Во второй половине семидесятых режиссёру Евгению Фридману всё-таки решили доверить съёмки. До этого он несколько лет был в опале, хотя снятую им в 1971 году картину «Остров сокровищ» зрители полюбили, а критики расхвалили.
Новую работу уже поставили в план киностудии имени Горького, но Фридман внезапно засобирался в США, так что пришлось искать нового режиссёра.
На киностудии вспомнили про выпускника ВГИКа Владимира Грамматикова. Он ещё не создавал полнометражных лент, но его две короткометражки коллеги успели оценить. К тому же появилось указание партии активно включать в работу перспективных молодых режиссёров, так что
Грамматикова пригласила сама Татьяна Лиознова, чтобы лично вручить сценарий.
Владимир, увидев, кто числится авторами, без раздумий сценарий забрал. Дело в том, что написали его Андрей Вейцлер и Александр Мишарин, принимавшие участие в создании фильма «Зеркало» (1968) Андрея Тарковского. Но, начав чтение, будущий режиссёр разочаровался: в сценарии речь шла о каком-то парне-шапапуте в детском саду. Правда, отказать Лиозновой Грамматиков не посмел, так что пришлось ему браться за съёмки комедии «Усатый нянь».
Друзья Грамматикова предрекали ему провал и забвение и уверяли, что хороший фильм с таким материалом не снять.
Всех, включая самого режиссёра, пугала необходимость работать не с одним-двумя-тремя дошкольниками, а с целым коллективом пятилеток.
Проблемы начались с самого начала: никак не могли найти главного героя. Владимир был уверен, что он с лёгкостью подберёт актёра, ведь симпатичных парней, которые владеют гитарой, творческие вузы выпускают десятками. Но
оказалось, что претенденты на роль усатого няня совсем не умеют общаться с детьми.
Каждого артиста режиссёр запускал в комнату с малышами и следил, что тот будет делать. И ни один не смог справиться с сорванцами. Все уже начали терять надежду, когда на студии появился молодой Сергей Проханов и самонадеянно заявил, что роль должен играть только он. Его тоже запустили к детям для проверки, и Сергей в один момент усмирил мальчишек и девчонок, а Грамматиков наконец-то выдохнул и утвердил его на роль.
Не менее сложно было найти юных артистов. По объявлению на киностудию приходили мамы и папы, бабушки и дедушки с наследниками, и через пробы прошли сотни малышей, из которых отобрали всего 18.
Изначально планировали набрать близнецов, потому что по трудовому законодательству детей можно было снимать не больше 4 часов каждый день, а близнецов можно было менять друг на друга и работать целый день.
Но это оказалось задачей невыполнимой. Во-первых, с малышами вообще трудно договариваться, а во-вторых, даже идентичные внешне близнецы имели разные характеры, так что заменять друг друга не могли. Этот эксперимент провалился, хотя в группе всё же остались две малышки-близняшки, но они снимались одновременно и играли сами себя. В итоге
на площадке остались 18 малышей, которые доставили массу хлопот группе детскими выходками и полнейшей непредсказуемостью и постоянно доводили взрослых до изнеможения.
Единственным человеком, который никогда не раздражался и не злился на площадке, оказалась Людмила Шагалова, игравшая роль заведующей детским садом. Шагалова была уже именитой актрисой, но в ней не было ни капли звёздности. Мало того,
она постоянно помогала режиссёру в общении с детьми, а иногда и вовсе заменяла воспитательницу, которая всегда присутствовала на площадке и занимала детей.
Ещё одной взрослой героиней, которая всех восхищала, была Елизавета Уварова, театральная актриса из Ленинграда, уже отметившая 70-летие. Она не просто идеально сыграла Арину Родионовну 20 века, но и очень поддерживала Сергея Проханова, когда он терял терпение из-за проделок детей.
Для Уваровой эта роль стала последней: ещё до начала съёмок ей поставили онкологический диагноз,
но, несмотря на болезнь, артистка снималась без претензий и ничего для себе не требовала. К сожалению, до премьеры Елизавета Уварова не дожила.
Комедия «Усатый нянь» вышла осенью 1977 года. Нервотрёпка с детьми и постоянные пересъёмки дублей померкли на фоне успеха:
милый фильм про детей и няня, который и сам-то ещё не вполне повзрослел, тут же выбилась в лидеры проката.
Её смотрели семьями и по нескольку раз, так что сейчас она даже входит в число самых кассовых советских лент. А для Сергея Проханова фильм стал судьбоносным: его и по сей день вспоминают именно по роли усатого няня Иннокентия Четвергова.
А вы хотели бы, что у ваших детей или внуков был такой усатый нянь?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296