Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Трудная жизнь советского модельера-новатора: «комедия», где появился Вячеслав Зайцев

Фильм «Красиво жить не запретишь» (1982) уже названием намекает, что зрителям покажут искромётное зрелище, наполненное забавными приключениями. Между тем,

в ленте шуток нет совсем, и решительно непонятно, кто отнёс её к комедийному жанру. Скорей, это производственная драма с элементами мелодрамы,

и ни одной шутки я не обнаружила. В центре сюжета — вполне серьёзный конфликт между молодым модельером с современными взглядами на моду и очень консервативной директоршей текстильной фабрики.

Кадр из фильма «Красиво жить не запретишь»
Кадр из фильма «Красиво жить не запретишь»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Драматург Валентин Черных в сценарии «Храбрый портной» тоже изобразил конфликт, но более психологичный, в который вовлечены две масштабные личности: директор Людмила Сергеевна Лыхина, отличный управленец с большим опытом, умеющая просчитывать всё до мелочей, и дерзкий в фантазиях, стильный, раскованный, порой экстравагантный художник-модельер Сергей Бодров, настоящий эстет с тонким чутьём.

Кадр из фильма, Виктор Фокин в роли Сергея Бодрова
Кадр из фильма, Виктор Фокин в роли Сергея Бодрова

Их пытается примирить парторг Виктория Федяева, считающая, что

при соединении опыта Лыхиной и авангардизма Бодрова и будут рождаться уникальные модели одежды, на которые будет спрос.

Однако директор и модельер общий язык найти не могут, парню приходится даже ехать в столицу из их небольшого городка и там решать вопрос на уровне министерств. Вторая сюжетная линия — это романтическая связь Сергея с Мариной, одной из работниц фабрики. Марина — девушка с неоднозначной репутацией, мало того, она была не совсем честна с Сергеем, чего он долго не может ей простить. Однако в итоге у него всё более-менее складывается: на фабрике принимают в разработку новые модели, и с Мариной отношения налаживаются.

Перенёс сценарий на экран режиссёр Антон Васильев, дебютировав с этой работой в полнометражном кино.

Надо сразу сказать, что дебют прошёл неважно, вторую игровую картину режиссёра тоже приняли без восторгов, и позже Антон Васильев переключился на кино документальное и публицистику.

В процессе съёмок название «Храбрый портной» превратилось в «Красиво жить не запретишь» — эту фразу произносит в одном из эпизодов Сергей Бодров.

Кадр из фильма. Виктор Фокин
Кадр из фильма. Виктор Фокин

Главную роль отдали Виктору Фокину, актёру довольно опытному, но больше известному по театральным работам. Несмотря на то, что в фильмографии у Виктора уже было полтора десятка работ, главные роли ему доводилось играть нечасто.

Кадр из фильма. Лидия Смирнова
Кадр из фильма. Лидия Смирнова

А вот его коллеги по площадке были куда более знамениты: директора Лыхину сыграла Лидия Смирнова, а парторга Федяеву — Лидия Федосеева-Шукшина.

Кадр из фильма. Лидия Федосеева-Шукшина
Кадр из фильма. Лидия Федосеева-Шукшина

В роли Марина появилась Татьяна Ромашина. Тут стоит отметить, что

экранная Марина разительно отличалась от сценарной: в фильме это обычная девушка и ничто не намекает ни на её непростой характер, ни на сомнительное прошлое. Героиня в общем-то совершенно безликая и мало что изменилось бы, не будь её вовсе.
Кадр из фильма. Татьяна Ромашина
Кадр из фильма. Татьяна Ромашина

Пару слов об исполнительнице. Татьяна Ромашина — дочь актёра Анатолия Ромашина. К моменту съёмок она только-только окончила Школу-студию МХАТ, и фильм «Красиво жить не запретишь», как и для режиссёра, стал её дебютом в большом кино. Однако вскоре Татьяна передумала быть актрисой и перешла на телевидение, став телеведущей. И здесь Татьяна оказалась на своём месте: карьера продвигалась успешно, зрителям девушка очень нравилась. Но потом она с телеэкранов исчезла, и причиной тому стали семейные заботы и переезд в другую страну.

