Найти тему
Исторические мелочи

О «портрете неизвестного» из Исторического музея

В Государственном историческом музее хранится вот такая литография, подписанная как «портрет неизвестного» середины XIX в.

Идентификация личности изображенного в данном случае особой трудности не представляет, по-видимому. в самом музее этот вопрос давно разрешен, лишь в музейную документацию из-за известных бюрократических сложностей не внесены соответствующие изменения.

Яндекс, кстати, определяет портретируемого как адмирала П.С. Нахимова, конечно же, ориентируясь на знаменитый портрет последнего тоже в профиль, тоже в фуражке. Нет, разумеется, это не Нахимов.

Итак, что мы видим на портрете? Персонаж с усами и бакенбардами облачен в темно-зеленый (фактически черный) офицерский сюртук с воротником основного цвета, имеющим желтую выпушку. На плечах серебряные генеральские эполеты, с плеча свисает серебряный аксельбант. И околыш, и тулья фуражки одного, темно-зеленого (фактически черного) цвета, околыш по верху и низу также украшен желтыми выпушками.

При атрибуции персонажа на портрете можно двигаться «от предметно-бытовых деталей», то есть прежде всего определить принадлежность мундира, перечень наград (если таковые изображены), установить круг лиц, которые могли носить соответствующий мундир и имели соответствующие награды, а затем методом исключения идентифицировать конкретную личность. Но вполне можно пойти и другим путем, если имеется интуитивная догадка о том, кем может быть изображенный на портрете, то есть изначально предположительно узнав портретируемого в лицо, можно затем подтвердить (или опровергнуть) свою версию идентификацией мундира, наград и подтверждением, что таковые портретируемому полагались, им носились и т.д.

В данном случае я пошел по второму пути, поскольку с самого начала, наверно, как и большинство читателей заподозрил, что на портрете изображен не кто иной, как Великий князь Михаил Павлович.

В самом деле, достаточно взглянуть на достоверные портреты Великого князи (среди которых известны и запечатлевшие его в том же ракурсе), чтобы подтвердить значительное сходство с персонажем портрета из ГИМа.

Неизвестный художник «Портрет Великого князя Михаила Павловича»
Неизвестный художник «Портрет Великого князя Михаила Павловича»
Неизвестный художник «Портрет Великого князя Михаила Павловича»
Неизвестный художник «Портрет Великого князя Михаила Павловича»
А.И. Ладюрнер «Великий князь Михаил Павлович»
А.И. Ладюрнер «Великий князь Михаил Павлович»
И.Н. Крамской «Великий князь Михаил Павлович»
И.Н. Крамской «Великий князь Михаил Павлович»

Усы той же формы, похожие бакенбарды, легкая сутулость…

Теперь необходимо идентифицировать мундир персонажа ГИМовского портрета и понять, мог ли его носить Михаил Павлович.

Портретируемый изображен в сюртуке Лейб-гвардии Волынского полка. Михаил Павлович был назначен его шефом после смерти старшего брата Константина Павловича, в июле 1831 г. и оставался им до своей смерти. Поскольку полк был сформирован как часть легкой пехоты, он имел воротники и околыши фуражек основного, мундирного цвета. Подобно другим полкам 3-ей гвардейской пехотной дивизии, полк имел желтый приборный цвет и белый (серебряный) приборный металл. Все это сходится с деталями униформы персонажа портрета из Исторического музея.

Ниже на картинке представлены чины Лейб-гвардии Волынского полка в различных видах униформы в 1817-55 гг. К сожалению, среди них нет офицера в сюртуке

-6

Присутствующий же на портрете аксельбант является свитским отличием. Звание генерал-адъютанта Михаил Павлович получил от своего царственного брата также в 1831 г. Поскольку Великий князь носит аксельбант при полковой форме, это отличие у него серебряное, в соответствии с приборным металлом полка.

Ну а наличие у Михаила Павловича усов при форме пехотной части позволяет датировать портрета не ранее 1832 г., когда усы было разрешено носить пехотным генералам и офицерам.

Итак, я уверен, что на «портрете неизвестного» из Государственного исторического музея изображен Великий князь Михаил Павлович в сюртуке Лейб-гвардии Волынского полка. Портрет создан не ранее 1832 г.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.