Всем привет! Ловите ещё одну архивную статью об автомобиле, который наверняка стал бы причиной многочисленных аварий, стоило ему только появиться на улицах нашего города ↓
Фары выглядят так, будто их достали из старого контейнера с запчастями для грузовиков и седельных тягачей Peterbilt, колёса вписаны в кузов на манер ретро-футуризма (впрочем, они функционируют). До недавнего времени прототип не двигался ни вперёд, ни назад без посторонней помощи — и на конкурсной лужайке, и при спуске с холма. Именно поэтому в представленном ниже видеоролике не слышно шума двигателя — вместо него звучит жутковатая музыка, сопровождающаяся шумом крутящейся резины.
Речь про концепт-кар Ferrari 512S Modulo, разработанный специалистами Pininfarina/Paolo Martin. Под клиновидным инопланетным кузовом из листового металла и стеклопластика, увенчанным кабиной в стиле истребителя, скрывается шасси от настоящего гоночного автомобиля 512S, которое служило запасным для омологационной партии из 25 реальных машин, построенных Ferrari в конце 1960-х годов. Будучи единственным подобным шоу-каром того времени, на момент дебюта в рамках Женевского мотор-шоу в 1970 году среднемоторный прототип имел практически выпотрошенный и не рабочий V12 (который оставался таким ещё почти 50 лет). Однако позже его новый владелец (сказочно богатый инвестор из США Джим Гликенхаус, основавший собственную марку SCG, или Scuderia Cameron Glickenhaus) приобрёл машину напрямую у компании Ferrari и впервые выкатил её на дороги общего пользования своим ходом.
Меня не было поблизости в 1970-м, но я сомневаюсь, что тогда автомобиль выглядел менее притягательно, чем сейчас. Впечатляющее и вдохновляющее возрождение Modulo силами Гликенхауса — лишь часть его увлекательной истории, так что давайте вспомним, откуда и зачем взялся этот автомобиль.
Кажется, будто к концу «шестидесятых» итальянские производители и придворные дизайнерские мастерские договорились следовать всеобщему предписанию и дружно прекратили создавать автомобили с плавными изгибами. Прямые линии, углы, решётки, плавники, полосы и планки быстро вошли в моду благодаря множеству концептов, таких как Alfa Romeo Carabo и Iguana, а давно сотрудничавшие с Ferrari художники из ателье Pininfarina оказались в числе самых занятых пчёлок, работавших над стилем нового поколения спортивных автомобилей. Очевидно, что среднемоторная компоновка являлась оптимальным форматом для самых мощных дорожных и гоночных автомобилей того времени, а также хорошим заделом на будущее. Вот почему туринская студия наклепала целую серию эскизов и полноразмерных концептов, демонстрировавших различные вариации стиля, которые открывались благодаря установке двигателя посередине.
В 1968 году они взяли бывшее гоночное шасси (скорее всего, от модифицированного прототипа 206S) и построили на нём 250 P5 Berlinetta Speciale. Несмотря на то, что это нельзя назвать полным переосмыслением автомобиля, появившегося в линейке P# раньше, в нём явно прослеживается влияние P4. На мой взгляд, он выглядит как прекрасное незаконнорожденное дитя вышеупомянутой модели и Mach 5 из мультика Speed Racer (в нашей стране он известен не иначе как «Спиди-гонщик»), особенно в белом цвете.
Изгибы и гребешки сохранились относительно невредимыми, пусть и немного заострились, но если окинуть взглядом заднюю часть, то можно разглядеть в какую сторону художники метили на рассвете, прежде чем автомобили вроде Countach и 512BB задали тон новому десятилетию. Спустя год за P5 последовала Alfa Romeo 33 Coupe Prototipo Speciale (иногда упоминаемая как «33.2») на базе шасси Tipo 33 Stradale, которая явно была лишь развитием дизайна P5, воплощённого на новой платформе.
В то же время существовали и другие проекты Пининфарины, к примеру, довольно уродливый P6 1968 года, который, к счастью, превратился затем в гораздо более симпатичный 512BB, но если говорить о клиновидных концептах, построенных на основе теперь уже легендарных итальянских спорткаров, то выпущенный в 1969 году 512S Berlinetta Speciale от Pininfarina является, пожалуй, самым заметным проектом десятилетия (не поленитесь загуглить его забавную фотосессию с девушкой в «костюме гепарда»). Во-первых, то был первый полноценный «клин» с эмблемой Ferrari, а во-вторых, он был построен на базе спортивного автомобиля 312P — да, пусть разбитого и лишённого будущего в гонках. Если взглянуть на эволюцию модели всего через несколько лет, то направление движения становится очевидным.
Если в 1969-м году конструкторские бюро лишь слегка повозились со своими линейками и транспортирами, то в следующем уже действительно вышли на новый уровень. Именно тогда дебютировал образцовый «клин» в виде блестящей Lancia Stratos Zero от Bertone, и именно тогда Pininfarina представила не менее, если не более интригующий дизайн: Modulo. Если Lancia оснащалась сравнительно скромным 1,6-литровым V4, позаимствованным у Fulvia, то Modulo — шести с лишним литровым V12 от Ferrari 612 Can Am 1968 года. «Постой, ты ведь сказал, что он основан на платформе 512S. О каком, чёрт побери, Кан Аме ты сейчас говоришь?» Всё так и есть, просто и 612-й тоже.
Существует множество фольклорных историй о том, как концепт-кары меняли цвета кузова от выставки к выставке, чтобы у публики создавалось впечатление, будто существует несколько подобных автомобилей. Или о хитростях омологации, когда первая половина требуемой партии демонстрировалась представителям FIA сразу после завтрака, а вторая — в действительности та же самая, но с изменёнными номерами — уже после обеда. Однако здесь речь идёт о нескольких оставшихся 512S, которые Ferrari ни разу не выставила на гонки, не превратила в 512M и не смогла реализовать покупателям.
Так они переделали одно из запасных шасси (Гликенхаус говорит, что под номером 27) во что-то новое после того, как 512S и M были знатно уделаны «немецкими» Porsche 917. Не сыскав успеха, на который они рассчитывали в Европе, и осознав, что серия Can Am в США переполнена зрителями и командами, они переоборудовали несколько своих 512-х в 612-е, дабы проверить, получится ли у них добиться лучших результатов в таком формате. Однако серия оказалась недолговечной и не смогла угнаться за МакЛаренами с двигателями Шеви.
Итак, сказано — сделано! Энцо пожаловал один экземпляр шасси 612 Can Am (которое само по себе являлось «тележкой» от 512S) специалистам ателье Pininfarina, чтобы те сделали из него нечто особенное. Что-то вроде Modulo. Он всегда был слишком чуждым и непрактичным даже для серийного суперкара, но его черты были впоследствии унаследованы будущими моделями Ferrari.
Оказавшийся не у дел V12, которым оснащался автомобиль, был модифицирован по сравнению с агрегатом спецификации 512S (Can Am разрешила использовать более мощные силовые установки, поэтому 5-литровый мотор от 512S был впоследствии расточен для модификации 612), коробка передач также претерпела изменения для версии 612, но когда Ferrari передала автомобиль в Пининфарину, они вынули внутренности из обоих двигателей, сделав из механического «сердца» Modulo декоративный элемент. С тех пор, как машина оказалась в распоряжении Гликенхауса, ДВС и КПП были, наконец, оснащены правильной «начинкой».
Я бы сказал, что Гликенхаус не просто осуществил свою мечту, подарив концепту Modulo 550 «лошадок», которых тот всегда заслуживал. Снова увидеть его в миру, на городской улице, пронзающим обыденность — это настоящее волшебство!
Источник: Alex Sobran / Petrolicious
Что скажете, друзья? Близок ли вам угловатый стиль в духе вышеупомянутых моделей или вы предпочитаете более плавные и обтекаемые формы кузова?