"Релевантность в информационной науке означает степень соответствия найденного документа или набора документов информационным нуждам пользователя." (Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу).
Я сегодня искала одну информацию. И нашла. Всё релевантно моему запросу. Как вопрос составила, такой ответ и нашла...
Мы живём в удивительное время – время, когда информация не знает границ и ограничений. Мы так привыкли к её общедоступности, что реже и реже оцениваем преимущества и угрозы века информации.
Да и сам термин «век информации» уже попахивает нафталином. А когда-то, в начале 21 века, он, наряду с термином «информационное общество» звучал на всех конференциях и симпозиумах, влезая в заголовки докладов и научных статей.
Помню, на своих уроках и я эту терминологию использовала. Вот, например фрагмент одного моего урока:
"Ребята, взгляните на этот слайд. Он демонстрирует, что мы живем в качественно новое время – время, когда информация и знания удваиваются ежегодно. Так было не всегда.
Первое удвоение знаний произошло в течение 1750 лет после появления первых рукописных источников. До этого времени информация передавалась только устно, и её объём веками существенно не менялся.
Второе удвоение информации произошло уже всего за 150 лет с 1750 по 1900 гг. Как вы думаете, что произошло в 1750 году, что объём знаний увеличился со скоростью, на порядок большей предыдущей?
Конечно, это изобретение Иоганном Гутенбергом печатного станка, с которого началась эра книгоиздания. Скорость передачи знаний перестала зависеть от работоспособности переписчика. Информацию стало возможно тиражировать!
Третье удвоение знаний произошло всего за 50 лет - с 1900 по 1950 гг. Оно связано с появлением телефона и радио.
Следующее удвоение информации произошло уже за 29 лет - с 1950 по 1970 гг. Этому способствовало распространение массового телевещания.
С 1970 г. удвоение знаний происходило каждые пять лет.
С 1990 г. наблюдается ежегодное удвоение знаний.
Прогноз к 2020 году: информация и знания будут удваиваться каждые 72 дня!
Мы вступили в новую эру – информационную. Важное значение в нашем информационном обществе приобретает умение ориентироваться в потоке информации и отличать полезную информацию от бесполезной, научную от не научной, достоверную от недостоверной. И сегодня мы с вами разберём критерии этого разделения.
Этот урок я ежегодно до 2017 года проводила в 10 классах одного из ухтинских лицеев в начале своего курса «Библиографическое обеспечение научной и проектной деятельности».
Далее на уроке мы разбирали свойства информации, виды документов, определяли какие из них можно использовать в научной деятельности.
Хотите побыть моим учеником? Я не буду вас сильно мучить. Покажу ещё один крохотный фрагмент урока:
Как вы думаете, какой из трёх видов документа - опубликованный, неопубликованный или непубликуемый – используется в научном исследовании?
В этом месте ребята мне хором кричали «Опубликованный!».
Логично. Ведь опубликованный печатный документ, чтобы выйти в свет проходит через руки редакторов (в том числе и научных), корректоров, консультантов, рецензентов.
Вы тоже так думаете? Тогда я покажу вам вот такой слайд из урока:
Перед вами два текста. Какой текст вы бы взяли в научный оборот? А какой бы не взяли? А почему? Они ведь оба опубликованные!
Или вот две графические информации. Опубликованные! А какие разные!
А как вы думаете, только ли печатные издания являются опубликованными? Нет! Опубликованным является и электронный документ. Причём, априори! ГОСТ 7.82—2001 определяет все электронные ресурсы как опубликованные документы!
Представляете, страница любого сайта и даже ваша информация в соцсети - всё это тоже опубликованный документ!
Поэтому фактор публикации в нашем мире не является больше гарантией качества информации. К тому же, в научной деятельности используются и неопубликованные документы - диссертации, научные отчёты, результаты НИР, записи экспедиций и пр. Важно, чтобы по общественному назначению они являлись не массовой информацией, не личной, а специальной.
Вот такая я подкованная... Только эта теория мне сегодня не помогла.
Итак, я сегодня искала одну информацию. И нашла. Всё релевантно моему запросу. Как вопрос составила, такой ответ и нашла...
Как видите, я даже не уточняю, что искала её в интернете. Потому, что в информационном обществе альтернатив поиска вроде как и нет ).
По некоторым причинам мне сегодня очень надо было узнать почему расформирована одна элитная воинская часть. Узнала...
Часа два была в шоке от прочитанного. Мысли скакали намного дальше увиденного (опубликованного!) текста. И были неутешительными.
Всё плохо. От нас многое скрывают. Оказывается, всё не так, как мы думаем. А что мы ещё не знаем?
Статья была нескончаемо длинная. Делилась на тематические параграфы. Раскрывала все аспекты моего тематического запроса - причины и следствия произошедшего, психологические аспекты, технические, даже экологические. Освещалась в ней и международная реакция на случившееся, и реакция региональных и федеральных властей и Министерства обороны РФ.
Написано ровным чётким слогом. Много цифр, разрозненных фактов. Каждый параграф заканчивается выводом.
И всё-равно не понятно. Словно не договаривают что-то. Ну ведь и тема такая... Нельзя же вот так сразу всё выложить и конкретно по полочкам расписать, как страна лишилась легендарной воинской части.
Не дура. Понимаю.. Ловлю смысл из разрозненных слов и предложений. Что-то домысливаю. Сопоставляю. Предполагаю. Делаю выводы.
Кстати, на фейк или заказную статью недругов совсем не похоже. Никто ни в чём не убеждает, нет эмоций, нет ни намёка на пропаганду. Более того, сквозит уважительное позитивное отношение к действиям власти и к военным. Оценки сдержанные. Акценты расставлены правильно. Авторы явно на нашей стороне.
Уже в полном смятении, дрожащими руками пересылаю статью своим. Жду обсуждения. Страшно. Но в ответ узнаю новый для себя термин - "дорвеи".
"Дорвеи - вид поискового спама, веб-страница, которая специально оптимизирована под конкретный запрос или группу поисковых запросов." (Википедия).
Другими словами это набор фраз по теме вашего запроса, сгенерированных искусственным интеллектом.
Как хорошо иметь в семье детей айтишников!
И это ещё не всё! Через несколько минут нашей переписки я узнаю, что произошло досадное недоразумение, недопонимание, ошибка. Воинская часть, судьбу которой я оплакивала, оказывается, вообще не расформирована, и ничего подобного не планируется!
Зато статья на мой запрос "Причины расформирования N-й дивизии" получилась такая длинная! Текст такой серьёзный! Структурированный! Даже таблицы встречаются. Правда, много смысловых повторений - словно учебник читаешь. Но формулировки все разные. А конкретики при таком количестве слов - почти ноль. Даты публикации нет. Авторства тоже.
У робота же нет ФИО...
Зачем я об этом написала? Хочется предупредить всех о таком информационном явлении. О том, что не стоит верить всему, что видишь на экране, даже если всё красиво и правильно изложено.
Ну вы, впрочем, и так это всё понимаете. Я тоже вроде понимала...
А ещё я подумала, как же беззащитны мы в этом нашем прогрессивном информационном обществе. И как слабы! Прочитав набор сгенерированных машиной слов, я ведь столько напридумывала! Столько мысленно новой информации создала! Хорошо, не транслировала её дальше. А ведь могла!
Пожалуй, текст моего урока совсем устарел. Информация уже не удваивается - увеличивается в геометрической прогрессии. И, значит, всем нам надо быть аккуратнее со словом. Особенно сегодня.
Спасибо, что со мной.