Режиссёр Павел Любимов заслужил репутацию «женского». Его всегда интересовал внутренний мир женщин и их проблемы, и это неудивительно: Павел вырос в окружении женщин.
Первая же самостоятельная режиссёрская работа Любимова стала всенародным хитом, и это был фильм с названием, конечно же, «Женщины» (1965).
Снял его режиссёр по повести писательницы Ирины Велембовской, и спустя пять лет он снова обратился к её прозе. На этот раз основой для сценария послужила повесть «Дела семейные». Автором сценария стала сама Велембовская, а в прокат картина вышла как «Впереди день» (1970).
Первыми в новую картину попали Надежда Федосова и Виталий Соломин, с которыми Павел Любимов познакомился на съёмках «Женщин». Две другие главные роли сыграли Майя Булгакова, уже очень популярная актриса, и Леонид Неведомский, который тогда только начинал сниматься в кино. Кстати,
Виталий Соломин и Леонид Неведомский сыграли братьев-двойняшек, хотя в реальности Леонид был старше Виталия на пару лет.
В драме «Впереди день» Павел Любимов остался верен себе: снова на первом плане были женщины. И, как и в «Женщинах», режиссёр показал, куда может привести безоглядная материнская любовь, когда ради сына мать идёт на жертвы, которые никто не ценит. Правда,
ни режиссёру, ни исполнительнице той самой ослеплённой любовью матери Майе Булгаковой не были свойственны прямолинейность и однобокость,
поэтому и героиня вышла многогранной, умной, но немного несмелой. Майе Булгаковой вообще удавались роли женщин глубоких, думающих, понимающих, и этот образ очень ей шёл.
Вообще стоит сказать, что даже мужские образы у Любимова получились любопытными,
хотя, возможно, изначально они таковыми и не были. Выросший в колхозе брат (Леонид Неведомский) вовсе не работяга, чей мир ограничен только будничными заботами, он он искренне ценит чувства и не способен предать. А избалованный городской парнишка (Виталий Соломин) отнюдь не такой безответственный, как кажется, а вполне трезво смотрящий на жизнь человек, не лишённый самоиронии.
Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием ещё одну женщину в этой истории - порочную соблазнительницу, которая умудрилась встать между двумя братьями (не считаю прочих романов). Сыграла её Татьяна Иваненко, редкий гость на киноэкране. Татьяна всю жизнь прослужила в Театре на Таганке, так что восхититься её красотой могли только театралы.
В картине «Впереди день» многие сравнивали её с французской красоткой Брижит Бардо (со скидкой на то, что Брижит была блондинкой, а Татьяна - брюнеткой).
Роковая героиня, повелевающая мужчинами, в которой одновременно уживаются пустота, бездушность и какая-то пошлость, удалась Татьяне на все сто. А ещё отметьте в ленте новичка Ивана Бортника, молодым его тоже видели, пожалуй, только поклонники театра, и Юрия Смирнова, которого спустя несколько лет прославит эпопея «Вечный зов».
В одной из критических статей я нашла такую характеристику фильмов Павла Любимова:
«Тысячу раз виданное и слышанное обретает в его картинах неожиданную новизну».
И это правда. У каждого, наверное, есть знакомая, с которой случилась истории, похожая на ту, что рассказал Любимов, будь то «Женщины», «Впереди день» или «Школьный вальс» (1978), но режиссёр не только показывал внешнюю сторону событий, но и пытался разобраться что же происходит внутри героинь и что толкает их на поступки.
А как вам кажется, «Впереди день» можно рассматривать как своего рода продолжение «Женщин»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296