Найти тему

Гигиена у подростков с аутизмом

Оглавление

Подросток с аутизмом отказывается чистить зубы или пользоваться дезодорантом? Рассказываем о распространенных причинах избегания гигиенических процедур и эффективных способах его преодоления.

Оригинальный текст читайте на сайте nakedheart.online

Поддержка гигиенических привычек у подростков с РАС необходима не только для их здоровья и комфортного самочувствия. Доказано, что способность взрослого аутичного человека поддерживать в порядке свой внешний вид и соблюдать правила гигиены повышает его шансы на успешную адаптацию в социуме, принятие в среде нейротипичных людей и трудоустройство. Однако для многих подростков с аутизмом простые гигиенические процедуры часто связаны со стрессом и дискомфортом, поэтому они могут избегать чистки зубов, причесывания, отказываются пользоваться дезодорантом и принимать душ. Как же изменить паттерны нежелательного поведения? Первым делом необходимо определить причину избегания тех или иных гигиенических процедур. Ниже перечислены самые распространенные из них.

Сенсорная чувствительность

Если ваш аутичный подросток избегает ту или иную гигиеническую процедуру из-за сенсорной чувствительности, нужно понять, что именно вызывает у него дискомфорт: слишком жесткая щетина на зубной щетке, запах мыла, яркое освещение и т. д. Когда объект найден, попробуйте заменить его на другой: зубную щетку — на новую с более мягкой щетиной, приобрести мыло и шампунь на средства без запаха или с запахом чего-то, что нравится подростку, приглушить свет в ванной, использовать мочалки с другой текстурой. Разрешите включать в ванной любимую музыку или заниматься другой высоко предпочитаемой активностью, но не забывайте использовать таймер. В начале постарайтесь минимизировать требования: договоритесь о том, что подросток принимает душ раз в неделю, а в остальные шесть дней обтирается влажной губкой или салфетками для тела. После достижения этой цели можно постепенно переходить к более сложным практикам.

Проблемы с планированием и самоорганизацией

Трудности с гигиеной могут быть вызваны нарушениями в планировании и самоорганизации. В подростковом возрасте гигиенические требования возрастают, при этом управлять своим временем становится сложнее из-за повышения академической нагрузки (школа, дополнительные занятия). Переходный возраст и гормональные изменения в организме могут значительно увеличить потребность в отдыхе, которая часто не удовлетворяется из-за напряженного графика подростка. Родители должны помочь ему составить реалистичное визуальное расписание с необходимым минимумом требований. Нужно определить, в какое именно время дня у него будет достаточно сил и энергии для ухода за собой. Также можно расположить все предметы в ванной в логической последовательности: например, слева направо или на полочках сверху вниз, чтобы сам порядок подсказывал, что делать.

Избегание требований

Подросток с РАС может каждый шаг гигиенической процедуры воспринимать как отдельное требование. Например, принятие душа включает в себя требование включить воду, помыть голову, помыть тело, вытереться полотенцем, повесить полотенце на место. Из-за такого восприятия требований задачи, которые кажутся нейротипичным людям простыми, у людей с РАС могут вызывать сильную тревожность. В этом случае лучшая стратегия — введение расписания и применение техник для уменьшения тревожности (дыхательная гимнастика, перерывы, фиджеты). Родителям важно проявлять гибкость в соответствии с текущим уровнем стресса подростка. Разрешите ему чистить зубы только раз в день. По мере того как он привыкнет к этому уровню требований, он будет готов перейти к более частому выполнению гигиенических процедур.

Сниженная социальная мотивация

Подросток с РАС может не понимать или не соглашаться с тем, что гигиенические практики необходимы для здоровья или взаимодействия с другими людьми. Особенно часто так бывает, если у него проблемы с социализацией: он находится на домашнем обучении, не посещает кружки и дополнительные занятия и большую часть времени предоставлен сам себе. Естественно, что в таких условиях человек будет игнорировать требования гигиены вроде стрижки ногтей или нанесения дезодоранта. В такой ситуации нужно думать в первую очередь о расширении круга общения подростка (чаще ходить в гости, общаться с другими людьми, сверстниками). Подросткам, у которых снижена социальная мотивация, можно объяснять при помощи социальных историй, насколько важна гигиена для их здоровья и дальнейшей социализации в обществе: успешной сдачи экзаменов, поступления в учебное заведение и т. д. Рассказывая об этом, приведите в пример то, что является для подростка приоритетной целью, которая будет в меньшей степени достижима для него, если он не научится навыкам гигиены: общение с человеком, который ему нравится, возможность посещать театр / музей / другое любимое место, возможность поехать в инклюзивный лагерь, трудоустройство в компанию мечты. Также используйте позитивные поощрения (компьютерные игры, просмотр любимого фильма и т. д.) в награду за выполнение той или иной процедуры.