Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Фильм про Павлика Морозова времён перестройки

Картины, созданные сценаристом Александром Миндадзе и режиссёром Вадимом Абдрашитовым, не назвать простыми. В них всегда есть не только второй, но и десятый смысл, разгадать который не получается сразу. В середине восьмидесятых, когда уже по стране покатилась перестроечная волна, этот дуэт придумал фильм замысловатый, героем которого стал подросток. 15-летний парнишка, который и стал главным человеком в драме «Плюмбум, или Опасная игра» (1986), мог бы оказаться соседом каждого будущего зрителя, правда, и этот юный персонаж оказался не так прост, как выглядел поначалу. Сам Вадим Абдрашитов отмечал, что этот сценарий его давнего коллеги — самый сложный и непредсказуемый, поскольку речь в нём шла о молодёжи, новом поколении советских людей, которым предстояло менять мир и самим жить в новых условиях. Кстати, на роль того самого Плюмбума, он же старшеклассник Руслан, претендовало более шести тысяч мальчишек. Режиссёр искал героя долго и мучительно и даже Антона Андросова, обычного москов

Картины, созданные сценаристом Александром Миндадзе и режиссёром Вадимом Абдрашитовым, не назвать простыми. В них всегда есть не только второй, но и десятый смысл, разгадать который не получается сразу. В середине восьмидесятых, когда уже по стране покатилась перестроечная волна, этот дуэт придумал фильм замысловатый, героем которого стал подросток. 15-летний парнишка, который и стал главным человеком в драме «Плюмбум, или Опасная игра» (1986), мог бы оказаться соседом каждого будущего зрителя, правда, и этот юный персонаж оказался не так прост, как выглядел поначалу.

Кадр из фильма «Плюмбум, или Опасная игра»
Кадр из фильма «Плюмбум, или Опасная игра»

Сам Вадим Абдрашитов отмечал, что этот сценарий его давнего коллеги — самый сложный и непредсказуемый, поскольку речь в нём шла о молодёжи, новом поколении советских людей, которым предстояло менять мир и самим жить в новых условиях. Кстати,

на роль того самого Плюмбума, он же старшеклассник Руслан, претендовало более шести тысяч мальчишек.

Режиссёр искал героя долго и мучительно и даже Антона Андросова, обычного московского девятиклассника, утвердили не с первого раза. Он попал на пробы в середине просмотра, его кандидатуру взяли на заметку и лишь спустя несколько месяцев утвердили.

Фото со съёмок. Антон Андросов
Фото со съёмок. Антон Андросов

Антон уже бывал на пробах, но попасть на экран ему прежде так и не удалось, так что «Плюмбум, или Опасная игра» стал его дебютом. Режиссёр заметил в нём внутреннюю силу, которая помогла парню сыграть персонажа неоднозначного, многогранного, которого нельзя охарактеризовать одним словом. Подобные роли были в жизни Андросова и позже, но именно его сотрудничество с Абдрашитовым стало его визитной карточкой.

Молодой дебютант не потерялся на фоне более опытных и известных коллег: Александра Пашутина, Владимира Стеклова, Александра Феклистова, Елены Яковлевой (для неё это было всего третье появление в кино).

Фото со съёмок. Александр  Пашутин
Фото со съёмок. Александр Пашутин

Во многом дружелюбная атмосфера поддержки на площадке царствовала благодаря усилиям Вадима Абдрашитова, который всегда уважительно относился к актёрам.

Фото со съёмок. Антон Андросов, сценарист Александр Миндадзе, оператор Георгий Рерберг, Александр Зайцев
Фото со съёмок. Антон Андросов, сценарист Александр Миндадзе, оператор Георгий Рерберг, Александр Зайцев

Большую часть ленты сняли в Минске, и местами белорусская столица даже изображала Москву, хотя и в самой Москве киношникам удалось поработать. И тут стоит отметить, что вся та неоднозначная мрачность жизни, которая потом заполонит отечественные ленты, уже проявилась вовсю, ведь

герой с одной стороны борется за общественное благополучие, а с другой — губит конкретных людей.

И получается, что цена счастья всего общества — складывается из трагедий отдельных его членов, включая и подругу Плюмбума.

Фото со съёмок. Антон Андросов и Елена Дмитриева
Фото со съёмок. Антон Андросов и Елена Дмитриева

Любопытно, что драматический фильм

Миндадзе и Абдрашитов характеризовали как «детективный фарс» и пытались наполнить его гротеском, некой даже игрой,

и поэтому в кадре так часты смены ракурсов. Такой подход к съёмке, по задумкам авторов, должен был завлекать зрителя в мир внутрь созданного ими и слегка преувеличенного мира.

После выхода «Плюмбум, или Опасная игра» вызвал бурные дискуссии и, конечно, публика и критика резко разошлись в мнениях о герое, который ради сомнительных идеалов не пожалел и отца. А что вы думаете о подростке, который воюет за всеобщее счастье, презрев компромиссы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-6