считаются легко излечимыми, такие как корь или ветрянка, в Средние века часто приводили к смерти младенцев и детей младшего возраста.
Кроме того, условия жизни того времени были суровыми и чреватыми опасностями. Недостаточная гигиена, плохое питание, отсутствие качественной медицинской помощи, а также жесткие условия труда для детей в некоторых слоях общества существенно увеличивали риски для здоровья и жизни.
Непростые бытовые условия также играли свою роль. Например, использование опасных предметов в домашнем хозяйстве, таких как открытый огонь, без соответствующих мер безопасности, увеличивало риски возникновения несчастных случаев, включая ожоги и утопления. Также средневековая практика тугого пеленания могла приводить к физическим проблемам и даже смерти младенцев.
Все эти факторы совместно приводили к тому, что многие дети не доживали до семилетнего возраста, делая детство в Средние века периодом, полным рисков и опасностей.
Публичная казнь вместо мультиков
В позднем Средневековье в Британии появилась необычная практика сна, которая отличалась от предыдущих традиций. Люди начали использовать для сна специально адаптированные шкафы. Эти спальные шкафы предоставляли несколько преимуществ: они были теплее обычных спальных мест, так как ограниченное пространство способствовало сохранению тепла. Кроме того, они обеспечивали некоторую степень уединения, позволяя взрослым уйти от повседневной суеты и на время избежать внимания детей.
В то же время, средневековые родители в Британии и других частях Европы не особо стремились защищать своих детей от жестоких и тревожных зрелищ. Например, было обычным делом водить детей на публичные казни. Взрослые считали, что наблюдение за такими событиями имело полезное воспитательное значение, так как, по их мнению, это способствовало моральному очищению от зла и скверны.
Такой подход к воспитанию и образованию детей был глубоко укоренен в культурных и религиозных традициях того времени, отражая общее восприятие мира и социальных норм.
Эти практики спальных мест и воспитания отражают глубокие культурные и социальные различия между Средневековьем и современностью, показывая, как со временем изменились представления о личном пространстве, комфорте и родительской ответственности.
Воспитание в чужой семье
В конце 14 века, один венецианский путешественник, посетив Лондон, был удивлен местными обычаями в отношении детей. В Англии и по всей Европе того времени существовал обычай отправлять детей в возрасте от 7 до 9 лет на воспитание в другие семьи, независимо от их социального статуса или материального положения.
Эта практика была очень распространена и сохранялась вплоть до 18 века. Семьи всех слоев общества – от бедняков до богатых – активно практиковали этот обычай, и взамен часто принимали в свою семью другого ребенка, который мог быть задействован в различных видах труда.
Важным аспектом этой традиции было то, что родители практически не участвовали в процессе социализации своих детей. Преобладало мнение, что в чужой семье ребенок будет более дисциплинирован и научится большему, чем дома.
В 14 веке, флорентийский купец советовал: если у вас есть нерадивый сын, лучше всего отправить его к купцу, который может взять его с собой в дальние страны, или же отдать на воспитание к близкому другу, ибо, пока сын остается дома, он не найдет себе применения.
Аристократы отдавали своих детей на воспитание к более состоятельным родственникам, в то время как горожане отправляли своих семилетних детей на обучение к ремесленникам. Ситуация была особенно тяжелой для детей из бедных семей.
В одном из сохранившихся писем мальчик пишет о том, как все радости его детства, которые он испытывал, находясь под опекой матери и отца, сменились страданиями и болью после того, как его отправили в другую семью. Эти обычаи подчеркивают различие в отношении к детству и родительской ответственности между Средневековьем и современным обществом.
В крайнем случае можно и продать
В Средние века семьи, столкнувшиеся с крайней нуждой и голодом, иногда прибегали к крайним мерам для выживания, включая продажу собственных детей. С точки зрения современного общества, такой поступок кажется чрезвычайно жестоким и неприемлемым, но в те времена он рассматривался как один из отчаянных способов справиться с голодом, особенно в периоды массовых неурожаев и голода.
Филипп Арьес, знаменитый историк, замечает, что семейные отношения в Средние века носили совершенно иной характер по сравнению с современными представлениями. Он подчеркивает, что эмоциональная функция семьи тогда была не столь выражена. Хотя любовь и присутствовала в семейных отношениях, она чаще всего возникала после брака и укреплялась общей жизнью.
Однако наличие чувств между супругами или между родителями и детьми не считалось необходимым условием для существования или гармонии в семье. Если такие чувства и возникали, они рассматривались как дополнительный бонус, но в то же время были скорее исключением, чем правилом.
Таким образом, в контексте тех времен, продажа ребенка в ситуации крайней нужды не воспринималась как акт бездушности или жестокости, а скорее как крайняя мера выживания в условиях тяжелой жизни. Это отражает глубокие культурные и социальные различия между Средневековьем и современной эпохой в восприятии семейных ценностей и обязанностей.
Проще не привязываться
В Средние века высокая детская смертность оказывала глубокое влияние на отношение родителей к своим детям. В первые месяцы жизни умирало от четверти до трети всех новорожденных, и до достижения девятилетнего возраста не доживало примерно 40% детей.
Исследователи полагают, что именно из-за такой высокой смертности родители тех времен проявляли кажущуюся черствость по отношению к своим маленьким детям. Столкнувшись с регулярными потерями, многие из них старались не привязываться к детям слишком сильно, опасаясь горечи утраты.
Это психологическое отношение к детям нашло отражение в словах известного французского философа Мишеля де Монтеня, который говорил о потере нескольких своих детей в младенчестве: он признавал свою грусть по поводу их смерти, но не допускал, чтобы это сильно влияло на него.
Филипп Арьес, комментируя это, отмечал, что хотя некоторые родители и переживали утрату, общепринятым было не придавать смерти ребенка слишком большого значения, поскольку вскоре после потери одного ребенка часто рождался другой. В этом контексте дети часто оставались безымянными и анонимными в семейной истории, что отражало защитный механизм родителей в условиях высокой детской смертности.
Таким образом, в Средние века смертность среди детей и младенцев сформировала уникальное отношение взрослых к детям, где сдержанность чувств и эмоциональное отстранение были общепринятыми и даже необходимыми для выживания в сложных условиях той эпохи.
Уже радуетесь, что родились в современном мире с развитой медициной?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Дешевле воды: 7 стран с самым дешевым бензином в мире
✅Почему в США самый худший общественный транспорт в мире
✅Тайная ложа... и великая лажа: реально существующие секретные общества и пустышки
✅Отдыхаем хорошо! Самые злачные места Москвы 1990-х
✅ Правда ли, что средневековая Европа повально боялась мыться?