Главным героем фильма «Инспектор ГАИ» (1983) стал честный и принципиальный гаишник, которого не сломили ни козни влиятельного директора техцентра, которому он перешёл дорогу, ни давление начальства. Финал истории остался открытым, хотя и намекающим на благополучный исход, но
в сценарии и изначальном варианте картины конец был куда более мрачным.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарист Александр Бородянский и режиссёр Эльдор Уразбаев познакомились во время работы над лентой «Смотри в оба!» (1981) и следующий фильм опять решили снять совместно.
Бородянский написал сценарий об инспекторе ГАИ Петре Зыкине, которого ничто и никто не может заставить отступить от правил.
Как-то Зыкин останавливает на дороге водителя, превышающего скорость. Этим водителем оказывается местная знаменитость, пусть и сравнительно недавно появившаяся в городе, — директор автосервиса Валентин Трунов.
К Трунову, пробивному, влиятельному, обладающему массой полезных связей, ходят на поклон все автовладельцы, в числе которых городские начальники.
Но «особый статус» Трунова Зыкина не останавливает, ведь нарушитель в любом случае должен быть наказан. Бескомпромиссность Зыкина и нежелание отказаться от долга становится причиной череды неудач:
инспектора без конца отчитывает начальник, потом его выгоняют из гоночной команды, сестру лишают долгожданного места, а самого Петра понижают в должности, а в перспективе могут понизить и в звании. Всё это подстроено мстительным Труновым, но даже эти атаки не могут заставить Зыкина изменить себе.
На роль Петра Зыкинаа режиссёр утвердил Сергея Никоненко, хорошо известного зрителям. По сюжету Зыкин — рыжеволосый (за что его иной раз подразнивают) так что актёру пришлось согласиться на окраску шевелюры. Сергей Никоненко за роль взялся с удовольствием, хотя ему в очередной раз пришлось играть хорошего парня. Сам он позже говорил так:
«Над Зыкиным работалось как-то по-особенному увлечённо. и знаете почему? Потому что приятно иметь дело с таким человеком, для которого правда есть одна-единственная, вросшая в его плоть и кровь норма поведения, которую, хоть кол на голове теши, ничем не вытравишь. <...> Мне возразят: наивный человек он, этот Зыкин. Да побольше бы таких наивных, неискушённых, бескорыстных! Мы порой не замечаем, что именно на Зыкиных-то всё и держится».
Роль холёного барина Валентина Трунова идеально подошла Никите Михалкову. С ним Эльдор Уразбаев тоже был знаком: Никита Михалков и его брат Андрей Кончаловский были сценаристами приключенческого боевика «Транссибирский экспресс», который Уразбаев выпустил в 1977 году. Михалков прекрасно вписался в образ хозяина жизни, который считает, что ему дозволено больше, чем другим, а
их дуэт с Сергеем Никоненко стал классически контрастным как внешне, так и внутренне.
В роли начальника Зыкина майора Гринько предстал Олег Ефремов, роль смешного коллеги получил Виктор Ильичёв, руководителя стройтреста и одного из покровителей Трунова сыграл Николай Парфёнов. В небольших ролях снялись Марина Левтова, Юрий Кузьменков, Николай Засухин, Вадим Захарченко.
А ещё в фильме появилась актёрская семья: Раиса Рязанова и её сын Данила Перов.
Раиса сыграла сестру Петра Зыкина, а Данила — её сына, племянника Петра.
По ходу съёмок разительно изменилась концепция фильма. Александр Бородянский писал сценарий как приключенческо-детективный, а противостояние Зыкина и Трунова там было основой серьёзной интриги. Изначально фильм таким и делали.
С помощью каскадёров сняли зрелищный эпизод погони Трунова на «Жигулях» за Зыкиным, несущимся на мотоцикле, гибель Трунова в этой опасной охоте и безуспешную попытку Зыкина его спасти.
Также предполагалось, что и сам Зыкин пострадает во время гонки и окажется в операционной, но ему повезёт больше, чем Трунову. Однако в итоге Эльдор Уразбаев понял, что эти сцены, пусть и эффектные и впечатляющие, заслоняют основную идею картины — поединок двух характеров, двух полярных философий, двух жизненных позиций. С тяжёлым сердцем режиссёр отправил метры плёнки в корзину, чтобы показать главное —
истинный герой может быть неприметен, особенно на фоне сияющих лже-героев, но правда остаётся на его стороне.
Фильм «Инспектор ГАИ» вышел в конце весны 1983 года. Картина с довольно увлекательным сюжетом и прекрасным актёрским ансамблем внимание привлекла сразу, став одним из самых популярных фильмов, посвящённых работе милиции, в том числе ГАИ, хотя несгибаемый Петя Зыкин многим показался едва ли на фантастическим героем. Но, думаю, тут снова будет уместно привести слова Сергея Никоненко, в рассказе о фильме сказавшим:
«Но тяга к идеалу в искусстве так же, как и простое желание встретить хорошего человека, будет существовать всегда, ибо она, наверное, его самый главный и надёжный двигатель».
А вы волнуетесь, когда инспектор ГАИ/ГИБДД вас останавливает?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: