Найти тему
Честный копирайтинг

Ныть или меняться: как копирайтеру реагировать на вызовы?

Оглавление

«В связи с затянувшейся эпидемией, снижением цены на нефть и массовым отключением горячей воды средние доходы граждан упали почти на 40%».

Прослушав по телевизору такое сообщение, копирайтер может отреагировать двумя способами.

1. Ну теперь понятно, почему у меня стало меньше заказов. Теперь ясно, почему ушли два клиента. Массовое отключение, что тут поделаешь. Оно у всех. Просто смириться и ждать.

2. Отключение – не отключение, а надо что-то делать. Конкретно мне, здесь и сейчас. Найти других клиентов, получить новые навыки. Плохому танцору, как известно, всегда снижение цены на нефть мешает.

Как правило, фрилансер с самого начала учится не зависеть от других и быть себе на уме (хорошо это или плохо – ещё поговорим). Так что более логично, на мой взгляд, не кивать в сторону эпидемий и нефти, а попытаться понять: что послужило причиной конкретно моих проблем, и не смогу ли я что-то изменить прямо сегодня?

Это называется «проактивная позиция». Говоря простыми словами – умение самостоятельно придать себе нужный импульс движения, не дожидаясь, пока дадут пинка.

Итак, переходим к практике. Задачка на сегодня: из-за мирового финансового кризиса у меня ушли двое клиентов, а новые не торопятся появляться.

Внешние обстоятельства мы не выбираем, а вот как себя вести — очень даже.
Внешние обстоятельства мы не выбираем, а вот как себя вести — очень даже.

Что делать-то будем?

1. Давайте выйдем за рамки

Здесь я исхожу из того, что у кого-то по жизни кризис, а кто-то, кто уже «за рамками», спокойно зарабатывает и неплохо живёт, несмотря на регулярные мировые коллапсы.

Если ко мне не ломятся клиенты, то, скорее всего – что? Скорее всего, они не видят реальной ценности в моих услугах. А значит, её надо повышать!

Неоднократно об этом говорил, но никогда не будет лишним напомнить. Хороший копирайтер должен уметь не только настучать несколько страниц в соответствии с ТЗ, но и хорошо разбираться в том, как текст помогает решить конкретные задачи.

Плохой копирайтер:

- Нам нужен текст.

- Присылайте ТЗ, напишу.

Хороший копирайтер:

- Нам нужен текст.

- Где будете размещать и какая у него задача?

Почему от «плохого» копирайтера клиент часто откажется? Да потому что он сам не уверен в том, что и как ему нужно делать. И ищет он не услужливого исполнителя, а того, с кем можно посоветоваться.

Так что если копирайтер хочет писать продающие тексты, то ему нужно разобраться с тем, что такое конверсия и ЦА. А если ему по душе сео-тексты, желательно не только понять значение слова «переспам», но и узнавать о новых алгоритмах Гугла/Яндекса сразу, как только они появляются.

Тогда копирайтер будет «в теме» и сможет полноценно принимать участие в «мозговых штурмах» с заказчиком, а не просто кивать и ждать инструкций.

А если я регулярно направляю заказчику свои идеи и предложения, как можно улучшить его сайт и повысить интерес посетителей, то ценность моих услуг ещё более возрастает.

2. Один в поле не воин

Крамольная мысль для фрилансера, не правда ли?

Когда я начинал, то ощущал себя в высшей степени свободным и независимым. У меня тут своя алмазная шахта, я её выкопал, я же её разрабатываю, и я же гружу алмазы в грузовик, и я же везу их на рынок. И никакая помощь мне, слышите, не нуж-на! И алмазами не по-де-люсь!

Но это тогда, лет 10 назад. А сейчас всё чаще приходится работать над проектами в составе команды. Например:

• Руководитель (владелец бизнеса).

• Веб-дизайнер.

• Программист.

• Сео-оптимизатор.

• Копирайтер.

В таком формате я отвечаю уже далеко не за всё и делаю только свою часть работы (что очень удобно). При этом я советуюсь с другими, а они – со мной.

И эффективность командной работы куда выше. Ну не смогу я сам разработать пневмо-гидро-лазерный отбойный молоток, если мне надо с 8 утра до 8 вечера долбить алмазы. И даже лифт не разработаю, поэтому так и буду таскать мешки. Не говоря уже о том, чтобы стать ювелиром и продавать в 10 раз дороже.

Работа фрилансера — не повод для того, чтобы быть "одиночкой".
Работа фрилансера — не повод для того, чтобы быть "одиночкой".

В общем, сегодня есть мощная тенденция к тому, чтобы копирайтер становился частью команды. А потому даже самому заядлому единоличнику-мизантропу стоит наладить полезные контакты и освоить командную работу.

Как это сделать?

• Добавлять интересных людей в друзья в соцсетях.

• Участвовать в конференциях и других мероприятиях.

• Использовать свой сайт и блог для привлечения потенциальных заказчиков и партнёров.

В общем, сегодня набирает популярность формат не «заказчик ищет копирайтера», а «заказчик и дизайнер ищут копирайтера» либо «сео-оптимизатор и копирайтер ищут веб-дизайнера». Так что добавить в список своих талантов командную работу не помешает.

Хотя бы потому, что такое сотрудничество обычно продолжается долго и становится источником постоянных заказов.

Пока один жалуется на кризис, другой придумывает, как его преодолеть лично ему.
Пока один жалуется на кризис, другой придумывает, как его преодолеть лично ему.

Сегодня на биржах контента всё меньше хороших заказов именно по причине того, что новый формат предполагает другие способы общения и иные площадки.

И да: качественное портфолио и резюме копирайтера, наличие у него сайта и блога сильно повышают шанс, что его возьмут в действительно перспективные команды.

3. Держим нос по ветру

В наше время вообще всё очень быстро меняется, а в интернет-пространстве особенно. Поэтому надо постоянно «принюхиваться» ко всему новому. Иначе есть большой риск «морально устареть».

Это касается всего:

• Новых площадок. Например, 10 лет назад про Инстаграм никто не знал, а сегодня тексты для него кормят многих наших коллег.

• Изменившихся правил. SЕО-оптимизация делается уже не столько с помощью ключей, сколько грамотными и насыщенными смыслом текстами.

Даже в самые тёмные времена можно найти источник возможностей, если принюхаться.
Даже в самые тёмные времена можно найти источник возможностей, если принюхаться.

• Трендов. К примеру, люди сегодня не любят большие тексты на тех страницах, где они не нужны. Но охотно читают объёмную аналитику.

Таким образом, хотя кризисы и неизбежны, но пока один жалуется на падение доходов, другой успевает понять, в какую сторону дует ветер, и как можно не только не потерять, но даже и заработать на этом.

Вот почему я всегда придерживаюсь позиции, что любой вызов – это новые возможности. И если быстро разобраться, что к чему, то можно эффективно их использовать.