Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Р. А. Дощинский о ЕГЭ 2024 по русскому языку

Оглавление

Возможно, все уже успели посмотреть онлайн-консультацию "На все 100", где руководитель комиссии по разработке КИМов рассказывал об изменениях, ожидающих одиннадцатиклассников на экзамене по русскому языку в этом учебном году. Я, как всегда, слегка торможу.

О "точечных" минимальных изменениях мы, собственно говоря, узнали ещё в конце августа:

Но всё же хотелось услышать об этом из первых уст и узнать о причинах этих изменений. Поэтому посмотрела. Рассказываю тем, кто не видел.

Об изменении оценивания задания 8

На вопрос, почему в очередной раз, снижено количество баллов за задание на поиск грамматических ошибок, Роман Анатольевич ответил, что так "удобнее оценивать": правильный ответ - 2 балла, частично правильный - 1 балл, неправильный - 0 баллов. В чём удобство современной системы оценивания и почему стала неудобна старая пятибалльная система, где за каждое "попадание" давался 1 балл, я, честно говоря, не поняла.

Но теперь количество баллов распределяется так:

  • 5 правильных ответов - 2 балла
  • 4/3 правильных ответа - 1 балл
  • 2/1/0, соответственно - 0 баллов

О задании 26

Иной стала "внутренняя" градация баллов и в задании на поиск средств выразительности:

  • 4 правильных ответа - 3 балла
  • 3 правильных ответа - 2 балла
  • 2 правильных ответа - 1 балла
  • 1/0 правильных ответов - 0 баллов

Изменился и сам список терминов:

  • ушла из кодификатора ЗВУКОПИСЬ, но остались аллитерация и ассонанс;
  • ушёл МОНОЛОГ - остался диалог;
  • на егэ 2024 одиннадцатикласснику не встретятся термины ИРОНИЯ, ОКСЮМОРОН, СИНЕКДОХА и АВТОРСКИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.
  • включены новые термины: БЕССОЮЗИЕ, МНОГОСОЮЗИЕ
  • воскрешена ЭПИФОРА
  • добавлено РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Роман Анатольевич заверил, что через месяц на сайте ФИПИ заработает навигатор самостоятельной подготовки, к которому будут даны методические рекомендации. В них в целостном виде будут представлены все термины с разделением на группы. Ждем.

О причинах изменения формулировки заданий 13, 14

Это не чтобы усложнить жизнь выпускнику, как мы тут подумали, а чтобы расширить языковой материал: старый формат задания препятствовал введению тех языковых единиц, которые не умещались в положенные 17 клеток на бланке ответов, поэтому при составлении заданий раньше оказывались обделёнными "длинные" слова: сложные прилагательные и сложные существительные. Теперь, когда ответом к заданиям 13, 14 являются цифры, а не слова, составители КИМов будут включать в задание 14 не только служебные части речи.

Варианты заданий 13, 14 в новом формате можно найти в статьях

Говоря о заданиях 13, 14, выступающий просил обратить внимание учеников на конструкции "мнимого противопоставления" (небольшое, НО глубокое озеро), на НЕ с прилагательными, имеющими зависимые слова, - раздельное написание работает только в случаях с причастиями, на омонимичные конструкции (одеться по-зимнему - по зимнему лесу) и, конечно, на слитное и раздельное написание наречий, с которыми связано больше всего ошибок. Кто бы сомневался!

О задании 11

Роман Анатольевич согласился, что теоретически задание очень громоздкое, но количество правил сокращено не будет: все орфограммы проходят в школе - все правила надо знать.

О задании 15

Все мы, конечно, встрепенулись, узнав о нововведениях в написании Н/НН в кратких формах, и задались вопросом, как теперь учить детей: по-новому или по-старому?

Р. А. Дощинский заверил, что в КИМах не будет слов, написание которых зависит от контекста (избаловаНа - избаловаННа и т. п.).

О задании 21

Роман Анатольевич подчеркнул, что в КИМах будет прослеживаться однолинейность, однозначность ответа (в тренировочных материалах возможны варианты ответов).

В одном предложении может встретиться несколько правил (например, запятая при вводном слове и запятая между частями сложного предложения)

Сложные предложения в рамках 21-го задания делим на ССП, СПП и БСП.

Смыслового дробления внутри БСП не производим.

Обособленные обстоятельства делим на две группы:

  • ДО, одиночные деепричастия, производные предлоги с существительным или местоимением, сравнительный оборот -это одно пунктуационное правило
  • уточняющие обстоятельства - это другое пунктуационное правило.

На ЕГЭ 2024 гарантированно в тексте 21-го задания не будут стыковаться деепричастные обороты и сравнительные обороты.

На этом, пожалуй, всё. Об изменении в задании 27 можно почитать здесь:

Всем добра и хорошей погоды.

У нас после урагана, бушевавшего всё воскресенье, выглянуло солнышко.
У нас после урагана, бушевавшего всё воскресенье, выглянуло солнышко.