Автомобильный импорт, который мы потеряли
- Механизм параллельного импорта автомобилей так и не заработал в полную силу. Правила ввоза для юридических лиц по-прежнему сложнее, чем для физических, а все возможные риски ложатся на покупателя — от сокращённой гарантии до угрозы авто.
Параллельный импорт: что могло пойти не так?
Механизм параллельного импорта был запущен синхронно с введением санкций в марте 2022 года. В 2023 году в расширенный список автомобилей, которые Минпромторг РФ разрешил ввозить без согласия производителя, вошли практически все иностранные бренды, которые были представлены в России до начала санкционных войн.
- Казалось бы, путь для ввоза автомобилей из дружественных стран открыт. Но за полтора года схема так и не стала массовой. Через параллельный импорт в страну попадают единичные автомобили, ввезённые перегонщиками, перекупщиками или небольшими поставщиками. Частные игроки могут позволить себе большую гибкость в планировании сложных логистических и финансовых цепочек. Издержки неизбежны, но частично компенсируются спросом, который превышает предложение, а риски перекладываются на покупателя.
Как дилеры оказались за рамками схемы: ОТТС, СБКТС и ЗОЕТС
С марта по июль 2022 года на автомобильном рынке сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, для ввоза новых автомобилей дилерам больше не требовалось разрешение производителя, с другой — дилер-импортёр по-прежнему должен был предъявлять таможенному органу ОТТС (одобрение типа транспортного средства), а ОТТС без согласия производителя получить невозможно.
Частные лица в этот замкнутый круг не попали — при ввозе «для собственных нужд» по правилам предъявляется свидетельство безопасности колесного транспортного средства (СБКТС). Этот документ можно получить в любой из многочисленных российских лабораторий на бланке установленного образца со степенями защиты или в электронном формате. Организации тоже могут пойти этим путём, но только при ввозе автомобилей старше 3 лет.
- После внесения изменений в Техрегламент дилеры, наконец, получили возможность импортировать автомобили без ОТТС. На смену документу пришло заключение об оценке единичных транспортных средств (ЗОЕТС). Но путь нового автомобиля к покупателю не стал короче. На оформление ЗОЕТС уполномочена единственная экспертная организация — Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ, подведомственный Минпромторгу.