В Государственном историческом музее хранится вот такая литография, подписанная как «портрет неизвестного» середины XIX в.
Идентификация личности изображенного в данном случае особой трудности не представляет, по-видимому. в самом музее этот вопрос давно разрешен, лишь в музейную документацию из-за известных бюрократических сложностей не внесены соответствующие изменения.
Яндекс, кстати, определяет портретируемого как адмирала П.С. Нахимова, конечно же, ориентируясь на знаменитый портрет последнего тоже в профиль, тоже в фуражке. Нет, разумеется, это не Нахимов.
Итак, что мы видим на портрете? Персонаж с усами и бакенбардами облачен в темно-зеленый (фактически черный) офицерский сюртук с воротником основного цвета, имеющим желтую выпушку. На плечах серебряные генеральские эполеты, с плеча свисает серебряный аксельбант. И околыш, и тулья фуражки одного, темно-зеленого (фактически черного) цвета, околыш по верху и низу также украшен желтыми выпушками.
При атрибуции персонажа на портрете можно двигаться «от предметно-бытовых деталей», то есть прежде всего определить принадлежность мундира, перечень наград (если таковые изображены), установить круг лиц, которые могли носить соответствующий мундир и имели соответствующие награды, а затем методом исключения идентифицировать конкретную личность. Но вполне можно пойти и другим путем, если имеется интуитивная догадка о том, кем может быть изображенный на портрете, то есть изначально предположительно узнав портретируемого в лицо, можно затем подтвердить (или опровергнуть) свою версию идентификацией мундира, наград и подтверждением, что таковые портретируемому полагались, им носились и т.д.
В данном случае я пошел по второму пути, поскольку с самого начала, наверно, как и большинство читателей заподозрил, что на портрете изображен не кто иной, как Великий князь Михаил Павлович.
В самом деле, достаточно взглянуть на достоверные портреты Великого князи (среди которых известны и запечатлевшие его в том же ракурсе), чтобы подтвердить значительное сходство с персонажем портрета из ГИМа.
Усы той же формы, похожие бакенбарды, легкая сутулость…
Теперь необходимо идентифицировать мундир персонажа ГИМовского портрета и понять, мог ли его носить Михаил Павлович.
Портретируемый изображен в сюртуке Лейб-гвардии Волынского полка. Михаил Павлович был назначен его шефом после смерти старшего брата Константина Павловича, в июле 1831 г. и оставался им до своей смерти. Поскольку полк был сформирован как часть легкой пехоты, он имел воротники и околыши фуражек основного, мундирного цвета. Подобно другим полкам 3-ей гвардейской пехотной дивизии, полк имел желтый приборный цвет и белый (серебряный) приборный металл. Все это сходится с деталями униформы персонажа портрета из Исторического музея.
Ниже на картинке представлены чины Лейб-гвардии Волынского полка в различных видах униформы в 1817-55 гг. К сожалению, среди них нет офицера в сюртуке
Присутствующий же на портрете аксельбант является свитским отличием. Звание генерал-адъютанта Михаил Павлович получил от своего царственного брата также в 1831 г. Поскольку Великий князь носит аксельбант при полковой форме, это отличие у него серебряное, в соответствии с приборным металлом полка.
Ну а наличие у Михаила Павловича усов при форме пехотной части позволяет датировать портрета не ранее 1832 г., когда усы было разрешено носить пехотным генералам и офицерам.
Итак, я уверен, что на «портрете неизвестного» из Государственного исторического музея изображен Великий князь Михаил Павлович в сюртуке Лейб-гвардии Волынского полка. Портрет создан не ранее 1832 г.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.