Фильм «Красиво жить не запретишь» (1982) уже названием намекает, что зрителям покажут искромётное зрелище, наполненное забавными приключениями. Между тем,
в ленте шуток нет совсем, и решительно непонятно, кто отнёс её к комедийному жанру. Скорей, это производственная драма с элементами мелодрамы,
и ни одной шутки я не обнаружила. В центре сюжета — вполне серьёзный конфликт между молодым модельером с современными взглядами на моду и очень консервативной директоршей текстильной фабрики.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Драматург Валентин Черных в сценарии «Храбрый портной» тоже изобразил конфликт, но более психологичный, в который вовлечены две масштабные личности: директор Людмила Сергеевна Лыхина, отличный управленец с большим опытом, умеющая просчитывать всё до мелочей, и дерзкий в фантазиях, стильный, раскованный, порой экстравагантный художник-модельер Сергей Бодров, настоящий эстет с тонким чутьём.
Их пытается примирить парторг Виктория Федяева, считающая, что
при соединении опыта Лыхиной и авангардизма Бодрова и будут рождаться уникальные модели одежды, на которые будет спрос.
Однако директор и модельер общий язык найти не могут, парню приходится даже ехать в столицу из их небольшого городка и там решать вопрос на уровне министерств. Вторая сюжетная линия — это романтическая связь Сергея с Мариной, одной из работниц фабрики. Марина — девушка с неоднозначной репутацией, мало того, она была не совсем честна с Сергеем, чего он долго не может ей простить. Однако в итоге у него всё более-менее складывается: на фабрике принимают в разработку новые модели, и с Мариной отношения налаживаются.
Перенёс сценарий на экран режиссёр Антон Васильев, дебютировав с этой работой в полнометражном кино.
Надо сразу сказать, что дебют прошёл неважно, вторую игровую картину режиссёра тоже приняли без восторгов, и позже Антон Васильев переключился на кино документальное и публицистику.
В процессе съёмок название «Храбрый портной» превратилось в «Красиво жить не запретишь» — эту фразу произносит в одном из эпизодов Сергей Бодров.
Главную роль отдали Виктору Фокину, актёру довольно опытному, но больше известному по театральным работам. Несмотря на то, что в фильмографии у Виктора уже было полтора десятка работ, главные роли ему доводилось играть нечасто.
А вот его коллеги по площадке были куда более знамениты: директора Лыхину сыграла Лидия Смирнова, а парторга Федяеву — Лидия Федосеева-Шукшина.
В роли Марина появилась Татьяна Ромашина. Тут стоит отметить, что
экранная Марина разительно отличалась от сценарной: в фильме это обычная девушка и ничто не намекает ни на её непростой характер, ни на сомнительное прошлое. Героиня в общем-то совершенно безликая и мало что изменилось бы, не будь её вовсе.
Пару слов об исполнительнице. Татьяна Ромашина — дочь актёра Анатолия Ромашина. К моменту съёмок она только-только окончила Школу-студию МХАТ, и фильм «Красиво жить не запретишь», как и для режиссёра, стал её дебютом в большом кино. Однако вскоре Татьяна передумала быть актрисой и перешла на телевидение, став телеведущей. И здесь Татьяна оказалась на своём месте: карьера продвигалась успешно, зрителям девушка очень нравилась. Но потом она с телеэкранов исчезла, и причиной тому стали семейные заботы и переезд в другую страну.
В других ролях в картине появились Ирина Скобцева в роли педагога Бодрова, с которой он встретился на выставке в Москве, и Елена Валаева, Алевтина Румянцева и Маргарита Жарова, Юрий Саранцев, Борис Новиков и Георгий Бурков в роли отца и дяди Сергея.
Георгий Бурков здесь выступил эдаким рассказчиком, который периодически вклинивается в повествование с уточняющими репликами.
Поскольку фильм посвящён моде, в кадре часто возникают и манекенщицы, и любопытные модели одежды. Во многих узнаётся характерный стиль одного из самых знаменитых советских модельеров Вячеслава Зайцева, который был консультантом на съёмках. А в одном эпизоде маэстро появляется и сам: Сергей Бодров смотрит по тв интервью с Вячеславом Зайцевым.
Кстати, существует версия, что Валентин Черных
отчасти списал главного героя с Зайцева: оба работает в провинциальном городе и борются с косностью коллег, оба симпатизируют фольклорному стилю и хотят, чтобы советские люди наконец-то получили красивую и стильную отечественную одежду, а не гонялись за дефицитной заграничной.
В прокат лента «Красиво жить не запретишь» вышла осенью 1982 года и тут же подверглась критике. И за отход от сценария, и за затянутость, и за откровенную скучность. Одной из первых претензий киноведов был выбор главного исполнителя.
Виктор Фокин предстал на экране не как яркий самобытный герой, которого переполняют творческие идеи, а как просто хороший парень, который стремится сделать жизнь окружающих лучших:
по сюжету Сергея ещё и выбирают председателем фабкома, так что ему нужно заниматься и бытовыми проблемами сотрудниц. Так, он способствует появлению на фабрике парикмахерской и косметологического кабинета, ведь женщинам хочется быть красивыми. Особенно заметен режиссёрский провал в эпизоде с интервью с Вячеславом Зайцевым: Сергею Бодрову на фоне модельера явно не хватает оригинальности, элегантности, умения проявить себя.
Не менее жёсткими были обвинения критиков в том, что романтическая линия Сергея и Марина потеряла интригу, превратившись в серую банальность. Ну и, конечно, сама картина оказалась совсем не динамичной, плоской и прозаичной, хотя задумка изначально была интересной. Да, режиссёр и оператор показали в кадре новаторские фантазийные, по-настоящему смелые наряды, которые могли бы удивить неискушённого зрителя, но этим достоинства фильм и исчерпались.
Приговор дебюту Антона Васильева вынес кинокритик Андрей Плахов:
«Но как-то глубоко безразлично — и нам, и, похоже, авторам, — чем закончатся их <Бодрова и Лыхиной> пререкания. Конфликт настолько мельчает и теряет энергию, что в финале даже не даётся намёка на его разрешение — мол, рассудит время… Не то чтобы создатели картины сломались под сложностью выявленных ими жизненных противоречий — скорее, заскучали вместе с нами».
И сложно с этим вердиктом не согласиться.
От себя отмечу, что в фильма есть кадры с городских улиц, где много людей. И не могу сказать, что люди одеты серо и безлико, как это обычно говорят про советские времена. Напротив, много интересной и красочной одежды, причём и женской, и детской, и даже мужской. То ли все успели закупиться дефицитом, то ли сами себя обшили, то ли не так уж всё было и плохо с модой.
А вы следите за модными тенденциями?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: