Одно дело, когда на производство удачного концепт-кара не хватает средств, а совсем другое, если всё упирается в смелость принятия решений. Вернее в её отсутствие. В сегодняшнем выпуске «Старых, но не бесполезных» — грустная история великолепного суперкара Jaguar.
Проект начинался в качестве празднования юбилея марки
Название этой модели может рассказать о многом. Заглавная «С» означает Concept, «X» — намёк на экспериментальный характер проекта. Что касается 75, то это отсылка к 75-летию Jaguar, который англичане праздновали в 2010-м.
Автомобили к собственному юбилею делали многие бренды. Правда, редко бывает так, что подарок получается таким эффектным внешне и столь продвинутым в технологическом плане, порождая лавину завышенных ожиданий.
Jaguar С-X75 — это не просто упражнение в дизайне и не просто шоу-стоппер, единственная задача которого — напомнить о существовании марки. Англичане построили на юбилей уникальный суперкар, аналогов которому не было в мире.
Главный секрет автомобиля – потрясающая силовая установка
Уникальность юбилейного Ягуара, прежде всего, в двигателе. Концепт-кар, представленный на автошоу в Париже осенью 2010-го, был гибридом. В движение С-X75 приводили сразу четыре ступичных электромотора, которые питались от литиево-ионных силовых аккумуляторов с жидкостным охлаждением. При этом батарейки футуристического автомобиля заряжались от пары компактных газотурбинных многотопливных моторов!
Мини-турбины британской фирмы Bladon Jets стали настоящим откровением. Во-первых, они действительно были многотопливными и могли работать на разном горючем: от дизеля до сжиженного газа. Во-вторых, запас хода гибридного Ягуара составлял почти 1000 километров! Одних только аккумуляторов сравнительно небольшой ёмкости в 19 кВт⋅ч хватало на 100–110 километров движения в полностью электрическом режиме. То есть супер-Jaguar мог бы спокойно заезжать даже в исторические кварталы европейских городов, закрытых для большинства автомобилей с ДВС.
Наконец, гибридная силовая установка обещала сумасшедшую динамику. До «сотни», по заявлению представителей Jaguar, юбилейный концепт разгонялся за 2,9 секунды, а потолок максимальной скорости составлял 330 км/ч. Для начала 2010-х, когда мир ещё не был избалован сумасшедшими разгонами электрических суперкаров, это казалось фантастикой.
Помимо уникальной силовой установки, C-Х75 впечатлял шасси из алюминия, комплексом активной аэродинамики, значительно увеличивающей прижимную силу, а также использованием прогрессивных материалов, включая карбон. Словом — высший класс.
Внешне C-X75 напоминал другой суперкар Jaguar
Дизайн юбилейного концепта обычно приписывают Иэну Кэлламу — шеф-стилисту Jaguar. Хотя правильнее считать C-X75 работой Джулиана Томпсона. Через некоторое время, к слову, он тоже стал главным дизайнером британского бренда.
В пропорциях и обводах «семьдесят пятого» явно считывается желание быть похожим на другой легендарный и ещё не забытый публикой суперавтомобиль из Ковентри. Речь, конечно же, об XJ220. В этот раз обошлось без скрытых фар и антикрыльев, но семейная преемственность налицо.
Особенно выделяются открывающиеся наверх и вперед двери концепта — такие иногда называют дверьми типа «лебединое крыло», цифровую приборную панель и те самые турбины Bladon Jets, помещённые под стекло капота, словно драгоценные камни на витрине ювелирного магазина. При всей внешней красоте коэффициент лобового сопротивления С-Х75 составлял 0,32. А это, кстати, не такой уж и хай-тек.
Суперкар приняли с восторгом
В любом случае в осеннем Париже Ягуару устроили роскошный приём: британский суперкар с ярким дизайном и потрясающими заявленными характеристиками восторженно приняли и публика, и пресса.
Приятно удивлённое столь однозначно положительной реакцией, руководство Jaguar сделало ещё один правильный ход. Через полгода фирма заявила о намерении запустить серийное производство С-Х75. Пусть всего 250 экземпляров, пусть по цене чугунного моста, но тем не менее.
Правда, сразу стало ясно, что серийная версия не будет столь же революционной, как прототип. От невероятных компактных газовых турбин пришлось отказаться, «лебединые крылья» заменили на подъёмные двери, количество электромоторов сократилось вдвое, а запас хода на электротяге — втрое. Но всё равно заявленные характеристики серийного C-X75 впечатляли.
Суммарная мощность расположенного в базе ДВС и двух электромоторов (по одному на каждую ось) составляла почти 900 л.с. Вкупе с лёгким карбоновым шасси и 7-ступенчатым «роботом» всё это обещало фантастическую динамику. Речь шла про три секунды до «сотни» и максималку за 320 км/ч.
Увы, всему этому не суждено было сбыться. Ещё через полтора года, в декабре 2012-го, Ягуар объявил, что премьеры не будет, а проект закрывается.
Причиной для отказа стали сомнения в финансовой целесообразности проекта
В число причин для отказа англичане добавили рецессию на рынке, которая делает «неразумной запуск суперкара ценой от одного миллиона долларов». Выглядело это довольно странно. Ведь тогда Jaguar как раз перешёл под контроль индийского промышленного конгломерата Tata и бюджет на новую амбициозную разработку, особенно столь радушно принятую всем миром, наверняка нашёлся бы.
Возможно, в Ковентри вспомнили про убыточный XJ220, который тоже в конечном счёте не оправдал рыночных ожиданий, и решили не рисковать. Но есть и другие версии. Говорили, что даже в партнёрстве с компанией Williams Advanced Engineering, которую привлекли к проекту, в Jaguar просто не смогли решить кучу технических проблем модели.
Так или иначе, самым ярким моментом в судьбе С-X75, помимо мировой премьеры в Париже-2010, стало камео в Бондиане. Именно за рулём чудо-Ягуара преследует Aston Martin DB10 Джеймса Бонда один из злодеев «Спектра». Но несколько минут погони по ночному Риму — явно не предел мечтаний тех, кто видел в дизайне и конструкции этого неординарного автомобиля светлое будущее Jaguar.