Найти в Дзене
День республики
Подписаться

Уроки языка родной земли

Оглавление

Ученики Фатимы Басиятовны Лайпановой по праву гордятся тем, что их обучает лучшая учительница Северного Кавказа

Второклассники на уроках Фатимы Басиятовны изучают карачаевские пословицы и поговорки. Фото автора.
Второклассники на уроках Фатимы Басиятовны изучают карачаевские пословицы и поговорки. Фото автора.

Как известно, в конце октября в Грозном проходил XIII Межрегиональный профессиональный конкурс учителей родных языков субъектов СКФО и Республики Адыгея «Мы разные, но равные!».

Во время конкурсных испытаний: «Визитная карточка», «Методическая мастерская», «Мастер-класс», «Мир моих увлечений» - участникам предоставлялась большая возможность показать свои компетенции и раскрыть творческий потенциал.

С этими задачами блестяще справилась учительница карачаевского языка и литературы СОШ № 1 им. Д. К. Байрамукова г. Карачаевска Фатима Лайпанова, которая и стала победительницей конкурса.

Путь в профессию

Года два назад я познакомилась с ней в экспериментальном пришкольном лагере «Радуга» (Джанкъылыч) с углубленным изучением карачаевского языка, где в проекте вместе с коллегами участвовала и Фатима Басиятовна. В течение 21 дня дети были погружены в языковую среду: смотрели художественные и мультипликационные фильмы, переведенные на карачаевский язык, инсценировали народные традиции и обычаи, изучали загадки и пословицы, проводили конкурсы чтецов и т. д. И тогда я обратила внимание на эту обаятельную, энергичную, фонтанирующую импровизациями учительницу, вовлекающую учащихся в веселые шарады, конкурсы, игры. Захотелось непременно попасть к ней на урок, когда начнется учебный год, но как-то не сложилось.

И теперь уже по заданию редакции я встретилась с Фатимой Басиятовной, получившей Гран-при на престижном межрегиональном конкурсе в Чеченской Республике. И я уверена: она убедительно показала, что главная миссия учителя - увлечь и позвать за собой детей для накопления знаний. И поэтому педагог обязан, в том числе, быть изобретательным и продвинутым пользователем современного образовательного оборудования, связанного с компьютерными технологиями.

- У каждого из нас есть свой любимый край, с яркими впечатлениями детства, родной пейзаж с неповторимыми звуками - шумом родной реки, разноголосьем близких людей, звоном струй молока в подойнике. Для меня таким местом является моя родина - Учкекен, и я его безмерно люблю, - делится сокровенным Фатима Лайпанова.

В свои сорок с небольшим она выглядит потрясающе - молодым, энергичным блеском светятся глаза, а стройная легкая фигура горянки не утратила еще девичьей порывистости, по определению подталкивающей к подвижничеству. Но иначе ей никак и нельзя - у неё с супругом Борисом пятеро детей, которых нужно поднимать.

Правда, старшая дочь Алина - уже студентка Кисловодского медицинского колледжа, но за ней идут школьницы Карина, Альмира, Амина, а малышка Ариана и вовсе ходит в детский сад.

- Мое детство проходило в окружении многочисленного клана Чомаевых, родных отца, живших рядом, - продолжает Фатима. - У старшего поколения я училась россыпи мудрости народных изречений, от них слышала притчи, легенды, сказки. Большое впечатление производили картины известного художника Хаджи-Мекера Чомаева - его эпические полотна «Тамада», «Портрет горца», «Учкекенский базар» и другие наполняли душу гордостью за малую родину. И, конечно же, я выросла на песнях легендарной вокальной группы «Учкекен». И, наверное, символично то, что старейшая школа в Учкекене, которую я окончила, сегодня занята под историко-краеведческий музей «Рум-Къала».

