Найти тему

8 районов Москвы, где метро нет и не будет

Оглавление

Несмотря на бурное развитие столичного метрополитена, в Москве остаются районы, где нет подземки. В том числе внутри МКАД. Выбраться отсюда - целая история. Чтобы только доехать до метро, жители подолгу стоят в пробках. Самое неприятное то, что строительство подземки сюда даже не планируется. Так что света в конце туннеля нет. Как и самого туннеля. Получается, не только жители других крупных мегаполисов России, но и немало москвичей лишь мечтают о метро у дома. Плюсом этих районов, пожалуй, можно считать относительно низкую стоимость жилья.

В Москве есть районы, для которых метро - это роскошь, о которой можно только мечтать. Фото из книги "Наше дорогое метро"
В Москве есть районы, для которых метро - это роскошь, о которой можно только мечтать. Фото из книги "Наше дорогое метро"

1. Капотня, население - 32 тыс.

Жилой район в самой знаменитой московской промзоне - около нефтеперерабатывающего завода. С видами на нефтеперегонные установки и периодически появляющимся едким серным запахом. В основном застроен хрущевками и брежневскими многоэтажками. Несколько лет назад облагородили набережную и парк. До ближайших станций метро ("Люблино", "Братиславская" или "Кузьминки") нужно ехать на автобусе 20-30 минут. Одно время был проект строительства канатной дороги через Москву-реку в район Братеево, расположенный на другом берегу. Там ближайшая станция метро "Алма-Атинская". Но планы так и остались планами, а моста через реку в районе нет.

Вид на Москву через трубы Капотни
Вид на Москву через трубы Капотни

2. Метрогородок, население - 39 тыс.

По иронии судьбы жители района, в названии которого есть слово "метро", лишены этого вида транспорта. Район возник из бараков, которые возвели для строителей столичной подземки в 1930-е годы около автобазы, обслуживавшей метрострой. Позднее территория была застроена массовыми сериями панельных домов. Главный плюс района - знаменитый национальный парк "Лосиный остров". Но до экологического благоденствия все же далеко. Во время перестройки и после район прославился на всю страну "фенольными" домами, в которых люди умирали от рака. Сейчас до метро жители Метрогородка едут на трамвае или на автобусе.

Могли ли знать строители первой линии метро, что к их домам подземка никогда не пройдет? Станция "Охотный ряд", открытая в 1935 году. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Могли ли знать строители первой линии метро, что к их домам подземка никогда не пройдет? Станция "Охотный ряд", открытая в 1935 году. Фото из книги "Наше дорогое метро"

3. Восточный, население - 13 тыс.

Замкадный поселок при Восточной водопроводной станции стал относиться к Моссовету еще тогда, когда и МКАДа-то не было - с 1939 года. Щелковское шоссе, основная трасса, связывающая его с "большой землей" хорошо стоит. Так что тут прежде, чем поехать в центр города, сто раз подумаешь: а тебе оно надо?

4. Куркино, население - 32 тыс.

Замкадный район непосредственно примыкает к подмосковным Химкам. Славится экспериментальной застройкой, ухоженностью улиц и высокими ценами на жилье. В этом плане он в нашем рейтинге исключение. Многие жители гордятся европейским видом дворов и общественных пространств, а в беседах часто говорят, что "метро им не нужно". Мол, от него толпы и суета. Возможно, в глубине души они бы не отказались, если бы в этом чудесном месте все же построили станцию. Но таких планов нет.

Ухоженное Куркино. До ближайшей станции метро отсюда минимум полчаса езды
Ухоженное Куркино. До ближайшей станции метро отсюда минимум полчаса езды

5. Ивановское, население - 125 тыс.

Еще один район, окруженный зеленью, - Ивановское. Его жители могут наслаждаться прогулками по Измайловскому и Терлецкому паркам. А вот до метро - не дойдешь. Приходится ехать. Учитывая плотную застройку и то, что по числу жителей один этот район больше, чем такие города как Назрань, Чехов, Серпухов или Первоуральск, приятного мало. К тому же (а точнее - в том числе поэтому) ближайшая станция подземки "Новогиреево" - одна из самых загруженных в Москве.

6. Южное Медведково, население - 87 тыс.

Не самый отдаленный от центра район обделен не только метро, но и железной дорогой. Здесь много достопримечательностей: храмы, прогулочные зоны и парки, но нет самой главной - станции метро в пешей доступности. Жители вынуждены ездить до ближайших станций серой или оранжевой ветки: "Отрадное", "Свиблово", "Бабушкинская". Новых линий и станций в этих местах не планируется даже в отдаленной перспективе.

Южное Медведково. Яндекс. карты
Южное Медведково. Яндекс. карты

7. Ярославский - население 100 тыс.

И снова рок преследовал метростроителей: Ярославский район возник как рабочий поселок строителей подземки при возведении Рижского радиуса метро в 1950-е годы. Однако в сам район метро так и не проложили. И не собираются. Расстояние от Холомогорской улицы (на границе района) до метро "ВДНХ" более 8 км. В том числе поэтому эта станция метро - такая загруженная: жители Ярославского добираются до нее на трамваях, автобусах и маршрутках, следующих из области. Отчасти альтернативой служат платформы Ярославского направления МЖД - Лосиноостровская и Лось. Но электрички из Мытищ в часы пик обычно приходят забитыми под завязку. Может быть, когда их превратят в МЦД (пятая линия), станет полегче.

Станция метро "ВДНХ". Пока сюда доедут жители районов Ярославский и Лосиноостровский, они уже успевают устать. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция метро "ВДНХ". Пока сюда доедут жители районов Ярославский и Лосиноостровский, они уже успевают устать. Фото из книги "Наше дорогое метро"

8. Лосиноостровский, население - 82 тыс.

Стоять в пробках на Ярославском шоссе вынуждены и жители соседнего с Ярославским района Лосиноостровский. Или как его, ласково называют "Лосинки". И проблемы те же и альтернативы в виде железнодорожных платформ у районов общие. Только по краям Лосиноостровского у жителей некоторых домов есть пешеходная доступность станций метро "Бабушкинская" и "Медведково".

Связь с внешним миром через платформу Лосиноостровская. Фото: Яндекс.карты
Связь с внешним миром через платформу Лосиноостровская. Фото: Яндекс.карты

Метро - показатель благосостояния города, по тому в каком оно состоянии и как развивается можно судить о положении дел в мегаполисе. И не только.

Как метро переживало периоды гиперинфляции? Когда стоимость проезда за год увеличилась в 40 раз? Где сейчас используются металлические жетоны из Московского метрополитена? В оформлении каких станций участвовала рок-звезда? Тайны подземок бывшего СССР и других стран в моей книге "Наше дорогое метро", посвященной самому дорогому (с точки зрения строительства) метрополитену в Советском Союзе. Кстати, не московскому и не ленинградскому (хотя про них в книге тоже много). Какому? Подробности на страницах издания!

Книга доступна вот здесь.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Новые материалы также в моем телеграм-канале «Коллекция впечатлений»: https://t.me/Zhestkov_Travel

Как роскошь превратилась в фантом: станция-призрак в метро Екатеринбурга
Коллекция впечатлений
16 июня 2023