Всем привет. В этой статье хочу рассказать об изменениях для водителей, которые либо уже подписаны, либо только планируются в ноябре 2023 года. Первое, о чем я хотел рассказать, это то, что во многих СМИ, даже в крупных изданиях, пишут о том, что с 1 ноября 2023 года якобы закончится действие разрешения на выпуск новых автомобилей без антиблокировочной системы. Я напомню, что согласно постановлению правительства, которое было подписано еще в мае 2022 года, в России разрешили выпуск так называемых упрощенных автомобилей без оснащения их АБС, подушками безопасности, пониженного экологического класса, без модулей эроглонаса и так далее. В итоге в конце мая 2023 года к этому постановлению правительства были приняты поправки, согласно которым постепенно эти меры будут ужесточаться, то есть постепенно будет возвращаться контроль к требованиям по оснащению транспортных средств, которые выпускаются в обращении. Почему многие с ним пишут про 1 ноября? Дело в том, что когда только обсуждался проект постановления, действительно Минпромторг планировал, что эти послабления закончат свое действие в ноябре. Однако, что касается АБС, если обратиться к тексту уже подписанного документа, то требования по АБС заработают не с 1 ноября, а с 1 декабря 2023 года. Важная оговорка, если его в очередной раз не отменят и не перенесут, то есть если этого не произойдет, то с 1 декабря текущего года, соответственно, заводы-изготовители в России не будут иметь право выпускать новые автомобили без оснащения антиблокировочной системой.
Далее следующее, это инициатива правительства по ужесточению требований к автокреслам. До 15 ноября 2023 года правительство дало поручение Минбромторгу проработать ужесточение требований к детским удерживающим устройствам с тем, чтобы окончательно запретить использование различных адаптеров, треугольников, накладок на ремень безопасности, а также очень популярных сегодня так называемых бескаркасных автокресел. То есть будут приняты ужесточения их ПДД и будут внесены поправки в правила сертификации с тем, чтобы эти тряпочки нельзя было признать детским удерживающим устройством.
Далее еще один важный момент, который касается ввоза, покупки и продажи автомобилей из зарубежных рынков, это то, что буквально в последние дни октября заработало новое постановление правительства, которым были скорректированы правила уплаты утильсбора. Во-первых, с 1 августа текущего года ставки у телесбора для всех транспортных средств были проиндексированы, но по-прежнему оставалось исключение, согласно которому при выполнении трех правил физические лица могли платить минимальный размер утиль сбора при ввозе автомобиля. Согласно этим правилам, во-первых, физическое лицо имеет право везти на территорию России в течение года не более одного автомобиля для личного пользования. Далее, объем двигателя этого автомобиля должен быть менее 3 литров и эта машина в течение 1 года после даты ввоза не должна перепродаваться. Таким образом человек имеет право в течение года ввести на территорию России одну машину объемом двигателя до 3 литров, которую он планирует использовать в личных целях. И если в течение этого года после ввоза он ее не перепродает, то он может уплатить льготную ставку утильсбора. Для новых машин эта ставка составляет всего 3400 рублей, для бушных машин 5200 рублей. Если же какое-то из этих условий не выполняется, то сумма утильсбора может достигать десятков и даже сотен тысяч рублей. 29 октября 2023 года вступила в силу постановление правительства № 1722 от 17 октября текущего года. Согласно этому постановлению, с 29 октября ужесточены требования по утильсбору. Во-первых, правом администрирования, то есть контроле оплаты утильсбора теперь наделена таможня, то есть данные полномочия переданы из Федеральной налоговой службы в Федеральную таможенную службу. Соответственно, теперь занимаются этим не налоговики, а таможенники. Еще одно ужесточение в том, что теперь, если физлицо покупает за границей, в том числе в странах Евразес, таких как Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения, автомобиль, который там был везен юрлицом, то есть, к примеру, человек поехал в Казахстан или в Киргизию и там для личных нужд купил в местном автосалоне автомобиль, не важно, бушный или новый, то в таком случае уже льготная ставка утильсбора с 29 октября действовать не будет. То есть оно продолжит действовать только если физлицо купит в соседней стране автомобиль у физлица.
Еще одно новшество, которое закреплено этим постановлением правительства, заключается в том, что если человек, к примеру, ввез, согласно всем правилам, автомобиль для личного пользования в Россию, уплатил льготный утиль сбор, а затем, не дожидаясь одного года, эту машину в России продал, то соответственно, право требования до платы этого утиль сбора до полной стоимости уже переходит к покупателю. Таким образом, если я не проверяю, например, купил у человека машину, которую он ввез по льготным ставкам утильсбора, то затем таможенники придут уже ко мне с претензиями. То есть вместо этих трех или пяти тысяч с копейками, всю эту разницу в утильсборе, десятки или сотни тысяч рублей придется в итоге оплачивать мне, как покупателю. Поэтому в 2023 году при покупке таких автомобилей нужно быть особо внимательными и проверять всю документацию.
И последнее, о чем я хотел напомнить водителям, это то, что до конца ноября 2023 года владельцам автомобилей нужно оплатить транспортный налог за предыдущий 2022 год. Крайний срок оплаты 1 декабря. Таким образом, если до 1 декабря транспортный налог не оплатить, то уже 2 декабря сумма транспортного налога превратится в налоговую задолженность. И таким образом на эту сумму будут начисляться пенни за каждый день просрочки. Летом 2023 года, я напомню, вступила в силу новшество, согласно которому теперь получать налоговые уведомления можно не только через личный кабинет на сайте налоговой и путем рассылки обычных бумажных заказных писем через Почту России, но также и через портал Госуслуг, если указать там соответствующие согласия. Вот такая вот информация. Надеюсь, статья была для вас полезным, интересным. Спасибо, что дочитали её до конца. Желаю всем безопасных дорог!