После окончания школы в 1998 году Фатима Чомаева поступила на филфак КЧГУ по специальности «Русский и родной язык». А во время педпрактик опыта набиралась опять-таки в родной школе. Получив диплом, она приступила к работе в СОШ № 1 с. Учкекен. Но жизненный сценарий сложился таким образом, что судьба ее возвратила в Карачаевск, куда она вышла замуж за хорошего надежного парня Бориса Лайпанова. С ним они прожили уже 20 лет.

И теперь она не мыслит жизни без своей первой школы, педагогического коллектива, разновозрастных учеников.

Вот и сегодня Фатима Басиятовна преподает родной язык с 1 по 7 класс. И в нынешних условиях «нечитабельности» взрослого населения, погруженности в гаджеты детей и подростков, что, несомненно, отражается на родных языках как на бытовом уровне в семье, так и в обществе, в школах, ей, как и коллегам, приходится нелегко. Но, отвечая на вызовы времени, такие учителя-подвижники, как она, в постоянном поиске. Это и составление авторских методик по привитию интереса к изучению родного языка, и разнообразный раздаточный материал.

Меня лично восхитили кубики с карачаевским алфавитом для первоклассников, начинающих изучение родного языка с азов, - авторское изобретение учительницы. И его оценили коллеги - конкурсанты Фатимы Лайпановой на конкурсе в Грозном, расхватав, как горячие пирожки, эти самые кубики, чтобы у себя дома использовать этот опыт…

Здравствуй, Грозный!

ХIII Межрегиональный конкурс учителей родных языков, проходивший в Грозном 26-29 октября, собрал участников из самой Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Ставрополья, Адыгеи на площадке Лингвистической школы им. Ю. Д. Дешериева. Он начался, как всегда, с «визиток», где каждый выложился по полной программе.

- Надо сказать, нашу Фатиму на конкурс собирали всем миром, - рассказывает директор СШ № 1 Анна Караханова. - Телеканал «Архыз 24» предоставил видеоматериалы с национальными дворами. А костюмер образцового танцевального ансамбля «Таулу», она же дизайнер Фатима Аджиева к национальному костюму Фатимы принесла из дома старинные серебряные атрибуты - пояс и нагрудник.

Образно, эмоционально, артистично и уверенно Фатима Лайпанова выполняла одно за другим задания конкурсных испытаний, раскрывая секреты своего педагогического мастерства.

Для жюри и конкурсантов стало открытием и то, как можно организовать языковой пришкольный лагерь. А когда Фатима вместе с дочерью Алиной в национальных платьях красиво исполнили песню - гимн карачаевского народа «Минги Тау» (Эльбрус), жюри, официальным представителям и самим конкурсантам стало понятно, кому принадлежит пальма первенства.

Главное - погружение в языковую среду

А на уроке Фатимы Басиятовны я все же побывала. Аккурат после нашей беседы прозвенел звонок на урок, и мы пошли во второй класс. Многофункциональный урок включал в себя и чтение текстов вслух, и пересказ, и диалог по заданной ситуации, а в качестве разминки дети соревновались в количестве названных пословиц. И в итоге лучшую из них учительница вывела на доске с русским переводом.

В пытливых глазах ребятишек я увидела неподдельный интерес к происходящему на уроке, и каждый хотел участвовать в устном опросе.

На днях на базе Центра поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Карачаево-Черкесии «Спутник» прошел региональный круглый стол «Сохраним родной язык». Министр образования и науки КЧР Инна Кравченко вручила Фатиме Лайпановой Благодарственное письмо и грант Главы республики за победу на XIII Межрегиональном конкурсе учителей родных языков. Выступила на круглом столе с докладом и Ф. Лайпанова, которая рассказала о своем опыте погружения обучающихся в языковую среду, живую разговорную речь. А урок, говорила Фатима Басиятовна, - коллективное сопереживание прочитанного и изученного на родном языке - это главный инструмент нравственного воспитания учащихся.

Людмила ОСАДЧАЯ.