Несмотря на бурное развитие столичного метрополитена, в Москве остаются районы, где нет подземки. В том числе внутри МКАД. Выбраться отсюда - целая история. Чтобы только доехать до метро, жители подолгу стоят в пробках. Самое неприятное то, что строительство подземки сюда даже не планируется. Так что света в конце туннеля нет. Как и самого туннеля. Получается, не только жители других крупных мегаполисов России, но и немало москвичей лишь мечтают о метро у дома. Плюсом этих районов, пожалуй, можно считать относительно низкую стоимость жилья.
1. Капотня, население - 32 тыс.
Жилой район в самой знаменитой московской промзоне - около нефтеперерабатывающего завода. С видами на нефтеперегонные установки и периодически появляющимся едким серным запахом. В основном застроен хрущевками и брежневскими многоэтажками. Несколько лет назад облагородили набережную и парк. До ближайших станций метро ("Люблино", "Братиславская" или "Кузьминки") нужно ехать на автобусе 20-30 минут. Одно время был проект строительства канатной дороги через Москву-реку в район Братеево, расположенный на другом берегу. Там ближайшая станция метро "Алма-Атинская". Но планы так и остались планами, а моста через реку в районе нет.
2. Метрогородок, население - 39 тыс.
По иронии судьбы жители района, в названии которого есть слово "метро", лишены этого вида транспорта. Район возник из бараков, которые возвели для строителей столичной подземки в 1930-е годы около автобазы, обслуживавшей метрострой. Позднее территория была застроена массовыми сериями панельных домов. Главный плюс района - знаменитый национальный парк "Лосиный остров". Но до экологического благоденствия все же далеко. Во время перестройки и после район прославился на всю страну "фенольными" домами, в которых люди умирали от рака. Сейчас до метро жители Метрогородка едут на трамвае или на автобусе.
3. Восточный, население - 13 тыс.
Замкадный поселок при Восточной водопроводной станции стал относиться к Моссовету еще тогда, когда и МКАДа-то не было - с 1939 года. Щелковское шоссе, основная трасса, связывающая его с "большой землей" хорошо стоит. Так что тут прежде, чем поехать в центр города, сто раз подумаешь: а тебе оно надо?
4. Куркино, население - 32 тыс.
Замкадный район непосредственно примыкает к подмосковным Химкам. Славится экспериментальной застройкой, ухоженностью улиц и высокими ценами на жилье. В этом плане он в нашем рейтинге исключение. Многие жители гордятся европейским видом дворов и общественных пространств, а в беседах часто говорят, что "метро им не нужно". Мол, от него толпы и суета. Возможно, в глубине души они бы не отказались, если бы в этом чудесном месте все же построили станцию. Но таких планов нет.
5. Ивановское, население - 125 тыс.
Еще один район, окруженный зеленью, - Ивановское. Его жители могут наслаждаться прогулками по Измайловскому и Терлецкому паркам. А вот до метро - не дойдешь. Приходится ехать. Учитывая плотную застройку и то, что по числу жителей один этот район больше, чем такие города как Назрань, Чехов, Серпухов или Первоуральск, приятного мало. К тому же (а точнее - в том числе поэтому) ближайшая станция подземки "Новогиреево" - одна из самых загруженных в Москве.
6. Южное Медведково, население - 87 тыс.
Не самый отдаленный от центра район обделен не только метро, но и железной дорогой. Здесь много достопримечательностей: храмы, прогулочные зоны и парки, но нет самой главной - станции метро в пешей доступности. Жители вынуждены ездить до ближайших станций серой или оранжевой ветки: "Отрадное", "Свиблово", "Бабушкинская". Новых линий и станций в этих местах не планируется даже в отдаленной перспективе.
7. Ярославский - население 100 тыс.
И снова рок преследовал метростроителей: Ярославский район возник как рабочий поселок строителей подземки при возведении Рижского радиуса метро в 1950-е годы. Однако в сам район метро так и не проложили. И не собираются. Расстояние от Холомогорской улицы (на границе района) до метро "ВДНХ" более 8 км. В том числе поэтому эта станция метро - такая загруженная: жители Ярославского добираются до нее на трамваях, автобусах и маршрутках, следующих из области. Отчасти альтернативой служат платформы Ярославского направления МЖД - Лосиноостровская и Лось. Но электрички из Мытищ в часы пик обычно приходят забитыми под завязку. Может быть, когда их превратят в МЦД (пятая линия), станет полегче.
8. Лосиноостровский, население - 82 тыс.
Стоять в пробках на Ярославском шоссе вынуждены и жители соседнего с Ярославским района Лосиноостровский. Или как его, ласково называют "Лосинки". И проблемы те же и альтернативы в виде железнодорожных платформ у районов общие. Только по краям Лосиноостровского у жителей некоторых домов есть пешеходная доступность станций метро "Бабушкинская" и "Медведково".
Метро - показатель благосостояния города, по тому в каком оно состоянии и как развивается можно судить о положении дел в мегаполисе. И не только.
Как метро переживало периоды гиперинфляции? Когда стоимость проезда за год увеличилась в 40 раз? Где сейчас используются металлические жетоны из Московского метрополитена? В оформлении каких станций участвовала рок-звезда? Тайны подземок бывшего СССР и других стран в моей книге "Наше дорогое метро", посвященной самому дорогому (с точки зрения строительства) метрополитену в Советском Союзе. Кстати, не московскому и не ленинградскому (хотя про них в книге тоже много). Какому? Подробности на страницах издания!
Книга доступна вот здесь.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Новые материалы также в моем телеграм-канале «Коллекция впечатлений»: https://t.me/Zhestkov_Travel