Найти тему
Путешествия, туризм, наука

Правда ли, что средневековая Европа повально боялась мыться?

Оглавление

Из школьных уроков истории нам известно, что городская жизнь в Средние века в Европе была далека от современных санитарных стандартов: мол, улицы были загажены отходами, крысы бродили в открытых стоках, а вонь была настолько сильной, что сбивала с ног. Горожане тех времен часто выглядели грязными и неприглядными.

Распространенным было мнение, что люди в средневековье купались всего пару раз: при рождении и перед смертью. Однако мало кто знает, почему сформировалось такое отношение к водным процедурам.

И пусть распространенное мнение о вселенской грязи сильно преувеличено, остается фактом: современный человек гораздо чистоплотнее средневекового. В этой статье мы поговорим о причинах, по которым средневековые жители боялись мыться, и как в конечном итоге эта ситуация изменилась.

Разница в религии и обычаях

В эпоху античности был распространен культ тела и личной гигиены. Древние греки и римляне уделяли большое внимание очищению тела, регулярно принимая ванны, в городах существовали сети акведуков и водопроводов, общественные бани и даже архаичные версии туалетной бумаги. В Древнем Риме даже самые бедные граждане имели право на бесплатное посещение бань, чем охотно пользовались

Однако с распространением христианства в Европе подход к личной гигиене начал меняться. В начальный период христианства бани все еще работали, но вскоре вера привела к изменению взглядов на телесную чистоту. Христиане были обеспокоены посещением бань вместе с представителями других вероисповеданий, в частности с иудеями.

Проблема усугубилась большой численностью еврейской диаспоры в Европе, которые сохраняли свои традиции и обычаи. В банях, где люди были почти обнажены, было сложно определить принадлежность к определенной религии, что приводило к конфликтам и непониманию среди христиан, которые считали себя оскверненными после совместного купания с представителями другой веры. В результате церковные власти ввели запрет на общественные бани, а доступ к частным баням был ограничен и дорог.

Ситуация ухудшилась с наступлением так называемого Великого похолодания в VI веке — дрова стали дефицитным и дорогим топливом. Расходовать древесину на бани стало непрактично, и они постепенно исчезли из жизни европейцев, что привело к долгим тёмным (и грязным!) векам.

К XI столетию холодный период закончился, климат в Европе стабилизировался. Несмотря на это, многие европейцы по-прежнему относились к идее регулярного мытья с недоверием и подозрением.

Интерес к личной гигиене возродился в эпоху Возрождения, особенно после падения Византийской империи: потоки беженцев из Азии, прибывшие в Италию и Францию, принесли с собой элементы византийской культуры, включая привычку к баням и чистоте.

Этот возрожденный интерес к термам пробудил в Европе новое стремление к чистоте, но эта тенденция оказалась недолговечной — вспышки чумы в XVI веке снова изменили отношение к общественным баням. Как писал Эразм Роттердамский, известный голландский гуманист того времени, в 1526 году: «Всего четверть века назад общественные бани пользовались большой популярностью, но теперь их почти невозможно найти. Чума научила нас обходиться без них…».

«Черная смерть» и церковь

Новое похолодание снова вызвало рост цен на дрова, что сделало купание роскошью, недоступной для большинства. Вместе с отказом от регулярного мытья возросла частота вспышек различных заболеваний, среди которых главную роль играла чума. В XIV веке эта болезнь уже унесла множество жизней в Европе, придя из Китая и распространяясь, в частности, через блох.

В общественных банях создавались идеальные условия для передачи инфекции: насекомые переносились с инфицированных людей на здоровых через одежду и кожу. Жители начали замечать корреляцию между посещением бань и заболеваемостью, делая вывод: мытье — причина болезни, после чего стали избегать водных процедур.

К XVI веку состоятельные горожане мылись в частных банях всего несколько раз в год, а к XVII-XVIII столетию большинство европейцев почти полностью отказались от мытья.

Этому способствовали строгие церковные каноны и взгляды на тело как на сосуд греха: в эпоху Реформации изменилось отношение к физическому, и как протестантские, так и католические священники начали запрещать любое прикосновение к телу, считая это грехом. Посещение бань, где люди находились вместе в обнаженном виде, стало немыслимым.

Подобные взгляды нашли поддержку и среди медиков того времени, которые утверждали, что ванны ослабляют организм и расширяют поры, что может привести к болезням и даже смерти. Мол, через раскрытые чистые поры в организм проникает зараза.

К началу XVI века ситуация с гигиеной в Европе достигла такого уровня, что любое проявление интереса к телесной чистоте могло вызвать подозрения со стороны инквизиции. Однако мало кто из европейцев того времени проявлял желание мыться.

Примером этому может служить Изабелла I Кастильская, испанская королева, известная своей набожностью и добродетельностью. Она оставила после себя заметку, в которой утверждала, что за всю свою жизнь принимала ванну только дважды: при рождении и в день своей свадьбы. По всей видимости, королева была помыта еще раз перед тем, как ее тело уложили в гробницу (но это не точно). Конечно, это не более чем история, легенда, но в каждой шутке….

Как «немытая Россия» научила Европу гигиене

Очередной поворот в истории европейской гигиены произошел благодаря примеру русских солдат во время наполеоновских войн. В 1813-1814 годах, когда российская армия вошла в Париж и остановилась там квартироваться, для русских воинов было немыслимо обходиться без бани. Они начали организовывать банные артели и дни, и каждую неделю военные отправлялись в парные.

Эти сцены производили на парижан, никогда не сталкивавшихся с подобными традициями, неизгладимое впечатление. Для местных жителей русская баня казалась чем-то экзотическим и даже немного страшным! В 1818 году в Берлине открылась первая общественная баня, которая на протяжении многих лет оставалась единственной в Германии.

Восприятие русской бани европейцами хорошо отражено в романе Александра Дюма «Учитель фехтования», опубликованном в 1840 году: в этом произведении автор с юмором описывает испуг иностранца, оказавшегося в одной из русских бань.

В 1889 году в Германии произошло значимое событие, символизирующее возвращение населения к принципам гигиены: в Берлине было основано «Немецкое общество народных бань», целью которого стала популяризация культуры чистоты. Лозунг общества гласил: «Баня для каждого немца — каждую неделю». К началу XX века в Германии насчитывалось уже более 200 общественных бань.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

10 ключевых дорог России: главные автомобильные артерии нашей страны

В Италии просыпается супервулкан, по сравнению с которым Везувий — просто малыш

Как путешествуют пассажиры категории SuperVIP: лучшие личные самолеты президентов, шейхов и королей

Резервации индейцев в США: как они устроены сейчас и что их ждет в будущем

«Одета как королева» - все правила дресс-кода королевской семьи.