Постановка целей. SMART-анализ

На прошлой неделе мы говорили о планировании и разработке стратегий при помощи SWOT-анализа. Сегодня мы поговорим о формировании и постановке цели.

На прошлой неделе мы говорили о планировании и разработке стратегий при помощи SWOT-анализа. Сегодня мы поговорим о формировании и постановке цели. Ни для кого не секрет, что в любом деле, будь то спорт, строительство дома, развитие бизнеса важно понимать, чего ты хочешь добиться. В первом случае это, к примеру, золотая медаль на чемпионате России по одному из видов спорта, во втором строительство дома площадью 200 квадратных метров, в третьем выход на ежемесячный доход в 10 миллионов рублей. Это всё цели. Но не всё, что называют целью таковым является. Порой какие-либо желания ошибочно так же называют целью. Например, стать богатым, лучше работать, улучшить сервис. Это желание, но не цель. Цель должна быть конкретной, а не расплывчатой.

Так как же правильно формировать и ставить цели? На этот вопрос даёт ответ популярный инструмент, которым пользуется подавляющее большинство руководителей и предпринимателей – SMART-анализ.

Вначале дадим определение понятию цель. Определений много, но мы дадим своё.

Цель – это конкретный результат, который необходимо достичь за определённый промежуток времени.

Что такое SMART?

SMART-анализ – метод позволяющий из расплывчатого «желания» создать понятную и конкретную цель. Так же он даёт возможность спрогнозировать её достижение.

В соответствии со SMART-анализом цель должна быть:

S (specific) - конкретной

M (measurable) - измеримой

A(achievable) - достижимой

R (Relevant) – значимой или актуальной

T(Time-bound) – ограниченной по времени (срокам)

Что это значит?

1. Необходимо максимально конкретно сформулировать свою цель. В ней не должно быть размытых формулировок и неопределённостей. Например: вместо «улучшения производства» необходимо сформулировать цель следующим образом: «заменить 30% токарных станков». Или цель «увеличить объем продаж» должна звучать следующим образом: «увеличить объем продаж на 10%».

2. Важно понимать, когда цель будет считаться достигнутой и в чём будет измеряться её достижение. В наших примерах это будет количество токарных станков и определённая сумма объема продаж (например, 10 миллионов рублей). Это применимо и к другим сферам деятельности, но принцип тот же.

3. Цель должна быть реальной. Важно понимать, есть ли реальная возможность и ресурсы для достижения цели. Если таковых нет, то смысла в постановке такой цели нет, так как изначально достигнуть её будет невозможно. И это будет демотивировать вас или ваших подчинённых.

4. Цель должна соответствовать вашим интересам на этапе формирования. То есть, она должна быть актуальной, соответствовать потребностям, должна вписываться в общую стратегию.

5. У цели должны быть конкретные сроки выполнения. Как и в первом пункте, они не могут быть размытыми и не конкретными. Необходимо точное понимание, когда цель будет достигнута. Например, срок «в ближайшее время» не будет конкретным. А вот «до 31 декабря 2023 года» это уже конкретный срок выполнения.

Пример SMART-анализа:

Риэлтор, который работает в агентстве недвижимости, решил открыть своё агентство, где он будет работать на себя. Это позволит увеличить свой доход. Он сегодня уволился, но перед этим всё взвесил и провёл SMART-анализ для постановки своей цели.

SMART-анализ цели:

S: открыть своё агентство недвижимости и осуществить 3 сделки по продаже/покупке недвижимости.

M: оформить ИП и осуществить 3 сделки.

A: имеется:

- 5-летний опыт работы риэлтором

- офис для организации работы.

- база объектов недвижимости для реализации.

- высокий спрос на услугу и небольшое количество конкурентов в городе

R: открытие собственного бизнеса позволит увеличить доход и профессионально развиваться.

T: Срок достижения цели до 24 декабря.

Советы при использовании технологии SMART:

1. Перед началом анализа определитесь для чего вы ставите цель, есть ли мотивация у вас или команды для достижения цели, реально ли её выполнить.

2. Проводя анализ установить для себя промежуточные точки, по которым будете отслеживать степень выполнения задач, которые способствуют её достижению. Например в нашем примере это количество сделок.

3. Проводя анализ, задавайте наводящие вопросы:

Какой результат я хочу получить?

Как и как часто нужно отслеживать промежуточный результат?

Есть ли ресурсы и время для достижения цели?

Что может помешать достижению цели?

Для чего мне нужно достичь именно эту цель?

Будет ли эта цель мешать выполнению других задач?

Когда мне нужен результат?

4. Чётко и последовательно формулируйте каждый критерий цели, чтобы он соответствовал каждому пункту анализа и не вызывал вопросов и недопонимания.

5. В случае постановки цели команде, в процессе достижения используйте обратную связь от своих коллег (подчинённых) для того чтобы понимать, верно вы идёте к достижению цели или нет.

SMART-анализ несложный, но достаточно эффективный способ постановки цели. Плюсом этого метода является то, что он универсален и применим не только в бизнесе. Благодаря этому способу так же можно ставить и личные цели. Использование этого метода позволяет решать задачи разного уровня сложности.