Кадр из фильма. Виктор Фокин и Ирина Скобцева
Кадр из фильма. Виктор Фокин и Ирина Скобцева

В других ролях в картине появились Ирина Скобцева в роли педагога Бодрова, с которой он встретился на выставке в Москве, и Елена Валаева, Алевтина Румянцева и Маргарита Жарова, Юрий Саранцев, Борис Новиков и Георгий Бурков в роли отца и дяди Сергея.

Кадр из фильма. Борис Новиков
Кадр из фильма. Борис Новиков

Георгий Бурков здесь выступил эдаким рассказчиком, который периодически вклинивается в повествование с уточняющими репликами.

Кадр из фильма. Борис Новиков и Георгий Бурков
Кадр из фильма. Борис Новиков и Георгий Бурков

Поскольку фильм посвящён моде, в кадре часто возникают и манекенщицы, и любопытные модели одежды. Во многих узнаётся характерный стиль одного из самых знаменитых советских модельеров Вячеслава Зайцева, который был консультантом на съёмках. А в одном эпизоде маэстро появляется и сам: Сергей Бодров смотрит по тв интервью с Вячеславом Зайцевым.

Кадр из фильма. Интервью с Вячеславом Зайцевым
Кадр из фильма. Интервью с Вячеславом Зайцевым

Кстати, существует версия, что Валентин Черных

отчасти списал главного героя с Зайцева: оба работает в провинциальном городе и борются с косностью коллег, оба симпатизируют фольклорному стилю и хотят, чтобы советские люди наконец-то получили красивую и стильную отечественную одежду, а не гонялись за дефицитной заграничной.

В прокат лента «Красиво жить не запретишь» вышла осенью 1982 года и тут же подверглась критике. И за отход от сценария, и за затянутость, и за откровенную скучность. Одной из первых претензий киноведов был выбор главного исполнителя.

Виктор Фокин предстал на экране не как яркий самобытный герой, которого переполняют творческие идеи, а как просто хороший парень, который стремится сделать жизнь окружающих лучших:

по сюжету Сергея ещё и выбирают председателем фабкома, так что ему нужно заниматься и бытовыми проблемами сотрудниц. Так, он способствует появлению на фабрике парикмахерской и косметологического кабинета, ведь женщинам хочется быть красивыми. Особенно заметен режиссёрский провал в эпизоде с интервью с Вячеславом Зайцевым: Сергею Бодрову на фоне модельера явно не хватает оригинальности, элегантности, умения проявить себя.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Не менее жёсткими были обвинения критиков в том, что романтическая линия Сергея и Марина потеряла интригу, превратившись в серую банальность. Ну и, конечно, сама картина оказалась совсем не динамичной, плоской и прозаичной, хотя задумка изначально была интересной. Да, режиссёр и оператор показали в кадре новаторские фантазийные, по-настоящему смелые наряды, которые могли бы удивить неискушённого зрителя, но этим достоинства фильм и исчерпались.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Приговор дебюту Антона Васильева вынес кинокритик Андрей Плахов:

«Но как-то глубоко безразлично — и нам, и, похоже, авторам, — чем закончатся их <Бодрова и Лыхиной> пререкания. Конфликт настолько мельчает и теряет энергию, что в финале даже не даётся намёка на его разрешение — мол, рассудит время… Не то чтобы создатели картины сломались под сложностью выявленных ими жизненных противоречий — скорее, заскучали вместе с нами».

И сложно с этим вердиктом не согласиться.

От себя отмечу, что в фильма есть кадры с городских улиц, где много людей. И не могу сказать, что люди одеты серо и безлико, как это обычно говорят про советские времена. Напротив, много интересной и красочной одежды, причём и женской, и детской, и даже мужской. То ли все успели закупиться дефицитом, то ли сами себя обшили, то ли не так уж всё было и плохо с модой.

А вы следите за модными тенденциями?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-13

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: