Даже в самой успешной жизни остаётся бесчисленное множество ценных нереализованных возможностей. Есть прекрасные люди, которых мы так и не узнали, а могли бы подружиться с ними на всю жизнь. Есть занятия, которые мы так и не попробовали, а они могли бы стать нашим истинным предназначением. Есть масса красивых мест, где мы так и не побывали. Но мы не сожалеем об этих потерях. Само по себе отсутствие какой-либо ценности не погружает нас в глубины разочарования. Потому что, прежде чем начать нас расстраивать, нереализованная возможность должна стать желанной.
Например, если к вам не приехала подруга, которую вы так долго ждали, вы огорчитесь. Но если бы вы её не ждали, то о её неприезде даже бы не догадались. Согласитесь, что это две совершенно одинаковые ситуации: визит не состоялся. Но реагируете вы на них совершенно по-разному. Когда мы плотно погружены в реальную жизнь, разочарований быть не может, потому что непроизошедших ситуаций просто не существует. Конечно, они могли бы произойти. Ваша подруга могла бы вас навестить. Но она могла появиться даже тогда, когда вы её не ждали.
Как из бесконечного ряда неслучившихся событий, которые могли бы нам понравиться, мы выбираем те, из-за которых будем расстраиваться?
Произвольно. По собственной воле мы присваиваем чему-то желаемому, но нереализованному статус объекта притязаний, игнорируя при этом бесконечное число аналогичных вещей. Вы можете грустить, что вам не выплатили премию. В то же время вы не нашли на улице денег, не выиграли в лотерею, таинственный незнакомец не сделал вам щедрый перевод, а богатый родственник не оставил хорошее наследство. Все эти неслучившиеся события имеют один и тот же результат: денег у вас нет. Но только одно из них вас расстраивает.
Если вы не перестанете мыслить категориями сослагательного наклонения, то рано или поздно вас поглотят нескончаемые сожаления. Можно с математической точностью утверждать, что причины для разочарования с годами будут только расти. И к тому времени, как вы окончательно состаритесь, окажется, что вас безраздельно поглотили неотступные мысли о том, как «могло быть» и «надо было». Если бы я поступил в медицинский институт! Если бы я вышла за него замуж! Если бы не развалился Советский Союз! Если бы нам не пришлось тратить столько времени на бесплодные сожаления!
Казалось бы, что тут такого – расстраиваемся и расстраиваемся. Но, во-первых, все эти переживания болезненны, а, во-вторых, искажают нашу реальность. Мы начинаем жить не здесь и сейчас, а где-то там, где могли бы осуществиться наши несбывшиеся желания. То, что мы называем разочарованием, по сути, не более чем часть настоящего, в котором мы должны жить и действовать. Не дождаться приезда подруги – то же самое, что не ждать её вообще. Потерять деньги – то же самое, что не иметь их с самого начала. Какая разница, как мы оказались там, где оказались? Мы здесь, а это и есть реальность.
❓А вы расстраиваетесь из-за упущенных возможностей? Сожалеете, что распался Советский Союз?