Найти в Дзене

Аутизм и его признаки. Речевые сложности расстройства.

Оглавление
«Не бойтесь людей с аутизмом, обнимайте их. Не надо злить людей с аутизмом, объединяйте их. Не отказывайте людям с аутизмом, принимайте их. Ибо тогда их способности засияют » — Пол Айзекс

Понятие «синдром раннего детского аутизма» в психиатрию ввел детский американский психиатр Лео Каннер.

В своей статье «Аутистические нарушения аффективного контакта» (1943 год), Каннер описал истории 11-ти маленьких пациентов (восемь мальчиков и три девочки), где отразил признаки и особенности данного расстройства.

Приведу примеры выводов, которые делает автор.

Вот, что он пишет:

Главное расстройство у них – неспособность вступать в обычные отношения с людьми и ситуациями, проявляющаяся с начала жизни. Родители говорили, что они «автономны», «живут в раковине», «счастливее всего, когда их оставляют в покое», «ведут себя так, будто вокруг нет людей», «не обращают внимания ни на что вокруг», «производят впечатление немой мудрости», «не могут выйти на должный уровень социальной осведомленности», «ведут себя почти как загипнотизированные».

а также следующее:

Здесь с самого начала существует крайнее аутистическое одиночество, которое всегда, когда это возможно, игнорирует, не замечает, не допускает все приходящее к ребенку извне. Прямой физический контакт, намерение такого контакта или шум, угрожающие нарушить одиночество, либо отвергаются, «как если бы их не существовало», либо, если это не удается, воспринимаются болезненно, как вызывающее стресс вторжение».

Вышеупомянутая статья поистине уникальна и крайне любопытна, и я рекомендую ознакомиться с ней, если Вас интересуют ее детали. Она погрузит вас в мир особенных детей - аутистов, и даст бОльшее понимание этого расстройства.

-2

Причины развития аутизма

Почему дети рождаются с аутизмом, учеными не выяснено до сих пор. Выделяют факторы, повышающие шансы на развитие данного расстройства, к ним относятся:

🔼 Генетические нарушения

У «особых» малышей выявлены приобретенные в процессе развития удвоение гена в 7 хромосоме. И именно этот участок жизненного кода отвечает за взаимоотношения и социализацию.

🔼 Болезни матери в период беременности

  • Для беременных опасны краснуха, герпес, розеола
  • Нарушения метаболизма: ожирение, диабет, гипертензия
  • Анемия матери (малокровие) приводит к серьезным нарушениям в формировании нового организма, отставанию в развитии.

🔼 Гормональный дисбаланс

Нехватка одних элементов и превалирование других, влияют на формирование нового организма, его мозга.

🔼 Внешние факторы

Стресс, отравление, наркотическая и другие зависимости матери пагубным образом отражаются на состоянии ребенка.

-3

🔴 Признаки аутизма у детей грудного возраста

Родители могут заметить эти признаки в возрасте от 6 до 10 месяцев:

🔸малыш не просится на руки, не может фиксировать свой взгляд на лице взрослых, нет контакта «глаза в глаза», не выделяет близких;

🔸не проявляет интерес к игрушкам, не пытается взять их в руки;

🔸не реагирует на звук погремушки или другие звуки, при этом он плачет, когда слышит незнакомые звуки;

🔸часто беспричинно плачет.

🔴 В возрасте от 1 до 2 лет проявления могут быть такими:

🔸гиперчувствительность к свету, вкусам, звукам, либо, наоборот, он абсолютно не реагирует на всякого рода раздражители;

🔸складывает предметы в определённой последовательности и бурно реагирует, если кто-то её нарушает;

🔸ребёнок крутит головой, машет руками, качается и т.д. (происходит бесцельное повторение движений);

🔸часто повторяет слоги или слова не по теме или слово, которое услышал последним, не поддерживает диалог;

🔸любит проводить время в одиночестве.

🔴 Усугубление симптомов может произойти в 3–4 года :

🔸речь отсутствует либо полностью, либо ребёнок просто не хочет разговаривать;

🔸ребенок длительное время занимается простым видом деятельности (раскладывает игрушки или предметы в ряд и др.) и в случае, если происходит прерывание любого ритуала, ребёнок может проявить агрессию (например, может ударить того, кто нарушил его идеальное представление о том, в каком порядке должны находиться те или иные вещи, игрушки и тд).

-4

🗣 Речевые сложности при аутизме:

  1. Наблюдается задержка речевого развития, либо полное отсутствие речи (мутизм - от латинского mutus, что в переводе означает «молчание»);
  2. Наличие эхолалий — одна из самых распространенных особенностей речи при аутизме (однообразное речевое поведение, когда слова или звуки, например, из песен, мультфильмов, разговоров, повторяются бесконтрольно и автоматически). При этом, отсутствует понимание их смысла;
  3. Нарушение или необычное использование просодических компонентов речи (ударения, интонация, ритм, темп, громкость речи);
  4. Скандированное, растянутое или ускоренное звукопроизношение;
  5. Бедность запаса слов;
  6. Не может объединять слова во фразы;
  7. Ребенок использует неологизмы (новые слова). Различают пассивные (бессмысленные звукосочетания) и активные (имеющие определенный смысл);
  8. Ребенок не умеет вести диалог при хорошо развитой монологической речи;
  9. Наблюдаются трудности с произношением отдельных звуков, нередки перестановки звуков;
  10. Наличие грамматических и синтаксических ошибок;
  11. Замена личных местоимений при обращении (может говорить о себе «ты», а о других «я»);
  12. Тенденция к повторению готовых фраз без самостоятельного конструирования предложений.
У детей с аутизмом наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и очень часто именно логопед является тем человеком, который проводит первичную диагностику развития особенного ребенка.Также логопед составляет индивидуальный образовательный коррекционный маршрут и может скоординировать семью для дальнейших действий.

Если статья была полезной, ставьте 👍

и поделитесь ею с теми, кто, возможно, уже сейчас в поисках ответа на вопрос о том, что такое аутизм у ребенка, и как его можно распознать. 😇

Всем правильной и красивой речи 🤍

#аутизм #синдромканнера #запускречи #диагностикаречи #нарушенияречи #логопед #диагностикаразвития #речь